Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»


Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждено

МО учителей эстетического методического совета на заседании педсовета

цикла школы №8 протокол №

протокол № протокол № от

от от приказ №

руководитель МО заместитель директора по УВР от

Пушкова Н.Б. / / ______________ / /


Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

в 6 А, Б, В классах

на 2015 -2016 учебный год



Разработчик: учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Пушкова Наталья Борисовна



Город Бийск, 2015 год



Паспорт

Тип программы основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 8» программа определяет приоритеты в содержании основного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 8 » программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МБОУ « СОШ № 8»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1час в неделю

Формы контроля: текущий контроль, защита презентаций, реферата.





Пояснительная записка

Рабочая программа по Изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по Изобразительному искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;

  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

  4. Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ№8»;

  5. Учебного плана МБОУ « СОШ № 8 » на 2015-2016 учебный год;

  6. Программы общеобразовательных учреждений по Изобразительному искусству и художественному труду 1-9 классы под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских, при участии В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, А.А.Кобозева, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской Москва Просвещение 2011г.

Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебник под редакцией Неменской Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса (2008) Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное воспитание ребенка, т.е. формирование у него качеств отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Основные принципы программы

  1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических ) искусств : изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных- архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства- традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах - экранных и театре.

Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего это триада художественной деятельности как систематизирующая основа программы:

  • Изобразительная художественная деятельность

  • Декоративная художественная деятельность

  • Конструктивная художественная деятельность

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем , окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

  1. Принцип «От жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внушенного мира являются важными условиями освоения детьми программного материала . Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

  2. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению. Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

  3. Принцип единства восприятия и созидания. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.

  4. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства.

  5. Развитие художественно- образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

  • Наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

  • Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации , накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Формы проведения занятий

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант ее реализации происходит за 2 учебных часа в неделю.

В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же - без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остается в целом результативным. Формой проведения занятий по программе является урок. Урок состоит из:

  • Введения в тему занятия.

  • Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

  • Созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

  • Обобщения и обсуждения итогов урока;

  • Подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки- диспуты, уроки - путешествия и уроки - праздники. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально- коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

6 класс посвящен полностью изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения ( рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную.




Содержание учебного предмета

Изобразительное искусство в жизни человека

I четверть: Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Рисунок - основа изобразительного творчества

Линия и ее выразительные возможности

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре

Основа языка изображения

IIчетверть: Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира- натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

III четверть: Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека -главная тема в искусстве

Конструкция головы человека и ее пропорции

Изображение головы в пространстве

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи

Роль цвета в портрете

Великие портретисты (обобщение темы)

IV четверть: Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве

Изображение пространства

Правила линейной и воздушной перспективы

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж - настроение. Природа и художник

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства

Язык и смысл

В VI классе дети знакомятся с искусством изображения как способа познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Изобразительное искусство раскрывается в обучении как особый язык. Изображение, обладая наглядностью , не может быть идентичной предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системы знаков, т.е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служит для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания. Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира. При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств , т.е. правил изображения , - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда - либо и кем -либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средство выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражения духовной жизни общества.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образы человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.


Календарно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Цель и задачи урока

Всего часов

В том числе

Учащиеся

должны

знать и

уметь

Виды, формы деятельности учащихся

Дата

примечание

Теория

Практика

контроль

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их деление на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные; развивать интерес к искусству; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

1.

1.

0

текущий

Знать виды изобразительного искусства.

Практическая работа

Изобразить

пейзаж



Рисунок - основа изобразительного творчества.

Познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком.

Учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

1.

0,5

0,5

текущий,

нулевой срез

Знать виды рисунка, технику рисования.

Уметь выполнять рисунок карандашом с натуры.

Практическая работа

Зарисовка с натуры и по памяти или по представлению отдельных

травянистых растений или веточек. Работа карандашом разной твёрдости.


Линия и ее выразительные возможности.

Выразительные свойства линии. Виды и характер линии. Ритм линий, ритмическая организация листа.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать виды рисунка, технику рисования.

Уметь выполнять рисунок карандашом с натуры.

просмотр презентации

практическая работа

Работа карандашом разной твёрдости.


Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений.

Познакомить с ролью пятна в изображении.

Развивать приёмы работы красками.

Воспитывать интерес к предмету.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать что такое силуэт, тёмное и светлое, тональная шкала.

практическая работа

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками.


Цвет. Основы цветоведения.

Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов; Светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.

Воспитывать художественный вкус.

Развивать творческую фантазию.

1.

0,5

0,5

текущий

Уметь ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; находить гармонические сочетания.

Знать цветовой круг, теплые и холодные цвета, палитру.

практическая работа

Выполнить фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета.


Цвет в произведениях живописи.

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония». Учить находить цветовые сочетания; развивать технику работы с красками. Воспитывать художественный вкус.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония».

Уметь находить цветовые сочетания.

практическая работа

Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением

(работа красками).


Объемные изображения в скульптуре.

Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений.

Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать виды скульптурных изображений; художественные материалы, применяемые в скульптуре, их свойства.

Уметь создавать объёмные изображения животных, используя разные материалы

практическая работа

Выполнить объёмные

изображения

животных, используя разные материалы


Основы языка изображения.

Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии

1.

1.

0

текущий

Знать жанры изобразительного искусства, основы изобразительного языка.

Уметь работать над самостоятельно выбранной темой.

практическая работа

Выполнить на свободную тему красками или карандашами.


Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения.

Развивать навыки решения композиционных задач.

1.

1.

0

текущий

Уметь работать карандашом различными приёмами.

Знать выразительные средства и правила изображения.

практическая работа

Выполнить рисунок

на тему «Этот фантастический мир»


Изображение предметного мира - натюрморт.

Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. Учить изображать различные предметы; развивать приёмы работы красками. Воспитывать эстетическую восприимчивость.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать что такое натюрморт.

Уметь изображать различные предметы (построение предметов).

практическая работа

Выполнить красками натюрморт, составленный из плоских предметов кухонной утвари.


Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Познакомить учащихся с многообразием форм в мире, ввести понятие формы, линейных, плоскостных и объёмных форм. Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов.

Развивать пространственные представления.

1.

0,5

0,5

текущий

Уметь конструировать из бумаги.

Знать понятия линейных, плоскостных и объёмных форм.

просмотр презентации

Выполнить конструирование из бумаги геометрических тел (куб, параллелепипед,

конус).


Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве. Ввести понятие «ракурс». Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать правила объёмного изображения геометрических тел, что такое ракурс, перспектива.

Уметь изображать предметы в пространстве.

Выполнить

построение конструкций из нескольких объёмных геометрических тел, применяя правила линейной перспективы (работа карандашом)


Освещение. Свет и тень.

Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета; ввести понятие «блик», «полутени», «собственные тени», «рефлекс», «падающая тень». Учить изображать предметы с натуры с боковым освещением.

Воспитывать наблюдательность.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать понятия: «блик», «полутени», «собственные тени», «рефлекс», «падающая тень».

Уметь изображать предметы с боковым освещением.

Выполнить рисунок какого-либо объёмного геометрического тела (шар, куб и т. д.) с боковым освещением.

(работа красками).


Натюрморт в графике.

Воспитывать художественный вкус.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать определение натюрморта.

Уметь выполнять линейное построение предметов.

практическая работа

Выполнить рисунок-

натюрморт в каком-либо эмоциональном состоянии (грусть, радость, праздничность, таинственность

и т. д.)


Цвет в натюрморте.

Расширить представления учащихся о цвете в живописи. Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания. Развивать технику работы кистью.

1.

0,5

0,5

текущий,

промежуточный срез

Знать определение натюрморта.

Уметь использовать цвет для выявления своих переживаний и настроений.

Уметь работать кистью.

практическая работа

Выполнить рисунок-

натюрморт в каком-либо эмоциональном состоянии (грусть, радость, праздничность, таинственность

и т. д.) в цвете.


Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета; ввести понятие «блик», «полутени», «собственные тени», «рефлекс», «падающая тень». Учить изображать предметы с натуры с боковым освещением.

Воспитывать наблюдательность.

1.

1.

0

текущий

Знать определение натюрморта.

Уметь использовать цвет для выявления своих переживаний и настроений.

Уметь работать кистью.

практическая работа


Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека - главная тема искусства.

Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох.

Формировать умение находить гармонию, красоту во внутреннем и внешнем облике человека.

1.

1.

0

текущий

Знать что такое портрет, виды портрета,

анатомические особенности лица человека.

Уметь выполнять художественный образ человека.

практическая работа

Выполнить рисунок

на свободную тему.


Конструкция головы человека и ее пропорции.

Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорции лица.

Дать понятие средней линии и симметрии лица.

Развивать наблюдательность.

Формировать умение находить красоту, гармонию во внутреннем и внешнем облике человека.

1.

0,5

0,5

текущий

Уметь изображать голову человека с различно соотнесёнными деталями лица.

Знать симметрию лица, пропорции лица.

защита презентаций, докладов

Выполнить учебный рисунок головы человека


Изображение головы человека в пространстве.

Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека.

Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать эстетический вкус.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать пропорции лица человека;

технику рисования головы.

Уметь правильно выбирать поворот или ракурс головы.

просмотр презентации

Выполнить изображение головы человека (работа карандашом).


Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями.

Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер, настроение портретируемого.

Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать историей изображения образа человека в графическом портрете.

Уметь отражать в портрете индивидуальные особенности, характер, настроение портретируемого.

практическая работа

Выполнить

портретный рисунок карандашом.


Портрет в скульптуре.


Познакомить учащихся с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями в скульптуре.

Учить изображать портрет из пластилина, соблюдая пропорции, добиваясь сходства.

Развивать пространственное мышление.

Воспитывать интерес к человеку, творчеству.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать историей портрета в скульптуре.

Уметь изображать портрет из пластилина, соблюдая пропорции.

практическая работа

Вылепить из

пластилина

скульптуру-портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером


Сатирические образы человека.

Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приёмам художественного преувеличения, сатирическими образа искусства, с видом изобразительного искусства -карикатурой и её разновидностями.

Учить обострять образ при изображении сатирических образов.

Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом.

Формировать умение находить саркастические образы человека.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать приёмы художественного преувеличения; карикатуру и её разновидности.

Уметь обострять образ при изображении сатирических образов.

практическая работа

Выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя и дружеского шаржа.


Образные возможности освещения в портрете.

Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения.

Развивать приёмы изображения человека, наблюдательность.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать особенности изображения человека при различном освещении.

Уметь работать в технике одноцветной акварели.

практическая работа

Выполнить наброски с изображением

человека в различном освещении (чёрная акварель).


Портрет в живописи.

Познакомить учащихся с ролью местом живописного портрета в истории искусства.

Учить составлять композицию в портрете.

Развивать приёмы изображения человека, наблюдательность.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать место живописного портрета в истории искусства.

Уметь составлять композицию в портрете, работать карандашом и красками.

практическая работа

Выполнить зарисовки композиций

Портретов с натуры (работа карандашом).


Роль цвета в портрете.

Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете.

Дать понятие цвета, тона, освещения в портрете.

Развивать понимание того, что можно выражать настроение и характер героя портрета.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать понятие цвета, тона, освещения в портрете.

Уметь выражать настроение и характер героя портрета.

практическая работа

Выполнить рисунок-автопортрет или портрет близкого человека (работа красками).


Великие портретисты

( обобщение темы)

Обобщить знания учащихся о жанре портрета.

Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Воспитывать творческую активность, интерес к искусству.

1.

1.

0

текущий

Знать жанр портрета.

Уметь находить творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах.

практическая работа

Копирование

Портрета любого художника.


Великие портретисты

( обобщение темы)

Обобщить знания учащихся о жанре портрета.

Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Воспитывать творческую активность, интерес к искусству.

1.

1.

0

текущий

Знать что такое портрет, виды портрета,

анатомические особенности лица человека.

Уметь выполнять художественный образ человека.

просмотр презентации

Копирование

Портрета любого художника.


Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве.

Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видении в разные эпохи.

Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать жанры изобразительного искусства.

Уметь раскрыть в рисунке жанры изобразительного искусства.

защита презентаций, докладов

Проиллюстрировать жанры изобразительного искусства.


Изображение пространства.

Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобрази - тельном искусстве.

Познакомить с особенностями изображения в пространстве в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать законы перспективы.

Уметь изображать пространство в рисунке.

защита презентаций, докладов

Проиллюстрировать особенности

изображения в пространстве

Древней Греции, Древнего Египта.



Правила линейной и воздушной перспективы.

Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве.

Дать понятие точки зрения, точки схода.

Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменении контрастности.

Совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать понятие точки зрения, точки схода; правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь изображать предметы в соответствии с правилами линейной и воздушной перспективы.

Выполнить рисунок уходящей вдаль

аллеи (работа красками с ограниченной палитрой).


Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

Расширить знания учащихся как самостоятельном жанре в искусстве.

Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае, Европе.

Учить находить правильное композиционное решение при заполнении пространства.

Развивать творческое воображение.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать что такое пейзаж, виды пейзажа; задачи, стоящие перед художником-пейзажистом.

Уметь находить правильное композиционное решение при заполнении пространства.

Выполнить изображение

большого эпического пейзажа «Путь реки»,

«Дорога в большой мир».


Пейзаж - настроение. Природа и художник.

Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения.

Показать роль колорита в пейзаже, настроение и мироощущении.

Развивать творческое воображение, технику работы кистью.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

1.

0,5

0,5

текущий

Знать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения;

Роль колорита в пейзаже.

Уметь передавать красками цветовые сочетания в природе

практическая работа

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и по

памяти с

предварительным

выбором яркого личного впечатления от состояния

в природе


Городской пейзаж.

Познакомить учащихся с изображением города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства;

Учить выполнять пейзаж с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать воображение, эстетический вкус

1.

0,5

0,5

текущий

Знать особенности городского пейзажа;

Уметь выполнять пейзаж с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

Создание графической композиции

«Наш город»


Выразительные возможности изобразительного искусства.

Обобщить изученный за прошедший учебный год материал;

1.

0,5

0,5

текущий,

итоговый срез

Знать виды изобразительного искусства, жанры; художников, их картины;

практическая работа

Урок-игра


Язык и смысл.

Воспитывать на интерес и уважительное отношение отечественному искусству

1.

0,5

0,5

текущий

Знать виды изобразительного искусства, жанры; художников, их картины; знать какие материалы используются в изобразительном искусстве

практическая работа





Итого:

35

21

14








Требования к уровню усвоения предмета (уровень обученности)

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена ; должны иметь представления о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

-основные виды и жанры изобразительных искусств ; иметь представление об основных этапах развития портрета , пейзажа и натюрморта в истории искусства;

-ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета , пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русский художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

-о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах , художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками ( гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры,по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия , понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Ведущими формами контроля достижений учащихся в процессе реализации образовательной программы являются:

Тестовые задания: нулевой, промежуточный, итоговый срез;

Текущий срез, защита презентаций, защита докладов

Критерии оценки

Оценка "5"

· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

· допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

· не справляется с поставленной целью урока;




Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа общеобразовательных учреждений по Изобразительному искусству и художественному труду 1-9 классы под редакцией Б.М.Неменского Москва «Просвещение» 2011г.

  2. учебник под редакцией Неменской Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса (2008)

  3. О.В.Павлова. Поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского Изобразительное искусство 6 класс Волгоград Издательство «Учитель» 2006г.

Каталог нетрадиционных носителей информации,имеющихся в фондах библиотеки:

  1. Аванта+Культуры мира Энциклопедия для детей Мультимедийное Приложение «ИЦ «Аванта+»»,2004 CD

2 .«Мир энциклопедий Аванта+», 2007 CD

3. Учимся понимать живопись. Школа развития личности Кирилла и Мефодия Практический курс ООО «Кирилл и Мефодий». 2007 CD

4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства Электронная энциклопедия Большая Российская Энциклопедия, 2002 «Коминфо», 2002 ЗАО «Новый диск» CD

5.Эрмитаж. Искусство Западной Европы Художественная электронная энциклопедия ЗАО «Интерсофт», 1998 Государственный Эрмитаж, 1998





Лист внесения изменений и дополнений

Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт, закрепляющий

изменения

примечание

















© 2010-2022