- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья по теме Арт-терапия на уроках ИЗО. Лепка розы из пластики
Статья по теме Арт-терапия на уроках ИЗО. Лепка розы из пластики
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Варганова Е.О. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Арт-терапия
Елена Варганова
МАОУ СОШ 208
г. Екатеринбург
Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) - искусство, therapеia (греч.) - забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества(рисования, прослушивания музыки и т.д).
История арт-терапии
Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен британским врачом и художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью.
Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.
Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.
В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.
Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методы арт-терапии активно используются в педагогике, социальной работе и бизнесе.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
-
развитие креативного мышления
-
развитие целостности личности
-
обнаружение личностных смыслов через творчество
Арт-терапия мягко, но эффективно работает как с детьми, так и с подростками. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Арт-терапия - это скорее обретение гармонии, развитие личности. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.
Виды арт-терапии
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов и методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.
Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.
Терапия творчеством
Занятие арт-терапией дает ребёнку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений.Это естественный путь развития, где негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.
В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Ребёнку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая порой необходима. Взрослея, ребёнок часто начинает ставить себе ограничения: "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Все невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, ребёнок помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков". Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос - "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.
Так, например, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.
Зачастую ребёнок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств, не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия, терапия творчеством. Ребёнок может даже и не осознавать данное действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, краски или глину и начинает творить, сочинять, выплёскивая свои мысли, представления, желания.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать ребёнка художником или актером, но во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Сказкотерапия
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира ребёнка и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности ребёнком.Постараемся описать суть метода и области его применения.
Существуют разные способы ведения сказкотерапевтической сессии. Это может быть обсуждение с ребёнком выбранной им "любимой" сказки; написание собственной сказки ребёнком и дальнейшее обсуждение ее с педагогом; инсценировка сказки (как актерская, так и кукольная), арт-терапевтическая работа по мотивам той или иной сказки; песочная сказкотерапия или рисование и лепка сказки.
На сказкотерапевтической сессии работа ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов ребёнка, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния ребёнка на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет ребёнок в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для ребёнка - это определяет ход сеанса сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии (деток от 4-х лет и вплоть до подросткового возраста), так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические сессии позволяют также работать с ситуациями, о которых ребёнок не хочет, не может говорить открыто.
Уникальность этого метода психотерапии в том, что ребёнок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения личностных проблем. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.
Глинотерапия, лепка.
Попробуем объединить сказкотерапию и лепку. А заодно освоим азы работы с новым материалом. Мы используем не традиционную глину, а самоотверждающуюся на воздухе лёгкую пластичную массу нескольких цветов. Назовём её «пластика». Масса предназначена для творчества детей от трёх лет, она легко разминается, идеально моделируется, не липнет к рукам. После высыхания работы становятся плотными, упругими, сохраняют лёгкость. До полного высыхания в работу можно внести изменения, предварительно увлажнив её водой из распылителя. Если детали работы, выполненные разными цветами и уже соединены, их можно разъединить, но цвета будут тянуться друг за другом и перемешаются. Если у поделки есть очень тонкие детали, то они из-за повышенной пластичности массы могут не держать нужную форму или нужное положение, им нужна дополнительная опора или поддержка. При смешивании цветов возможно получение новых оттенков. Такие нюансы существуют при работе с любым материалом и выясняются только на практике.
Пластику мы используем с начала учебного года и работали с ней в разных возрастных группах, от первоклашек до девятиклассников. Вовлекали в работу и взрослых на открытом городском мероприятии (проект «Здоровьесбережение»), мнение о материале в подавляющем большинстве положительное. Все участники группы отмечают лёгкость работы с материалом, лёгкость смешивания цветов, формирования деталей и их соединения и, как результат, удовлетворение своей работой и повышение настроения.
Сначала сказка. А сказка может быть рассказана учителем. Может быть придумана детьми коллективно или у каждого своя. В процессе придумывания сказки учитель вводит в сюжет поделку из пластики -цветок редкой красоты. И сам его поэтапно лепит, не вмешиваясь в работы детей. Нужно помочь только в начале работы: проверить состояние пластики и в конце, когда надо будет соединить детали.
Сказочный цветок.
Самый важный секрет-три основных элемента
Все предметы, о которых рассказано ниже, сделаны из трёх основных элементов-шариков, валиков и лепёшек. Они могут быть самых разных размеров. Например, чтобы вылепить стебель цветка, нам нужно будет скатать валик средних размеров. Тонкий, длинный валик понадобится для создания банта, обхватывающего цветок. Иллюстрации приведены в натуральную величину, они помогут определить нужные пропорции и размеры фигурки.
Ещё один секрет - белый цвет
Пластика смешивается так же, как и краски. Так как белый цвет является основой для многих оттенков (розового, голубого, серого и др.), белой пластики вам понадобится несколько больше чем других цветов. В данном материале процесс смешивания занимает мало времени и приносит много удовольствия. Можно смешивать цвета, не полностью промешивая, тогда можно получить полосатую или с разводами деталь.
Масса для лепки
Хорошая масса отличается эластичностью, яркостью, легко разминается и не липнет к рукам. Если масса затвердела, её следует предварительно размочить в небольшом количестве воды и размять. Если масса высохла и раскрошилась, её использовать бесполезно- вам продали некачественный материал. Если масса жидкая и липнет к рукам, её можно смешать с более густой того же цвета и как следует размять.
Подготовка к работе
Для работы с пластикой вам понадобятся следующие предметы.
-
Пластиковый стек. С его помощью вы легко разрежете пластику.
-
Стек с зубчиками для нанесения рисунка бороздками. Если такого стека нет, подойдёт одноразовый нож или вилочка.
-
Шариковая ручка для вырезания маленьких дырочек.
-
Маленькая скалка нужна для раскатывания пластики.
-
Рабочая поверхность должна быть чистой и ровной. Масса очень хорошо собирает на себя все ворсинки.
Фигурка цветка
Возможно, цветок, который вы лепите самостоятельно, будет отличаться от того, который мы описываем. Да и цвета могут получиться совсем другими. Но самое главное-это то, что вы научитесь, используя всего три простых элемента, легко создавать новые, придуманные вами образы.
Этапы лепки:
1.Соцветие
-скатайте один большой розовый шарик и несколько маленьких красных и тёмно-розовых
-розовый шарик раскатайте в длинный валик с одинаковым диаметром по всей длине
-расплющите розовый валик в ленту так, чтобы она не прорвалась
-скатайте ленту в конусовидную пирамидку, постепенно отгибая верхний край ленты.
- сформируйте серединку соцветия
- из маленьких красных шариков скатайте валики
-маленькие валики расплющите в лепёшки и сформируйте лепестки с одним заострённым концом
-к серединке соцветия прилепите лепестки один за другим, немного накладывая их друг на друга
-отогните наружу края лепестков
2.Стебелёк с листом
-скатайте большой зелёный шарик и четыре маленьких шарика зелёного оттенка
-скатайте из зелёного шарика валик средней длины
-скатайте из маленьких шариков валики
-расплющите маленькие валики, придавая им форму листьев
-три листика присоедините к головке цветка снизу-это цветоножка
-краю оставшегося листика можно стеком придать зубчатую форму, как у настоящей розы
-присоедините лист к стебельку
-стебелёк обрезать стеком наискосок
3.Украшение бантом
-скатайте небольшие шарики голубого, жёлтого, сиреневого цветов
-раскатайте шарики с очень длинные, тонкие и ровные валики
-расплющите разноцветные валики, превращая их в ленты
-сформируйте ленту одного цвета вокруг цветоножки, можно пропустить через лепестки
-сформируйте волнистую ленту другого цвета вокруг всего стебелька
-сформируйте ленту третьего цвета вокруг нижней части стебелька наподобие спирали или банта
4.Украшение блёстками
-приготовьте сыпучие мелкие блёстки зелёного, золотого,серебряного цветов
-на головку готового цветка посыпьте золотые блёстки
-на листья посыпьте зелёные блёстки
-на банты и украшения посыпьте серебряные блёстки
Украшенный волшебный цветок нужно сушить так, чтобы тонкие лепестки не помялись. Лучше сушить на боку или, если стебелёк достаточно затвердел, стоя, прислонить к опоре.
В начале занятия сочиняется сказка с участием волшебного цветка или феи цветов. В конце занятия можно разрешить детям порассуждать на темы: «что же это за цветок», «где цветок вырос», «элементы какого реально существующего цветка в нём присутствуют», «кому хочется подарить этот цветок», «как ещё можно было украсить этот цветок, какую можно придумать упаковку», «какое сейчас настроение и какие эмоции просыпаются после завершения работы». Подведите итог занятия.
Воспитание и обучение - не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее, учимся у детей. Первый подобный цветок слепила девочка из третьего «В» класса, мы его усложнили, добавили различные оттенки в детали, украсили на своё усмотрение.
Творите, лепите, фантазируйте, желаем успехов!