Правила линейной и воздушной перспективы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7


Тема урока:

Цель и задачи:



Тип урока:

Технология:

Методы и педагогические приёмы:

Практическая работа:

Оборудование

для учителя:

для учащихся:




Организационный момент.




Правила линейной и воздушной перспективы


Актуализация опорных знаний.



Правила линейной и воздушной перспективы

Правила линейной и воздушной перспективы

Графический пейзаж

Правила линейной и воздушной перспективы



Правила линейной и воздушной перспективы

Айвазовский

"Девятый вал"

Правила линейной и воздушной перспективы

Изучение новой темы.




Правила линейной и воздушной перспективы










Правила линейной и воздушной перспективы

Правила линейной и воздушной перспективы

Высокая линия горизонта

Правила линейной и воздушной перспективы

Низкая линия горизонта

Правила линейной и воздушной перспективы



Практическая работа

Правила линейной и воздушной перспективы


Ребята поэтапно выполняют задание повторяя за учителем .

Практическая работа носит тренировочный характер для лучшего усвоения темы и приемов работы.

При выполнении работы проговариваются правила построения линейной перспективы, приемы передачи воздушной перспективы.










Анализ и выставка работ

Рефлексия

ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.


  • формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.

  • развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.

  • воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.

комбинированный (обобщение и изучение нового материала)

проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.

изображение пейзажа с уходящей вдаль дорогой

компьютер, проектор; мультимедийная презентация; гуашь, лист бумаги.

лист бумаги А3, гуашь, кисти, простой карандаш, тетрадь.




План урока:

Организационный момент -3 мин.

Актуализация опорных знаний - 7 мин.

Изучение нового материала - 10 мин.

Практическая работа - 20 мин.

Итог урока - 5 мин.

Ход урока.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Зачитывается стих для настоя на урок

Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины,
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может,
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!

Что такое пейзаж?

ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа. Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Какие пейзажи бывают? (Какую местность можно изображать на картине?)

В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской.

А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?

Пейзаж может быть в графике и живописи.

Назовите основные элементы пейзажа?

  • земная поверхность

  • растительность

  • постройки

  • водоёмы (озера, моря, реки)

  • фауну

  • людей

  • свет

  • облака, дождь.

А каких художников-пейзажистов вы знаете?

Известные российские пейзажисты: Айвазовский, Васильев, Куинджи, Левитан, Поленов, Саврасов, Шишкин.

Вы заметили что у всех просмотренных картин есть плановость?

Как вы думаете легко нарисовать пейзаж?. Как вы думаете с какими трудностями мы можем столкнутся при рисовании?

Как вы думаете какие задачи сегодня стоят перед нами, что нового нам нужно узнать?

Как правильно передать пространство, природу которая нас окружает. ?

А для этого нам помогут законы, правила которыми пользуются художники при рисовании пейзажов.

Какие это правила?

«Правила линейной и воздушной перспективы».

Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы

А что такое перспектива?

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПЕРСПЕКТИВА в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии. Но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.

(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)

  • Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.

  • Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:

  • Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.

  • Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

  • Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.

  • Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.

Итак, построим пейзаж с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

С чего начнём построение пейзажа?

Правильно, с проведения линии горизонта. Помним, что проводим её выше или ниже середины листа, в зависимости от того чего мы хотим изобразить больше - неба или земли. В данном случае, провели чуть выше середины листа.

На линии горизонта выбираем точку схода. Смещение точки схода от центра влево или вправо придаёт изображению ощущение движения. Из точки схода проведём две расходящиеся линии - дорогу.

Вдоль дороги нарисуем кусты и деревья. Чем объект ближе к нам, тем он больше и на листе расположен ниже. Чем предмет дальше от нас, тем он меньше и на листе расположен выше. Эти правила мы помним еще с начальной школы.

На линии горизонта изображаем полоску леса.

Слева от дороги изображаем столбы линии электропередач, используя правила, перечисленные выше. Если по крайним верхним и нижним точкам столбов провести прямые линии, они сойдутся в одной точке на линии горизонта - в нашей точке схода. Запоминаем это правило - параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Это же правило мы применяли при изображении дороги. Если сравним расстояния между столбами, заметим, что оно сокращается по мере удаления.

Расположение облаков подчиняется правилам: чем ближе к наблюдателю облако, тем на листе оно изображается дальше от линии горизонта, т.е. выше. Чем ближе облако к линии горизонта, тем оно меньше.

Выполнять работу в цвете мы будем с учётом воздушной перспективы.

Начинаем с травы. По мере удаления цвет травы будет приобретать холодный оттенок. Небо вверху листа более тёмное, чем у линии горизонта. Цвет деревьев и кустов подбираем также с учетом воздушной перспективы: чем дальше объект, тем светлее и холоднее. Полоску леса на линии горизонта делаем голубого цвета. По правилу воздушной перспективы выполняем в цвете дорогу, облака, столбы. В завершение дополняем пейзаж деталями: добавляем тени и рисуем камушки на дороге.

Итак, мы выполнили пейзаж с учётом правил линейной и воздушной перспективы.

Запишите в тетради определения

Линейная перспектива - изменение масштаба изображения объектов, расположенных на плоскости.

Воздушная перспектива - способ передачи светотеневых и колористических качеств изображаемых объектов.

Подведём итог. Чтобы передать пространство на плоскости листа, необходимо следовать правилам линейной и воздушной перспективы, которые мы запишем в виде таблицы в тетрадь1:


1

2

3

4

5

Ближе

крупнее

подробнее

контрастнее

теплее

ярче

Дальше

мельче

обобщённее

нюанснее

холоднее

бледнее


Выставка работ учащихся. Обсуждение работ.

Что получилось?. Какие были трудности в выполнении работы ? Что нового узнали?

Дети выражают своё эмоциональное настроение

Какое настроение у ребят по окончанию работы?

Домашнее задание.

Собрать иллюстрации с изображением пейзажей, подобрать стихи о пейзажах


1

7


© 2010-2022