Образовательные стандарты второго поколения

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

* Выступление на городской конференции «Совершенствование образовательной системы: опыт прошлого - взгляд в будущее». Тема доклада «Образовательные стандарты второго поколения».

Докладчик

учитель изобразительного искусства

Шишликова Н.Н.

В 2011-2012 учебном году все школы России перешли на обучение по новым общеобразовательным стандартам.

Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования - личностный и компетентностный подходы.

УОбразовательные стандарты второго поколенияОбразовательные стандарты второго поколенияЧЕНИК


Личностный подход компетентностный подход

Именно они на сегодня определяют уклад школьной жизни. Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности.

Большой вклад в достижение главных целей основного образования вносит изучение искусства. Содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предполагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных концепций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Все эти положения находят свое отражение в разработанных и реализуемых мной программах по предмету «Изобразительное искусство».

В постановке целей и задач данных программ на первый план, согласно новым стандартам, выносится

задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, интонационно-образного содержания, формирования и развития художественно-образного мышления.

Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является усиление их ориентации на результаты образования.

В разработанных мной программах в процессе обучения детей изобразительному искусству предполагается достижение следующих результатов: личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты проявляются:

- В ценностно-ориентационной сфере:

---------------------------------------------------

Это + формирование основ художественной культуры;

+ формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;

- в трудовой сфере:

--------------------------

Это + формирование навыков самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере:

--------------------------------

Это + Формирование умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры.

Метапредметные результаты

изучения изобразительного искусства в школе проявляются:

- в развитии художественно-образного воображения и мышления;

- художественной интуиции и памяти;

-в формировании восприятия и суждения о художественных произведениях и развитии на этой основе коммуникативных умений.

Метапредметность подразумевает не просто соединение двух предметов при подаче учебного материала, а создание некоего надпредметного пространства, которое дает возможность для личностного выражения ребенка. Например, в моей программе в 3-ем классе есть тема «Иллюстрирование народной колыбельной песни». Учащиеся не только получают информацию об истоках возникновения, особенностях русской народной колыбельной песни и слушают музыкальные записи с их исполнением, но им предлагается вспомнить, как мама пела им или младшим детям колыбельные и сочинить небольшую колыбельную самим и затем проиллюстрировать именно свою колыбельную песню.

Колыбельные получаются замечательные:

Учащаяся 3А класса:

Баю -баюшки-баю,

Спит зайчонок на полу,

Спит котенок на кроватке,

Спи ребенок в люльке сладко.

Ученик 3А класса:

Баю-баю-бай,

Поскорее засыпай,

А то придет медведь

И как начнет реветь.

В 7 классе урок «Составление эскиза своего герба» позволяет затронуть метапредметные темы «Идея» и «Образ», раскрытие которых требует от учащихся осмысления своих нравственных приоритетов.

Предметные результаты обучения детей изобразительному искусству в школе проявляются:

- в познавательной сфере: это

+ формирование представлений о месте и роли изобразительного искусства в жизни человека и общества;

+ ознакомление с основами изобразительной грамоты, особенностями средств художественной выразительности ;

+ приобретение учащимися практических навыков и умений в изобразительной деятельности;

+ формирование умения воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;

- в ценностно-ориентационной сфере:

-------------------------------------------------

+ формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций;

+ развитие эстетического вкуса, умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в жизни;

- в коммуникативной сфере:

-------------------------------------

+ формирование основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности:

-----------------------------------------

+ развитие художественного вкуса, воображения, фантазии;

+ формирование эмоционального, интеллектуального восприятия различных видов изобразительного искусства;

+ формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры;

- в трудовой сфере:

-------------------------

формирование умения применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Это означает, что результаты общего образования имеют характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Переход на обучение по стандартам второго поколения осуществляется поэтапно и соответствующие ему изменения вносились в программы и опробировались с 2009 года.

Постоянный мониторинг качества знаний учащихся, степени усвоения ими предложенного материала показал позитивные программные результаты обучения детей изобразительному искусству как в начальной школе, так и в среднем звене.

Для решения программных задач, соответствующих стандартам второго поколения, разработано и применяется следующее методическое обеспечение:

- изложение учебного материала в форме беседы, рассказа;

- показ учителем на доске методов и приемов работы;

- применение художественного слова и аудио записей образцов устного народного творчества, музыкальных произведений;

- привлечение информационно -коммуникационных средств обучения;

- индивидуальная работа с учащимися;

- игровые моменты;

-проектная деятельность детей;

- использование наглядности;

- межпредметные связи с предметами «Музыка», «Литература», «Технология», «Окружающий мир», «История»;

- краеведческий компонент;

- коллективное обсуждение детских работ.

Дополнительное образование в общеобразовательной школе является важным звеном системы непрерывного образования и старается создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

В школе много лет работает объединение «Юный художник», которое посещают дети с 1-ого по 8-ой классы.

Юные художники успешно участвуют в различных всероссийских, межрегиональных, областных, городских и школьных конкурсах детского художественного творчества,

таких как:

- всероссийский конкурс «Красота божьего мира»;

- межрегиональный конкурс-фестиваль «Начало»;

- областные конкурсы «Зеркало природы», «Нет наркотикам!», «Подвигу жить в веках!» и другие;

- различные городские конкурсы. Учащиеся ХХХХХХХ неоднократно были победителями и лауреатами конкурсов художественного творчества.

Таким образом, мониторинг результативности разработанных программ по предмету «Изобразительное искусство», соответствующих стандартам второго поколения, свидетельствует о положительной динамике их применения.








© 2010-2022