Программа дополнительного образования детей Ступени творчества

Направленность программы дополнительного образования детей «Ступени творчества» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, кружковой, по времени реализации – трехгодичной.  Программа разработана с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, условий проведения конкурсов, фестивалей, выставок детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества. 
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района Волгограда




Утверждена методическим советом

Прот. № 1 от «8» сентября 2011 г.

Директор ________Т.В. Кошкарева


«СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА»

Программа дополнительного образования детей 7 - 12 лет

(ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ)

Срок реализации 3 года

Автор:

Шабунина Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Волгоград

2011

Содержание


1. Пояснительная записка

……………………....….….… 3

2. Методические рекомендации

………………………………10

3. Учебно-тематический план

……………………………….14

3.1. Учебно-тематический план первого года обучения

.................................................14


3.2. Учебно-тематический план второго года обучения

..................................................15

3.3. Учебно-тематический план третьего года обучения

………………………………..16

4. Содержание программы

……………....................…..…17

4.1. Содержание программы первого года обучения

..................................................17

4.2. Содержание программы второго года обучения

........................................... ….22

4.3. Содержание программы третьего года обучения

……………………………….28

5. Условия реализации программы

…………….………….…….. 32

6. Литература

………………………….…....34





  1. Пояснительная записка

Направленность программы «Ступени творчества» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - групповой, кружковой, по времени реализации - трехгодичной.

Программа разработана с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, условий проведения конкурсов, фестивалей, выставок детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы состоит в том, что в темы творческих работ внесен региональный компонент. Обучающиеся познают непреложные законы изобразительной грамоты не только в аудитории, на строгих и четко выверенных учебных постановках, но и на улицах родного города, аллеях парков и скверах. При этом программа направлена как на приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, так и на сохранение в памяти подрастающего поколения историй, легенд и преданий малой Родины.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в общеобразовательной школе программы по ИЗО, обеспечивая обязательные минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам, носят ознакомительный характер и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей, всерьез увлеченных изобразительным искусством, в изучении основ реалистического изображения, правил перспективы, законов цветоведения, композиции и т.д. Помочь учащимся в этих устремлениях и призвана настоящая программа.

Программа дополнительного образования детей «Ступени творчества» направлена на:

  • Создание условий для творческого развития ребенка

  • Формирование культуры творческой личности

  • Приобщение обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоения художественного опыта прошлого.

  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

  • Профилактику асоциального поведения.

В основу программы положены принципы:

  • Единство обучения и воспитания

  • Связь эмоционального и рационального в обучении

  • Удовлетворение естественных потребностей в познании себя в окружающем мире

  • Личностно-индивидуальный подход к обучающемуся

  • Способность каждого ребенка к творчеству

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Задачи:

  • Расширять кругозор обучающихся

  • Воспитывать любовь к родной стране, родному краю, его истории, природе, людям

  • Воспитывать стремление обучающихся применять полученные знания и умения на практике (оформление стенных газет, интерьеров, изготовление подарков и т.д.)

  • Развивать способность ставить перед собой задачу и осуществлять ее выполнение.

  • Развивать предметно-образное мышление, различные виды памяти, наблюдательности, логического мышления, воображение и фантазию.

  • Формировать практические навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению, декоративных работ

  • Пробуждать любознательность в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры, развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству архитектора, художника, дизайнера.

Права, обязанности, функции участников образовательного процесса определяются документами:

  • Конвенция о правах ребенка

  • Устав МОУ Центр

  • Положение об отделе научно-технического и декоративно-прикладного творчества

  • Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования

  • Правила внутреннего распорядка

Отличительные особенности данной образовательной программы является сочетание изобразительной деятельности с декоративно-прикладной. В структуру программы вошли следующие блоки:

  • Основы изобразительной грамоты;

  • Декоративно-прикладное творчества и основы дизайна.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умения реализовывать свои творческие замыслы в области изобразительного, декоративного искусства и моделирования. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком, сложном уровне. Задания в каждом блоке адаптированы к возрасту обучающихся и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 до 12 лет:

  • Первый год обучения: 7-9 лет

  • Второй год обучения: 8-10 лет

  • Третий год обучения: 9-12 лет

Срок реализации образовательной программы «Ступени творчества» - 3 года.
Процесс обучения состоит из следующих этапов:

  • Ознакомительный (первый год обучения)

  • Развивающий (второй год обучения)

  • Исследовательский (третий год обучения)

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Методы обучения и формы работы по данной программе разнообразны:

  • Индивидуальная работа ребенка над собственным рисунком или проектом;

  • Групповая работа на одном листе или над объемной композицией (связанная
    общей темой);

  • Выставки творческих работ;

  • Конкурсы творческих работ на уровне объединения, района, города, области.
    При этом могут предлагаться различные условия работы:

  • Задается тема, условие и т. д.

  • На занятие ребенок может прийти с подготовленной дома идеей, эскизом

  • Тема, заданная преподавателем может быть развита с помощью детей

Наиболее эффективными методами обучения являются:

  • Показ педагогом необходимых вариативных способов изображения тех или иных форм, техник;

  • Создание атмосферы творческого поиска для наиболее полного раскрытия того или иного художественного образа.

В зависимости от темы и целей занятия может приобретать форму не только практического занятия, но и беседы или дискуссии. Это касается вводных занятий, обобщения и систематизации знаний. Проведение практических занятий может быть организованно по-разному (дифференцированные задания, объединения по группам, коллективная форма для создания коллажей). Неотъемлемой частью эстетического художественного воспитания и образования является посещение музеев, выставок, экскурсий.

Режим занятий

Занятия в группах первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа, в группах второго и третьего годов обучения по 3 часа. Учебные группы объединяют 12-15 детей разных возрастов, так как в темы и задания заложены возможности индивидуального взаимодействия с каждым ребенком на доступном ему уровне.

Ожидаемые результаты освоения программы

Первый год обучения.

Обучающийся будет знать:

- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок, об основных цветах ( красный, синий, желтый)

  • о теплых и холодных цветах;

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками ;

- об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов;

- о художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома), по фарфору (Гжель), о народной глиняной игрушке (Дымково);

- о свойствах бумаги как материале для художественного творчества

Обучающийся будет уметь:

  • свободно работать карандашом, кистью, фломастером, не вращая при этом лист бумаги, правильно сидеть за мольбертом;

  • свободно чувствовать себя на листе бумаги, не бояться размера листа, уметь его закомпоновать;

  • применять элементарные правила смешения цветов;

  • выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира в полосе, круге, квадрате;

  • передавать в композиции смысловую связь между объектами;

  • изображать пространство (загораживание, уменьшение объекта при удалении);

- получить первые навыки работы с бумагой (симметричное вырезание, оригами, аппликация).

Второй год обучения.

Обучающийся будет знать:

  • виды и жанры изобразительного искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в отечественном искусстве;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве; линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о разных художественных материалах, художественных техниках.

Обучающийся будет уметь:

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры орнаментах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;

  • соблюдать последовательность выполнения рисунка или поделки;

  • высказывать оценочные впечатления о шедеврах русского изобразительного
    искусства, произведениях народных мастеров;

  • работать в малой большой группах;

  • выбирать художественные материалы и технику исполнения для
    воплощения своего замысла;

  • изображать простые предметы с использованием фронтальной перспективы.

Третий год обучения.

Обучающийся будет знать:

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного
    изображения в искусстве, ее претворения в художественный образ;

  • об основных средствах композиции: высота линии горизонта, выбор точки
    зрения, светлотный контраст, цветовой (хроматический) контраст, цветовые
    отношения, композиционный центр;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс,
    падающая тень).

Обучающийся будет уметь:

  • изображать геометрические тела с использованием фронтальной и угловой
    перспективы;

  • использовать штриховку и мазок для изображения объема, формы предмета;

  • выполнять рисунки, наброски и зарисовки живой и неживой природы с
    натуры и по памяти;

  • анализировать изображение предмета, выделяя при этом особенности
    конструкции, формы, пространственного положения;

  • выполнять эскизы элементов интерьера и экстерьера (витраж, мозаика и пр.)

  • выполнять развертки простых геометрических фигур;

  • самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных
    поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать,
    осуществлять самоконтроль.

Способы проверки результатов освоения программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный, текущий и итоговый контроль.

Наиболее действенной при объяснении нового материала является вопросно-ответная система. Для закрепления и проверки знаний детей по изобразительному искусству на занятиях используются игры и упражнения (живописные и графические). Дидактическая задача каждой игры и упражнения определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. После каждого завершенного задания организуется коллективный просмотр и обсуждение детских работ. Итоговый контроль проводится в форме выставок работ учащихся, творческих конкурсов, творческого отчета перед родителями.

При оценке результатов работы детей и для поощрения их творческих усилий следует обращать внимание на такие моменты:

  • Содержательность сюжета, проявление в работе фантазии, наблюдательности, воображения;

  • Самостоятельность и оригинальность замысла;

• Общая художественная выразительность работы, ее завершенность;

• Хорошее владение техникой работы разными материалами и инструментами.
При подведении итогов занятий следует отмечать достоинства работы

каждого ребенка.

Методические рекомендации


В основу занятий положена самостоятельная работа на основе наблюдений впечатлений об окружающей действительности, а также работа по воображению и фантазии. Система занятий строится по принципу чередования собственно изобразительной деятельности (работа с натуры, по памяти, по наблюдению и воображению) и декоративно-прикладного творчества.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. На вступительную беседу отводится 10-15 минут в младших группах, и 15-20 минут - в старших, изложение материала должно быть эмоциональным, ярким, увлекательным. Чтобы разнообразить форму подачи материала, используются репродукции, слайды, диафильмы, предметы декоративно-прикладного и народного творчества, хорошо иллюстрированные книги и альбомы по изобразительному искусству.

Занятия строятся по плану:

  1. Объяснение задания

  2. Поэтапное выполнение работы учащимися

  3. Анализ результатов детьми и педагогом

Для поддержания творческой активности учащихся учебно-технологические занятия чередуются с творческими.

Для обогащения зрительных впечатлений проводятся наблюдения окружающей действительности. В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам, сюжетам и видам работы, к которым ребенок проявляет интерес и стремление, и которые соответствуют его жизненным наблюдениям и переживаниям. Заслуживает поощрения любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета, в художественном решении темы.

Раздел «Основы изобразительной грамоты» включает в себя рисование и живопись с натуры, по памяти и по представлению, композиции на темы, графические и живописные упражнения. Работа с натуры учит детей внимательно рассматривать предметы и явления, анализируя цветовую картину, соотношение и сочетание предметов по форме и цвету, их пропорции, характер, конструкцию. В живописных заданиях дети овладевают разнообразием цвета - учатся различать и передавать индивидуальные цветовые оттенки, изменения цвета поверхности предметов в связи с их формой, освещением, состоянием среды. Работа по наблюдению (по памяти) имеет целью развитие композиционных способностей и воображения. Композиции на темы - это живописные и графические работы, в которых дети могут опираться на наблюдения или же на литературные или фольклорные источники с привлечением большой доли фантазии. В младшей группе этот вид работы - самый распространенный. В работе над композицией дети начинают чувствовать и понимать роль собственно композиционных, изобразительно-выразительных моментов работы, постепенно переходя от случайного заполнения листа к сознательной его организации.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство и основы дизайна» включает в себя следующие виды работ: оригами, бумажная пластика, батик, лепка, аппликация, макетирование из бумаги и картона. Декоративно-прикладная деятельность специально заостряет внимание на задачах цветовой и ритмической выразительности, а также на декоративных свойствах материалов. В заданиях этого рода не только развивается декоративное и эстетическое чувство; в них приобретаются практические навыки выполнения работ. Эти занятия вырабатывают также умения пользоваться материалами, применяемыми и в живописи, и в графике, и при том иногда дают эти умения успешнее, чем отвлеченные технические упражнения. Декоративные задания предусматривают изготовление предметов, соединяющих в себе эстетические и практические качества: карнавальные маски и шапочки, сувениры, игрушки. С удовольствием работают дети с большими объемами. Изготовление игрушек из упаковочных коробок введено в программу, как для младшего, так и для среднего возраста. Учащиеся 3 года обучения знакомятся с основами макетирования из бумаги и картона. Такое направление изобразительной деятельности знакомит детей с основами дизайна, пусть даже в упрощенном варианте.

Методами активизации творческой деятельности школьников служит проведение конкурсов на лучший рисунок, выставки работ, встречи кружковцев с художниками, посещение музеев и художественных выставок, экскурсии на природу, по городским улицам.

Беседы об искусстве не выделены в отдельный раздел. Они входят органической частью в учебный процесс. Знакомство с произведениями изобразительного искусства содействует нравственному воспитанию учащихся, развивает их эстетическое чувство, художественный вкус, расширяет понимание возможностей образной выразительности средств искусства.





3.Учебно-тематический план

3.1.Учебно-тематический план первого года обучения



Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие

2

-

2

II

Основы изобразительной грамоты





  1. Введение в цветоведение

4

8

12


  1. Изображение природы

8

16

24


  1. Изображение животных и птиц

3

7

10


  1. Изображение человека

2

6

8


  1. Форма и конструкция предметов

3

9

12


  1. Орнамент

2

4

6


  1. Композиция на темы

6

18

24

III

Декоративно-прикладное искусство





  1. Плоскостные работы

2

6

8


  1. Оригами

5

15

20


  1. Конструирование

2

6

8


  1. Лепка

2

6

8

IV

Заключительное занятие

2

-

2


Всего

43

101

144


3.2.Учебно-тематический план второго года обучения



Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие

3

-

3

II

Основы изобразительной грамоты





  1. Рисунок и живопись с натуры, по памяти и по представлению

12

33

45


  1. Композиции на темы

15

45

60


  1. Графика

7

20

27

III

Декоративно-прикладное искусство и основы дизайна





  1. Бумажная пластика

5

19

24


  1. Батик

3

9

12


  1. Лепка

3

9

12


  1. Папье-маше (игрушки)

4

14

18

IV

Выставки, экскурсии, конкурсы

12

-

12

V

Заключительное занятие

3

-

3


Всего

72

144

216



  1. Учебно-тематический план третьего года обучения



Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие

3

-

3

II

Основы изобразительной грамоты





  1. Рисунок и живопись с натуры, по памяти и по представлению.

12

42

54


  1. Графика

4

23

27


  1. Композиции на темы

12

27

39

III

Декоративно-прикладное искусство и основы дизайна





  1. Бумажная пластика и основы макетирования

4

14

18


  1. Батик

4

14

18


  1. Бисероплетение

2

4

6


  1. Куклы

4

11

15


  1. Работа над творческим проектом

4

17

21

IV

Выставки, экскурсии, конкурсы

12

-

12

V

Заключительное занятие

3

-

3


Всего

64

152

216

4.Содержание программы


  1. Содержание программы первого года обучения

Раздел I.

Вводное занятие. (2 часа)

Знакомство с образовательной прграммой. Оборудование рабочего места. Правила безопасного труда. Правила внутреннего распорядка МОУ ЦЕНТР.

Рисунок на свободную тему с целью определения подготовленности обучающихся.

Раздел II.

Основы изобразительной грамоты.

II. 1 Введение в цветоведение. (12 часов)

Знакомство с художественными материалами, приемами работы с ними. Название цветов и красок. Цветовой круг. Основные составные цвета. Смешение красок для получения новых цветов. Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Дополнительные цвета. Светлые и темные цвета.

Практические задания.

  • «Путешествие по краскам». Акварельные краски. Техника работы акварелью. (2 часа)

  • «Радуга и цветик-семицветик». Упражнение на смешение красок для получения новых цветов. (2 часа)

  • «Море». Холодные цвета. Отработка приема «размывание пятна». (2 часа)

  • «Жаркий день». Теплые цвета. Техника работы «по сырому». (2 часа)

  • «Лоскутное одеяло». Изменение светлоты и насыщенности цветового тона. (2 часа)

  • «Бабочки на лужайке». Цвет и его оттенки. Составление различных оттенков зеленого цвета. (2 часа)

  • «Цветы». Композиционная работа с использованием теплых и холодных цветов. (2 часа)

II. 2 Изображение природы. (24 часа)

Техника работы гуашевыми и акварельными красками. Передача пространства. Линия горизонта. Загораживание ближними предметами дальних. Изображение живой и неживой природы запоминающимся, предметным цветом. Передача настроения или отношения к различным ситуациям с помощью цвета, эмоционального состояния природы в разные времена года.

Практические задания.

  • «Осеннее дерево». Изучение приемов работы гуашью (крупный и мелкий мазок, примакивание, использование поролоновых штампиков). (2 часа)

  • «Грустный дождик». Техника «восковой мелок+акварель». (2 часа)

  • «За окном - осень». Осенняя палитра. (4 часа)

  • «Первый снег». Изображение снега и природы зимой. (2 часа)

  • «Зимний лес». Знакомство с техникой «рисунок на восковой подкладке». (4 часа)

  • «Горный пейзаж». Передача пространства. (2 часа)

  • «Цветы и травы». Работа с натуры на тонированной бумаге. (2 часа)

  • «Цветущее дерево». Техника «раздувание капли». (2 часа)

  • «Краски весны». Смешанная техника. (2 часа)

  • «Фантастический пейзаж». Развитие фантазии и воображения. (2 часа)

II. 3. Изображение животных и птиц. (10 часов)

Образы животных в произведении художников-анималистов.

Передача характера. Передача пропорций, фактуры, меха, перьев. Наблюдение различных птиц и животных в природе, сравнение между собой по поведению, по внешнему облику, размерам и т.д.

Практические задания.

  • Выполнение зарисовок птиц, животных в статичном положении и в движении. (2 часа)

  • «Моя кошка». Работа на основе наблюдений. (2 часа)

  • «Загадки о животных». Урок-игра. (2 часа)

  • «Птица счастья». Создание сказочного образа. (2 часа)

  • «Зоопарк». Коллективная работа. (2 часа)

II. 4. Изображение человека. (8 часов)

Пропорции фигуры человека. Передача движения. Пропорции человеческого лица. Передача характера, настроения.

Практические задания.

  • Графическое упражнение «Веселые человечки». (2 часа)

  • «Зимние забавы». Изображение группы людей. Передача движения. (2 часа)

  • «Самая любимая, самая красивая». Портрет мамы. (2 часа)

  • «Русский богатырь». Создание образа, передача силы и мужества сказочного героя. (2 часа)

II.5. Форма и конструкция предметов. (12 часов)

Геометрические фигуры. Геометрические тела. Подобие форм. Передача формы, пропорции, цвета. Ось симметрии.

Практические задания.

  • Рисунок коробки. Работа с натуры. (2 часа)

  • Комнатное растение. Передача пропорций. (2 часа)

  • «Игрушка «Робот». Рисунок с натуры. Сочетание нескольких геометрических тел. (2 часа)

  • «Дом сказочного героя». Техника «гуашь и сухая щетинная кисть». Передача объема. (2 часа)

  • Натюрморт с игрушкой. Свет и тень. (2 часа)

  • Натюрморт «Посуда». Передача формы и пропорций. (2 часа)

II.6. Орнамент. (6 часов)

Понятие об орнаменте. О чем рассказывает орнамент. Виды орнаментов. Принципы построения. Модули. Знакомство с изделиями народных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково).

Практические задания.

  • Эскиз росписи тарелочки. Выбор темы. (2 часа)

  • Роспись тарелочки, выполненной в технике папье-маше. (2 часа)

  • «Узоры Хохломы». Роспись силуэтов посуды (черная бумага, гуашь). (2 часа)

Раздел III. Композиции на темы. (24 часа)

Начальные сведения о композиции. Формат листа. Правильное заполнение плоскости листа. Отношение размера предмета к формату листа. Характер образа в композиции. Использование необходимых выразительных средств для выделения главного в композиции: величина, место расположения, цвет. Наблюдение приемов выражения замысла в работах разных художников.

Практические задания.

  • «Вспоминаем лето». Композиционная работа на основе летних наблюдений.(2 часа)

  • Иллюстрация к сказке «Три медведя». (2 часа)

  • Композиция на тему мой любимый герой. (2 часа)

  • Графическая композиция «Я и мое имя». (2 часа)

  • «Снежная птица». Орнаментальная композиция. (2 часа)

  • «Зимняя сказка». Выбор сюжета и техники исполнения. (2 часа)

  • «Северное сияние». Рисунок на восковой подкладке. (2 часа)

  • «На уроке физкультуры». Техника «масляная пастель». (2 часа)

  • «Утро в моем доме». Свободный выбор техники исполнения. (2 часа)

  • «Прогулка в парке». (2 часа)

  • Композиция «День города». Работа по наблюдению. (2 часа)

  • «Мой фантастический мир». Создание фантастического образа. (2 часа)

Раздел IV. Декоративно-прикладная работа.

IV.1. Плоскостные работы. (8 часов)

Характерные особенности декоративных работ - изменение изображения объектов (формы или контура, перевод объемного изображения в плоскостное и пр.). Аппликация. Понятие о силуэте. Симметричное вырезание.

Практические задания.

  • Вырезание орнаментов из бумаги с использованием двух цветов. Изготовление закладки для книги. (2 часа)

  • Симметричное вырезание. «Сказочный букет». (2 часа)

  • Силуэт. Вырезание силуэтов из черной бумаги. Композиция на свободную тему. (2 часа)

  • «Улица сказочного города». Аппликация из бумаги с объемными элементами. (2 часа)

IV.2. Оригами. (20 часов)

Оригами - способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. История возникновения оригами. Приемы складывания фигурок оригами. Одиннадцать изначальных форм складывания. Условное обозначение на схемах. Простые формы. Модульные конструкции.

Практические задания.

  • Складывание фигурок оригами: «Стаканчик», «Головной убор», «Кошелек», «Скотчтерьер», «Большеротая лягушка», «Прыгающая лягушка», «Рыба-ангел», «Змея», «Голубь», «Бабочка», «Лисичка», «Щенок», «Дед Мороз и Снегурочка», «Тюльпан».

  • Модульные конструкции: «Солнышко», «Круглая вертушка», «Конструктор».

  • Композиции с использованием фигурок оригами: «Морские жители», «Цветы и бабочки», «Поздравительная открытка».

IV.3. Конструирование. (8 часов)

Свойство бумаги как материала для конструирования. Конструирование игрушек на основе цилиндра и конуса. Материалы и инструменты для конструирования. Приемы работы с бумагой.

Практические задания.

Конструирование игрушек на основе цилиндра и конуса: «Доктор Айболит», «Обезьянка», «Кот Матроскин», «Звездочет».

IV.4. Лепка. (8 часов)

Пластические материалы (пластилин, соленое тесто) и приемы работы с ними.

Практические задания.

  • «Пластилиновая картина». Выполнение эскиза. Работа в материале по эскизу. (4 часа)

  • «Украшение для новогодней ёлочки». Лепка игрушек из соленого теста. Роспись игрушек гуашью по предварительно выполненному эскизу. (4 часа)

Раздел V. Заключительное занятие. (3 часа)

Подведение итогов, выставка работ, задание на лето.


  1. Содержание программы второго года обучения

Раздел I.

Вводное занятие. (3 часа)

Введение в образовательную программу. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Просмотр летних работ. Рисунок на тему «Мое лето».

Раздел II.

Основы изобразительной грамоты.

II.1.Рисунок и живопись с натуры, по памяти и по представлению. (45 часов)

Изображение с натуры, по памяти и по представлению простых по очертанию и окраске объектов, расположенных фронтально. Линя горизонта. Точка схода. Представление о роли рисунка в различных видах изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, скульптуре). Форма и пропорции предметов. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т.д.), передача пропорций частей и целого, рисование предметов комбинированной формы. Передача ощущения пространства на картине или рисунке с помощью линейной перспективы. Изображение объемности предметов с помощью света и тени. Наблюдение светотеневых эффектов в произведениях мастеров живописи, графики (портрет, пейзаж, натюрморт). Передача цветовых и тональных отношений в изображении предметов несложной формы в композициях (натюрморт, пейзаж). Фигура человека, ее пропорции, передача движения, изображение животных и птиц на основе наблюдений, передача особенностей строения, пропорций, фактуры оперения и меха

Практические задания.

  • Рисунок и живопись осенних листьев и фрагментов растений с натуры (акварель, гуашь). (3 часа)

  • «Наш урожай». Наброски фруктов, овощей. Этюд «Яблоко на синей драпировке». (3 часа)

  • Натюрморт «Цветы осени». Работа с натуры. (3 часа)

  • «Моя улица». Сведения о перспективе. Организация пространства в картине. Работа на пленэре. (3 часа)

  • Натюрморт «Бокал и яблоко». Построение тел вращения. (3 часа)

  • Натюрморт «Кофейник и апельсин». Рисунок конуса и шара. (3 часа)

  • Натюрморт «Старинные предметы». Работа с натуры на выставке «Судьбы вещей». (3 часа)

  • «Животные нашей области». Зарисовки животных в краеведческом музее. (3 часа)

  • Зарисовки птиц с натуры. Рисунок чучела сороки в двух положениях. (3 часа)

  • «Мой питомец». Изображение животных на основе наблюдений. (3 часа)

  • Изображение человека. Пропорции. Графическая композиция «Дискотека» (3 часа)

  • Изображение человека. Наброски с натуры (черная акварель, кисть). (3 часа)

  • Наброски людей в различных положениях (уголь, сангина). (3 часа)

  • Портрет девочки в карнавальном костюме. Работа с натуры. (3 часа)

II.2.Графика (27 часов)

Знакомство с графикой как искусством рисунка, в основе которой лежит линия, штрих, силуэт. Выразительный язык графики. Превращение линий в изображения. Формы линий, передающие спокойствие, волнение, движение (ассоциации). Цвет графических работ при выполнении карандашами, пастелью, тушью, восковыми мелками. Специфические особенности материала и знакомства с техниками работы. Контур, как выразительное изображение предмета одной линией. Силуэт предмета как выразительное пятно, по которому можно узнать предмет изображения.

Практические задания.

  • «Салют победы». Рисунок на восковой подкладке. (3 часа)

  • «Царицынская крепость». Рисунок тушью и пером. (3 часа)

  • «Мой город». Использование силуэта в композиции. (3 часа)

  • «Поздравительная открытка». Использование шаблона и трафарета. (3 часа)

  • «Цветы Заволжья». Цветная тушь, перо. (3 часа)

  • «Черное и белое». Выбор сюжета. Рисунок черной гуашью на белой бумаге, и белой гуашью на черной бумаге. (3 часа)

  • «Декоративный натюрморт». Белая и черная гуашь. (3 часа)

  • «Тюльпаны». Знакомство с техникой «Акватипия». (3 часа)

  • Плакат «Ура! Каникулы!» Свободный выбор техники исполнения. (3 часа)

Раздел III.

Декоративно-прикладное искусство с элементами дизайна.

III.1.Бумажная пластика. (24 часа)

Виды бумаги, используемые в художественном творчестве. Свойство бумаги как материала для конструирования. Геометрические формы. Элементы геометрических тел (грань, ребро, вершина, основание, развертки геометрических тел). Приемы работы с бумагой: разрезание, сгибание, гофрирование, скручивание, склеивание. Изготовление игрушек на основе геометрических фигур. Изготовление игрушек путем создания ребер жесткости.

Практические задания.

  • «Волшебное дерево». Композиция из бумажных полос. (3 часа)

  • «Домик в деревне». Использование цилиндрических модулей. (3 часа)

  • «Старый Царицын». Макет из цилиндрических модулей. Коллективная работа. (6 часов)

  • Игрушка «Богатырь». Объемное конструирование из бумаги. (3 часа)

  • Игрушка «Птица». Гофрирование бумаги. (3 часа)

  • Композиция на сказочную тему. Выбор сюжета. Использование цветной бумаги. Использование бумаги различного качества. (6 часа)

III.2.Батик. (12 часов)

Батик как искусство росписи тканей. История зарождения и развития. Материалы и инструменты. Холодный батик. Основные приемы росписи. Использование резерва. Применение солевой техники.

Практические задания.

  • Панно «Краски осени». Свободная роспись. (3 часа)

  • Выполнение эскиза для композиции «Птица». (3 часа)

  • Панно «Птица». Роспись по ткани с использованием резерва. (3 часа)

  • Панно «Красные тюльпаны». Использование трафарета. (3 часа)

III.3.Лепка. (12 часов)

Знакомства с различными пластическими материалами: пластилином, соленым тестом, пластикой. Понятие рельеф, объемная пластика.

Практические задания.

  • Лепка символа года. Пластика. (3 часа)

  • Композиция «Речные жители». Соленое тесто, коллективная работа. (6 часов)

  • Рельеф с изображением животного. Пластилин. (3 часа)

III.4.Папье-маше. (18 часов)

Папье-маше как материал для художественного творчества. Внешнее папье-маше (маширование). Внутреннее маширование. Изготовление изделий способом маширования. Смешанная техника. Использование коробок для изготовления игрушек.

Практические задания.

  • «Тростевая кукла». Работа по предварительному эскизу. Создание образа. Использование различных материалов для оформления готового изделия (9 часов)

  • Игрушка из упаковочных коробок (с применением техники папье-маше). Работа по предварительному эскизу. Самостоятельный выбор темы. Создание образа. (9 часов)

Раздел IV.

Композиции на темы (60 часов)

Композиция - процесс поиска красивого, выразительного замысла в разных видах художественной деятельности. Выразительные средства композиции. Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции. Иллюстрирование литературных произведений.

Практические задания.

  • Композиция на тему «В нашем городе осень». (6 часов)

  • Иллюстрации к стихотворениям М. Агашиной. Образное решение (через главного героя, пейзаж, использование крупного плана.) (9 часов)

  • «Мы играем». Работа на основе наблюдений. (6 часов)

  • «День города». Передача атмосферы праздника. (9 часов)

  • Человек и его профессия. Портрет в интерьере. (6 часов)

  • «Волгоград - город будущего». Свободный выбор техники исполнения. (6 часов)

  • «О чем рассказали старинные предметы». Рисование по впечатлению. (6 часов)

  • «Красавицы Царицына». Работа на основе изучения старинных фотографий. (6 часов)

  • «Семейные истории». Тематическая композиция, связанная с историей нашего города, семьи. (6 часов)

Раздел V.

Выставки, экскурсии, конкурсы (12 часов)

Раздел VI.

Заключительное занятие (3 часа)

Итоговая выставка. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.


  1. Содержание программы третьего года обучения

Раздел I.

Вводное занятие (3 часа)

Введение в образовательную программу. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. План работы на год. Просмотр летних работ.

Раздел II.

Основы изобразительной грамоты.

II.1.Рисунок и живопись с натуры, по памяти и по представлению. (54 часа)

Рисование с натуры (этюды и длительные работы) отдельных предметов на фоне спокойных по цвету драпировок, простых натюрмортов из предметов, чистых и ясных по цвету (фрукты, овощи, посуда). Рисование с натуры птиц, животных, фигуры человека, натюрмортов из предметов различных по материалу, с четко выраженными пространственными планами, интерьера в неглубоком пространстве (Угол комнаты). Этюды осенней, весенней, зимней природы с натуры (пленэр) или по памяти с предварительным наблюдением. Построение предметов во фронтальной и угловой перспективе. Передача объема с помощью светотени.

Практические задания.

  • «Деревья». Пленэрные зарисовки. (6 часов)

  • Зарисовки растений с натуры в цвете. Принцип естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. (3 чаав)

  • «Улицы нашего города». Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным зарисовкам. (9 часов)

  • Натюрморт из бытовых предметов светлых по тону (без драпировки). (3 часа)

  • Натюрморт из предметов, простых по тону (с драпировкой). (3 часа)

  • Самостоятельное составление обучающимися композиции натюрморта из предложенных предметов. Самостоятельный выбор техники исполнения. (3 часа)

  • Натюрморт «Старинные предметы». Работа с натуры на выставке старинных предметов «Судьбы вещей». (3 часа)

  • «Стол и стул». Изображение предмета во фронтальной и угловой перспективе. Рисунок с натуры. (3 часа)

  • «Фрагмент интерьера». Зарисовки интерьера в краеведческом музее. (3 часа)

  • Декоративный натюрморт с изделиями народных промыслов. Условность цвета. (3 часа)

  • Наброски животных и птиц с натуры и по наблюдению. (6 часов)

  • Наброски людей в спокойном положении и в движении. Работа с натуры. (6 часов)

  • Портрет девочки в русском народном костюме. (3 часа)

II.2.Графика (27 часов)

Печатные работы и гравюры. Знакомство с высокой печатью. Использование в качестве печатной формы (клише) естественного рельефа: листьев деревьев, трав и других растений. Гравюра с аппликации на картоне. Шрифт. Построение шрифта типа «гротеск» («брускового»), имеющего одинаковую ширину всех элементов. Композиция несложного шрифтового плаката. Ознакомление с произведениями художников-графиков.

Практические задания.

  • Гравюра с аппликации на картоне. Выбор темы. Выполнение эскиза. Изготовление клише. Печатание гравюры. (12 часов)

  • «Буквица». Тушь, перо. (3 часа)

  • Построение шрифта типа «гротеск». (3 часа)

  • Шрифтовой плакат. Выбор темы. (6 часов)

  • «Графика зимы». Граттаж. (3 часа)

II.3.Композиции на темы (39 часов)

Композиция. Основные правила композиции: объединение по однородным признакам, соблюдение закона ограничения, основа живой и статичной композиции, группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками, подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой и т.д.). Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведения.

Практические задания.

  • «Поздняя осень в парке». Тушь, перо, кисть. (3 часа)

  • Композиция «Стекло». Передача прозрачности, блеска стеклянной посуды. Тушь, кисть, мелки. (3 часа)

  • «Рябиновый букет». Рисунок на восковой подкладке. (3 часа)

  • «Фантазия». Композиция из плавно очерченных форм, организованных в пятно. Принцип витража. Черный фон. Гуашь. (6 часов)

  • Музыкальные ритмы. Композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретных предметов. (6 часов)

  • «Детство, опаленное войной». Композиция, посвященная детям Сталинграда. (9 часов)

  • «Что я знаю о войне». Выбор сюжета. Сбор материала. Использование художественной литературы, воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. (9 часов)

Раздел III.

Декоративно-прикладное искусство и основы дизайна.

III.1.Бумажная пластика и основы макетирования. (18 часов)

Композиция в бумажной пластике. Моделирование (криволинейное складывание, вырезание). Макетирование. Развертки правильных геометрических фигур. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами.

Практические задания.

  • «Зоопарк». Изготовление бумажных фигурок животных путем создания ребер жесткости (криволинейные, зигзагообразные, параллельные, спирали, надрезы, просечки). (3 часа)

  • Макетирование. Правильные многогранники и их развертки. Композиция кубики. Коллективная работа. (6 часов)

  • Выполнение макета игрового элемента на детской площадке с использованием цвета. Пространственное свойство цвета. Коллективная работа. (6 часов)

  • Конструирование упаковки для новогоднего подарка. (3 часа)

III.2.Батик. (18 часов)

Техника холодного батика. Использование цветного и прозрачного контура. Использование техники трафаретной росписи. Свойства акриловых красок, техника работы ими.

Практические задания.

  • Панно «Цветы России». Работа по эскизам. (6 часов)

  • Панно «Подводный мир». Техника травления с использованием соли. (6 часов)

  • Панно «Царицын-Сталинград-Волгоград». Использование акриловых красок. (6 часов)

III.3.Бисероплетение. (6 часов)

Знакомство с материалами и техникой бисероплетения. Возможности использования изделий из бисера в декоративных композициях.

Практические задания.

  • Плетение небольших изделий из бисера. (3 часа)

  • Изготовление поздравительной открытки с использованием фигурок из бисера. (3 часа)

III.4.Куклы. (15 часов)

Куклы народов мира. Роль куклы в жизни ребенка. Применение различных техник в изготовлении кукол. Применение техники папье-маше, лепка из бумажной массы. Использование различных материалов. Технические приемы.

Практические задания.

  • Изготовление кукол с использованием пластиковых бутылок. Работа по предварительному эскизу. Применение техники папье-маше. (6 часов)

  • Композиция «Барышни Царицына». Смешанная техника. Создание образа. Выполнение эскиза. Использование гофрированной бумаги. (9 часов)

III.5.Работа над творческим проектом. (21 часов)

Выбор темы, техники исполнения. Сбор материала. Разработка эскиза. Выполнение в материале. Защита проекта.

Раздел IV.

Выставки, экскурсии, конкурсы. (12 часов)

Раздел V.

Заключительное занятие (3 часа)

Итоговая выставка. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.





  1. Условия реализации программы

Основу учебно-материальной базы, на которой в учреждении дополнительного образования можно осуществлять занятия изобразительным искусством, составляют кабинет изобразительного искусства и его учебное оборудование.

Помещение для занятий светлое, теплое, легко проветриваемое, с люминесцентным освещением. Площадь помещения соответствует числу учащихся (12-15 человек).

Учебное оборудование составляют столы, стулья, мольберты, столики для натурных постановок. Для хранения материалов и инструментов, натурного фонда, папок с рисунками имеются шкафы.

В помещении, где проводятся занятия по изобразительному искусству, имеются следующие материальные средства обучения:

  • Справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов «Юный художник»;

  • Рисунки изделия учащихся прежних лет обучения, распределенные по годам обучения с указанием фамилий и имен авторов, года создания работы;

  • Учебно-наглядные пособия-плакаты, таблицы, иллюстративный материал;

  • Инструкция по технике безопасности.

Натурный фонд составляют: посуда, драпировки, предметы быта, гипсовые модели для рисования, наборы муляжей овощей и фруктов.

Материалы и инструменты для творчества: краски акварельные, гуашевые, масляные, тушь, краски «Батик», уголь, сангина, бумага белая и цветная различной фактуры, картон белый и цветной, клей ПВА, карандаши простые и цветные, баночки для воды, чертежные инструменты.






  1. Литература

1.Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству-М. ТЦ , 2009 . 2.Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству.Интеграция художественного и логического - С.П. КАРО , 2004.

3. Алянский Ю.Л. Рассказы о русском музее - Л. Искусство ,1987.

4. Аллахвердова Е. Л. Батик,глина , дерево - М. Астрель ,2001.

5. Алехин А. Д. Когда начинается художник - М. Просвещение 1993.

6. Горяева Н. А.,О. В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека- М. Просвещение, 2006.

7. Гринвуд Д. , Крейн Д. Поздравительные открытки своими руками - М. АСТ-пресс 2009. 8. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись - М. Высшая школа ,1992.

9. Кобитина И. И. Работа с бумагой - М. Сфера , 2000.

10. Коротеева Е. И. Искусство и ты - М. Просвещение ,1997

11. Колышев Ю. Б. Методика довузовской подготовки по рисунку - Волгоград ,2004.

12. Ломоносова М.Т. Графика и живопись- М. АСТ Астрель, 2003.

13. Лындина Ю. Фигурки из бисера - Тверь Культура и традиции,2006.

14. Майорова Н. ,Скоков Г. История русской живописи - М. Белый город 2006 .

15. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике-М. Скрипторий , 2006.

16. Румянцева Е. А. Делаем игрушки сами - М. Айрис-пресс, 2004.

17. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования -Минск Попурри, 2002.

18. Скребцова Т. О. Фантазии со стеклом Р.-на-Д. Феникс, 2006.

19. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М. Скрипторий 2003,2008.

20. Савиных В. П. Поделочные материалы - Минск Хилтон ,1999.

21. Соколов А. В. Посмотри ,подумай , ответь.- М. Просвещение, 1991.

22. Рутковская А. А. Рисование в начальной школе - М. ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

23. Томасс Халл Самоделки из бумаги : доступно и просто - М. Дрофа 1995.

24.Черныш И. Удивительная бумага - М. АСТ - ПРЕСС , 2000.

25. Шитов Л.А. Живопись - М. Просвещение ,1995.

26. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство- М. Просвещение .2005. 27. Шуллер Г. Тоскана и Прованс. Акриловая живопись.Холсты на подрамниках.- М. АРТ Родник, 2007.

35


© 2010-2022