Конспект урока по изобразительному искусству Греческая керамика. 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Путешествие в Древнюю Грецию.

Вазопись»

« О, Греция!

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!»

Гомер

Цель:

Формирование устойчивой положительной позиции по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству. Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного и безобразного.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учить выполнять роспись вазы по мотивам греческой вазописи;

  • развивать умение анализировать предметы искусства;

  • выявлять пропорции, цветовую гамму;

  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование и материалы:

Музыкальный ряд: "Сиртаки"

Зрительный ряд: презентация «Путешествие в Древнюю Грецию. Вазопись», репродукции или рисунки, изображающие предметы декоративного творчества мастеров Древней Греции (вазы, сосуды, амфоры и т. д.), образец педагогического рисунка (карандаш, акварель, гуашь), индивидуальные карточки с силуэтами ваз (А4), таблица "Виды греческих сосудов".

Словарь: пальметта, меандр, бутон лотоса, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Художественные материалы: альбом, акварель, гуашь, кисти.

Раздаточный материал: таблицы с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.

Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в замечательную страну Древнюю Грецию и узнаем о том, что является наиболее интересным видом искусства этой страны. Но для начала мы должны вспомнить, где же она находится.

Учитель показывает карту Древней Греции. (Презентация Слайд 1, 2)

Ученик. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. На такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров».

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины - главный город Греции - находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

Ученик. (Слайд 3)

Современный мир многим обязан Древней Греции. Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире - о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции.

Учитель. Да. Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создавали искусство, понятное не только эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина. Греция - страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. На уроках истории и литературы вы уже знакомились с искусством этой страны, с героями мифов, с архитектурными памятниками. Приведем только несколько примеров.

(Презентация. Слайд 4 - 9)

Слайд 10. Учитель. А сейчас представьте картину. Яркий солнечный день. Берег моря. Вдали мы видим парус, который надувается под свежим средиземноморским ветром. Мы идем по берегу моря, под ногами шуршит галька, поднимаемся по тропинке к городу и попадаем в гончарную мастерскую.

Слайд 11. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другой мастер совместно с художником расписывает уже обожженные, желтовато-красные вазы.

Учитель. В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Основным материалом для производства глиняных изделий в древней Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика. Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд.

Слова «сосуды», «посуда» на латинском - «вазы». Вазопись - роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов


Учитель. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения.

Слфйды 15 - 16. Функциональное назначение ваз определялось их формой. Основные типы сосудов принято распределять по трем основным группам:

  • Сосуды для хранения различных припасов

  • Застольная посуда, служившая преимущественно для питья вина

  • Вазы для масла

Арибал - древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, с узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика. У арибала широкая, в форме ленты ручка. Использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел.

Амфора - сосуд для хранения оливкового масла, вина и других жидкостей.

Скифос - древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также называют кубком Геракла.

Лекиф - древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.

Ритон (рог для питья)- широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога.

Килик - изящные вазы для питья.

Киаф - сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку, использовался для зачерпывания вина.

Гидрия - сосуд для наливания воды.

Кратер - большой сосуд для смешивания вина с водой.(неразбавленного вина греки не пили.)

Пелика - сосуд с широким горлом и округлыми формами, предназначался для хранения продуктов.

Канфар - древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.

Пиксида - использовался женщинами для хранения украшений и косметики.

Ойнохоя - кувшин с одной ручкой для подачи вина.

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов.

  • Слайд 18. Геометрический стиль. Развивается в Гомеровский период.

  • Формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью.

  • Обычно расположенный поясами, орнамент наносился тёмно - коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность.

  • Важное место занимает мотив плетёнки - меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства.

Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца.

Слайд 20. В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Поверхность пухлого по форме кувшина - разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров. Это ковровый стиль.

Спустя примерно столетие мотивы фауны уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике: люди и предметы здесь изображались черными силуэтами, на которых затем прорезались и раскрашивались детали. Использовались сюжеты мифов. Главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис.

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах стали изображаться сцены из повседневной жизни.

Слайды 23 - 26 Учитель. Что же изображали на керамических вазах?

Ученик. На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину - сюжетную роспись.

Учитель. Орнаментом украшали менее важные части вазы - ножку и горлышко. А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина - сюжетная роспись. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

Ученик читает стихотворение Олега Тарутина «Античные вазы»
Олег Тарутин

Античные вазы

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись…

И может быть, час

никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты,

то карлики-вазы,

и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы.

А это - кентавры.

А это… А это…

Мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Учитель. Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз. Какую вазу вам хотелось бы расписать? (Ответы учащихся.)

А какой орнамент вы будете использовать? (Ответы учащихся.)

А какие цвета вы будете использовать (Ответы учащихся.)

А теперь я предлагаю вам выполнить эскиз вазы, украсив ее рисунком и орнаментом.

Учащиеся получают шаблоны.

Задание.

Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи - краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель ведет контроль аккуратности выполнения работы. Осуществляет индивидуальную помощь детям.

Физкультминутка.

Итог урока.
Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах. Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?

Выставка работ

Молодцы, вы хорошо потрудились!

А на сколько, хорошо вы запомнили новый материал, мы сейчас проверим. Ответ учащихся на кроссворд.

Домашнее задание.


Спасибо за урок не забудьте привести в порядок свои рабочие места.


© 2010-2022