- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа внеурочной деятельности Разноцветная палитра
Программа внеурочной деятельности Разноцветная палитра
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бегенеева Е.Р. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тыловайская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
зам. директора по ВР директор школы
________( Е.В.Казакова) _________(А.В. Мильчаков.)
«___»__________2015г. «___»__________2015г.
Программа внеурочной деятельности
«Разноцветная палитра»
Автор: Бегенеева
Елена Рудольфовна
Возраст детей: 6,5-10лет
Срок реализации: 4 года
с. Тыловай, 2015г
Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра»
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база:
Нормативно - правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского - М., Просвещение, 2010
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа внеурочной деятельности «Разноцветная палитра» является программой художественно-эстетической направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
-
ознакомительный - 1 год обучения для обучающихся 6-7лет;
-
развивающий - 2 года обучения для обучающихся 8-10 лет;
-
исследовательский - 3-4 год обучения для обучающихся 10-11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Темы занятий строятся по принципу: от теории к практике. На первом занятии знакомятся с теорией, на втором занятии выполняют практическое, творческое задание.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-
занятия в свободное время;
-
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
-
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
-
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов
Количество часов
Программа рассчитана на 270 часов: 1 кл - 66 ч., 2 - 4 кл. - по 68 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2ч в неделю.
Продолжительность одного занятия:
в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 - 4 классы - 35 - 45 минут
Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно - изобразительными средствами.
Задачи:
-
воспитательная - формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
-
художественно-творческая - развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
-
техническая- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
-
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
-
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
-
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
-
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
-
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
-
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Структура программы
Основные разделы
1 год - «Радужный мир»
2 год - « Мы учимся быть художниками»
3 год - «Мы художники»
4 год - «Мы рисуем и исследуем»
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разноцветная палитра»
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данной программы должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
1-й год
Личностные результаты:
-
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
-
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й год
Личностные результаты:
-
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
учитьсяработать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
-
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
-
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-
учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й годы
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
-
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
-
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
-
осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
-
пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы, находить ответы.
Программа решает задачи внеурочной деятельности:
-
занятость детей в свободное время;
-
организация дополнительного досуга;
-
раскрытие творческих способностей детей, дальнейшее развитие талантов;
-
ранняя профориентация.
При разработке программы учитываются возрастные особенности школьников, их интересы и потребности. Педагогом могут вноситься незначительные изменения в содержании программы. Содержание программы расписано на 4 года обучения. Учебно - тематический план составляется на каждый последующий учебный год .
Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й год «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 - 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
-
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
-
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
-
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
-
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
-
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
-
Знакомство с творчеством и работами лучших художников нашей страны и мира
Учебно -тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
1
«Знакомство с королевой Кисточкой».
1
Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в программу.)
2
Королевство волшебной Кисточки
1
Знакомство с видами ( живопись, графика, скульптура) и жанрами ИЗО (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, тематическая картина). обзор и знакомство с материалом. Просмотр презентации, работ учителя, студентов ДПТ и учащихся.
3
«Что могут краски?»
1
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. (техника по сырому, прозрачность акварели…; просмотр презентации, работ учителя, студентов ДПТ и учащихся)
4
«Что могут краски?»
1
Смешение красок: « Радуга» . Создаем работу .
«Коварство» черной краски. Свойства черной краски при смешивании с другими ерасками
5
«Изображать можно пятном».
1
Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
6
«Изображать можно пятном».
1
Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку
7
«Осень. Листопад».
1
Экскурсия по селу. Наблюдение за изменениями в природе осенью. Сбор листьев и природного материала для творческих работ.
8
«Осень. Листопад».
1
Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
9
«Силуэт дерева».
1
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Просмотр слайдов, наглядного материала. Зарисовки различных по форме деревьев. В чем сходство и отличие разных видов деревьев ( строение, форма ствола, расположение ветвей, формирование кроны…)
10
«Силуэт дерева».
1
Работа на пленэре. Наблюдение. Изображение дерева с натуры (простой карандаш, восковой мелок или цветной карандаш - работа одним цветом).
11
«Грустный дождик».
1
Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Просмотр наглядного материала.
12
«Грустный дождик».
1
Сказка «Грустный дождик» - пофантазировать и сочинить свою сказку, изобразив на бумаге акварельными красками (работа в технике по - сырому).
13
«Изображать можно в объёме».
1
Скульптура. Материалы и инструменты скульптора. Просмотр презентации и работ.
14
«Изображать можно в объёме».
1
Превратить комок пластилина в птицу, животное. Лепка ( пластилин, стеки, картон или дощечка). Маленькая скульптура.
15
Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»
1
Наблюдение за окружающим: живой и неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.
16
«Здравствуй, мир!»
1
Что я увидел на экскурсии. Работа по памяти и впечатлению «Здравствуй, мир!» материалы: акварель, цветные карандаши.
17
«Красоту нужно уметь замечать».
1
Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Просмотр работ, обсуждение увиденного.
18
«Красоту нужно уметь замечать».
1
Красота фактуры и рисунка. Изображение спинки ящерки.
Работа над фактурой.
19
«Узоры снежинок».
1
Экскурсия - прогулка. Наблюдение за формами снежинок в природе: какие они разные. Снежинка на моей варежке. Обсуждение, высказывание…Просмотр видеоряда.
20
«Узоры снежинок».
1
Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
21
Рисуем дерево тампованием.
1
Изучаем технику тампования. Особенности техники, материалы, краски. Просмотр видеоматериала, беседа, обсуждение.
22
Рисуем дерево тампованием.
1
Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
23
«Зимний лес».
1
Особенности зимнего пейзажа. Наблюдение деревьев за окном. Характер деревьев. Прослушивание стихотворения «Зимний лес», просмотр наглядного материала.
Если позволяет погода, сходить на экскурсию, понаблюдать за зимними деревьями.
24
«Зимний лес».
1
«Зимний сказочный лес». Представить зимнюю сказку.
Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
25
«Портрет Снегурочки».
1
Жанр портрета. Пропорции человеческого лица. Цветоведение. Холодные цвета.
Урок - игра: общение по телефону.
26
«Портрет Снегурочки».
1
Выполнить «Портрет Снегурочки». Образ по представлению и впечатлению с соблюдением пропорций . творческое задание.
27
«К нам едет Дед Мороз ( Тол Бабай) »..
1
Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок - игра: общение по телефону.
28
«К нам едет Дед Мороз ( Тол Бабай)»..
В гостях у Тол Бабая. Творческое задание: выполнить работу по представлению.
29
«Снежная птица зимы»..
1
Знакомство с видами орнаментов. Орнамент в полосе, в круге, квадрате. Геометрический, растительный, животный …орнамент. Холодная гамма цветов.
30
«Снежная птица зимы»..
1
Составить орнаментальную композицию в полосе. Узор для шапки, шарфа или варежки. Холодная гамма цветов. Гуашь.
31
«Дом снежной птицы».
1
Геометрический орнамент. Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг.
32
«Дом снежной птицы».
1
Придумай «Дом для снежной птицы», укрась узором элементы дома ( наличники, полотенце, причелина…). Геометрический орнамент. Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг.
33
«Ёлочка - красавица».
1
Беседа о Новогоднем празднике, каникулах. Впечатления ребят о прошедшем празднике. Праздник и карнавал в произведениях художников. Просмотр презентации, наглядного материала.
34
«Ёлочка - красавица».
1
Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа «Елочка красавица» - новогодняя, в зимнем лесу…Свободный выбор материала.
35
«Кто живёт под снегом».
1
Урок - игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета.
36
«Кто живёт под снегом».
1
Творческое задание на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
37
«Красивые рыбы».
1
Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка - примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала,
38
«Красивые рыбы».
1
Творческое задание «Красивые рыбы», «Сказочная рыбка» .Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка - примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала Гуашь..
39
«Мы в цирке».
1
Урок -игра. Виртуальное посещение цирка, прогулки по цирку, просмотр циркового представления. Дети фантазируют, рассказывают о происходящем. Делятся впечатлениями о Цирке. Просмотр работ, афиш по теме. Эмоциональный настрой.
40
«Мы в цирке».
1
Выполнение творческого задания - фонтазии. Эмоциональный настрой. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
41
«Волшебная птица весны».
1
Основы цветоведения, Теплые цвета,
Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
42
«Волшебная птица весны».
1
Создать декоративную композицию «Волшебная птица весны» Коллективно - индивидуальная работа. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
43
«Моя мама».
1
Знакомство с жанром портрета. Беседа. Просмотр произведений художников, работ студентов и учащихся. Обсуждение, анализ произведений и работ.
44
«Моя мама».
1
Творческая работа. Основы композиции. Пропорции лица. Цветовое решение.
45
«Цветы и травы»
1
Графика. Графические материалы . Изобразительные свойства графических материалов: фломастеры, мелки, уголь, сангина, тушь, перо, простой карандаш, цветные карандаши, ручка гелевая. Ритм пятен и линий.
46
«Цветы и травы»
1
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков…(самостоятельный выбор материала детьми). Композиция «Цветы и травы». Ритм пятен и линий. Игра «Мы.- гномики».
47
«Цветы и бабочки».
1
Декоративные композиции. Просмотр наглядного материала.
Знакомство с различными техниками (фактурный рисунок, цветная бумага и фломастеры…). Графические материалы и их возможности.
48
«Цветы и бабочки».
1
Декоративное рисование. Композиция «Цветы и бабочки». Цветная бумага, фломастеры.
49
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
1
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Просмотр наглядного материала. Обсуждение, создание эскиза работы.
50
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
1
Коллективное панно. Работа творческих групп над проектом- композиция из природного материала.
Повторение понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Выполнение творческого задания.
51
«Моя семья»
1
Жанры : тематическая картина, портрет. Обсуждение темы. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
52
«Моя семья»
1
Творческая работа « Моя семья». Беседа с показом детских работ. Выполнение задания. Материал по выбору учащихся.
53
«Веселые фигуры»
1
Понятие о геометрических фигурах - пятнах. Ритм цветовых геометрических пятен: линия, точка, круг, квадрат, треуголник… Цветная бумага. Цветоведение - основные цвета.
54
«Веселые фигуры»
1
Ритм цветовых геометрических пятен. Цветная бумага. Основные цвета. Рисуем и играем. Преобразуем геометрические фигуры в веселые образы. Стилизация (цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры).
55
«Домашние питомцы»
1
Анималистический жанр. Наброски животных. Беседа с показом репродукций художников, работ учителя, студентов, детские работы. Задание: понаблюдать за домашними животными.
56
«Домашние питомцы»
1
Рисование домашних животных, просматривая видеоряд. Схематическое построение, пропорции фигур животных.
Зарисовки, копирование с работ.
57
«Победителям - Слава!
1
Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. Экскурсия к памятнику - обелиску участникам ВОВ в селе Тыловай.
58
«Победителям - Слава!
1
Творческая работа - проект: «Победителям - Слава!». Создание галереи портретов. Мой прадед - Участник ВОВ. Портрет моего прадедушки. Создание проекта - галереи класса «Победителям - Слава!» из фотографий, принесенных ребятами.
59
«Весенняя клумба»
1
Экскурсия во двор школы. Наблюдение за весенней природой, первыми цветами (подснежники, мать и мачеха). Зарисовки с натуры.
60
«Весенняя клумба»
1
Основы цветоведения - тёплая палитра. Пробуждение, природы. Рисование первых весенних цветов. Гуашь.
61
«Веселая игра»
1
Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
62
«Веселая игра»
1
Творческая работа в паре «Веселая игра» - рассказы детей в картинках о любимых играх.
63
«Лето, здравствуй!»
1
Беседа о временах года, о приближении лета. Пейзаж летний - - просмотр работ художников. Обсуждение, анализ произведений. Показ детских работ. Фантазия о лете - эскиз будущей работы.
64
«Лето, здравствуй!»
1
Творческая работа. Декоративная композиция на тему «Лето, здравствуй!» Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры или гелевая ручка.
65
«Маленькая галерея».
1
Оформление выставки детских работ. Работы детей за учебный год. Анализ работы за год.
66
Итоговое занятие.
1
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных ребят. Подведение итогов.
ИТОГО: 66 часов
2-й год «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
-
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
-
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-
Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
-
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
-
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство - наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
-
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
-
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
-
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-
Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
-
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
-
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
-
Графика.
Теоретическая часть.
-
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо - ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
-
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
-
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
-
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
-
Гравюра на картоне.
-
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
-
Связь с рисунком, композицией, живописью.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель - научить детей вести исследованиедоступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
-
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
-
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь - свободное владение ими.
-
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной.
-
Графика. Материалы - тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
-
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
-
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
-
Композиция. Основные правила композиции:
-
объединение по однородным признакам;
-
соблюдение закона ограничения;
-
основа живой и статичной композиции;
-
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
-
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
-
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Условиями реализации программы являются:
-
Сотрудничество с учителями ИЗО, технологии.
-
Встречи с учащимися подобных творческих объединений.
-
Наличие наглядного материала.
-
Обеспечение инструментами и материалами для выполнения практических заданий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
к концу 1-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
названия основных и составных цветов;
-
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
-
изобразительные основы декоративных элементов;
-
материалы и технические приёмы оформления;
-
названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
-
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
-
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
-
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
-
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
-
пользоваться материалами.
к концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
-
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;
-
правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
-
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-
проявлять творчество в создании работ.
к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
-
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;
-
основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
-
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-
проявлять творчество в создании работ.
к концу 4-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
-
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
-
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
-
основы дизайна;
-
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
-
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
-
работать в определённой цветовой гамме;
-
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
-
передавать пространственные планы способом загораживания;
-
передавать движение фигур человека и животных;
-
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
-
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
-
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Методическое обеспечение программы
Список литературы для педагога.
-
Баталова И. Роспись по дереву. Москва «Эксмо», 2007г.
-
Газарян С. Прекрасное своими руками. Москва.«Литература»,1989г Детская.
-
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.
-
Горяева. Н. А, Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Москва. «Просвещение», 2003г.
-
Жемчугова П.П.Изобразительное искусство (иллюстрированный словарик школьника). С.Петербург. «Литера», 2006г.
-
Журнал «Школа и производство» № 2. Москва, « Школа- Пресс»,1996г.
-
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.
-
Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.
-
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. - М.,2003г.
-
Мителло К. Модная аппликация. Москва.«Эксмо», 2006г.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.
-
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.
-
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.
-
Орлова Л.В. Хохломская роспись. - М.,1998г.
-
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.
-
Осетров Е. Краса ненаглядная. Москва. «Малыш»,1985г.
-
Полунина В.Н. Искусство и дети. Москва. «Просвещение»,1982г.
-
Платонова Н.И,Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. Москва. Педагогика», 1983г.
-
Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
-
Рогов А. Конь копытом бьет. Москва. « Малыш», 1988г.
-
Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. «Просвещение», 1984г.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.
-
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
-
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
-
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
-
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.
-
Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Москва « Советская Россия», 1984г.
-
Уткин П.И, Королева И. С. Народные художественные промыслы. Москва. «Высшая школа», 1992г.
-
Федотов Г. Дарите людям красоту. Москва « Просвещение»,1985г.
-
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.
-
Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г
-
Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
-
В.С. Кузин «Изобразительное искусство». «Дрофа».2004г.
-
В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
Список литературы для учащихся.
-
Баталова И. Роспись по дереву. Москва «Эксмо», 2007г.
-
Газарян С. Прекрасное своими руками. Москва. «Детская литература», 1989г.
-
Горяева Н. А, Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека .Москва. « Просвещение», 2003г.
-
Жемчугова П.П.Изобразительное искусство (иллюстрированный словарик школьника). С.Петербург. «Литера», 2006г.
-
Платонова Н.И,Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. Москва. «Педагогика», 1983г.
-
Мителло К. Модная аппликация. Москва.«Эксмо», 2006г.
-
Рогов А. Конь копытом бьет. Москва. « Малыш»,1988г.
-
Уткин П.И,Королева И. С. Народные художественные промыслы. Москва. «Высшая школа», 1992г.
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Видиоплейер( по возможности).
Магнитофон ( по возможности).
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
Фотокамера цифровая ( по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: openworld/school
Газета «1 сентября»: 1september.ru
Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Портфель достижений школьника
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
-
где работают художники;
-
основные жанры живописи;
-
наш вернисаж;
-
богатства земли Русской;
-
техника безопасности;
-
как прекрасен этот мир;
-
информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.