Мастер-класс по арт-терапии Жидкие фантазии

Сегодня я коротко расскажу и покажу на примере, как можно использовать методы арт-терапии на занятиях по изобразительному искусству.                                                                        Занятие из серии «Жидкие фантазии» ·         Тема: «Волшебные краски»                                         ·         Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и чувственной сферы детей.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»



«Жидкие фантазии».
Тестопластика, изобразительное искусство и методы арт-терапии.
Мастер-класс







Автор: Ушакова Галина Викторовна- педагог дополнительного образования, руководитель студии изобразительного искусства

г. Киренск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Слайд №2. Актуальность

  • Занятия искусством немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью зрительных образов, музыки, игровых ситуаций, диалогов педагога с детьми.

  • У каждого человека - неподражаемый внутренний мир, богатейшее воображение.

Слайд №3. Арт-терапия - это излечение цветом.

  • Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

  • Арт-терапия - реальная сила, способная помочь найти и ощутить себя.

  • К арт-терапии сегодня все чаще прибегают для коррекции детской личности и отдельных психических функций, в работе с детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Слайд №4. Что дает арт - терапия?

Снимаем накопленное психическое напряжение, успокаиваемся или сосредотачиваемся.

Слайд №5. Арт-терапия основывается на предположении, что…

  • как только человек начинает спонтанно рисовать, его внутреннее "Я" начинает отражаться в визуальных формах.

Слайд №6. Из серии занятий «Жидкие фантазии»

Сегодня я коротко расскажу и покажу на примере, как можно использовать методы арт-терапии на занятиях по изобразительному искусству. Занятие из серии «Жидкие фантазии»

  • Тема: «Волшебные краски»

  • Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости и чувственной сферы детей.

Слайд №7. Задачи занятия.

Учить детей готовить мучную массу нужной консистенции, окрашивать её, накладывать и распределять на изобразительной плоскости. Подбирать цвета и другие материалы, соответственно своему внутреннему состоянию и настроению.

Способствовать развитию мелкой моторики средствами изобразительных технологий. Способствовать развитию умений выражать ощущения через цвет и формы, подбирать изобразительные средства и технологии для самовыражения.

Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я». Способствовать воспитанию доброты, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств.

Слайд №8. Техники и приёмы.

  • Рисование «волшебными красками» - сказкотерапевтическая техника для актуализации ресурса жизненной силы.

  • Основной прием - спонтанное рисование.

  • Свобода выбора материала для работы: 1. жидкое тесто, окрашенное или простое; 2. разноцветный пластилин или цветная глина.

Слайд №9. Оборудование и материалы

Клеёнка или деревянный лоток, салфетки, миска (будущий волшебный горшочек), большой лист плотного картона или ДВП, мука, соль мелкая и крупная, масло подсолнечное, клей ПВА, краски ГУАШЬ, вода, песочек, мелкие камушки, ракушки, бисер, бусины и т.д.

Слайд №10. Ход занятия.

Я предлагаю вам выполнить практическую №3- интуитивное рисование тема: «Создаём настоящую, волшебную страну Доброты». Приглашаю принять участие и создать свои неповторимые шедевры всех желающих (разместить за рабочими местами).

Но перед выполнением работы я бы хотела рассказать, как волшебница создавала краски.


Слайд №11. Как волшебница создавала краски

  • - В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».

  • Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску.

Слайд №12. Какие картины нарисовали дети, используя такие краски.

Демонстрация картин на экране и выставке.

Слайд №13. Создаём настоящую, волшебную страну Доброты.
( практическая №3- интуитивное рисование)

  • Показ-краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно приподнимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону - в этом случае она потеряет свою «объемность». Затем можно добавить песочек, мелкие камушки, ракушки, более крупные кристаллы соли и т.д.

Работа с аудиторией. Пока выполняется практическая №3, я расскажу вам, как приготовить основу для красок и сами краски

Слайд №14. Как готовить основу для красок
(практическая № 1)

  • Наполовину заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья.

  • Добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой. Помня о том, что соль помогает познать тайны. Можно добавить крупную и мелкую соль.

  • Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто.

  • Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой.

  • А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте.

Слайд №15. Создаём «Волшебные краски»
(практическая № 2)

Изготовленное чудесное тесто разлить по горшочкам и добавлять в каждый горшочек краску. В этой работе вашей помощницей будет природа. Небо прислало голубой цвет, лес - зеленый, огонь - красный, солнышко позолотило один из горшочков, а радуга - сразу семь! Назовите их (ответы детей)

Слайд №16. Я хотела бы дать несколько рекомендаций к проведению практических работ.

  • Изготовление основы для красок можно выполнить как индивидуально, так и коллективно в одной ёмкости(по желанию детей).

  • Создание красок лучше выполнять индивидуально.

  • Добавлять другие материалы можно непосредственно в горшочек с краской, а можно до или после выливания краски на изобразительную поверхность.

Время практической работы подошло к завершению.

Слайд №17.

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Давайте заберем с собой из нашего путешествия ощущения доброго.

Я желаю всем всего самого хорошего и доброго на жизненном пути!

Желающие могут подойти рассмотреть работу своих коллег, выставку работ детей.

Спасибо за внимание!



ПРИЛОЖЕНИЕ

К конспекту занятия

на тему:

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Рисование «волшебными красками» - сказкотерапевтическая техника для актуализации ресурса жизненной силы.

Основной прием - спонтанное рисование.

СКАЗКА.

Давным-давно жила на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать о всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, гладя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.

Она прочла заклинание, и … очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное - весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!

«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту?! Что же делать?!» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие - что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу»; для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали «склеить» разбитые отношения…

«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. - В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».

Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес - зеленый, огонь - красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга - сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

Что же было дальше, спросите вы. А дальше , волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой волшебной страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась - ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми. С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те кто приготовит их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну Доброты.

Вот такая история, друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить Волшебную страну Доброты.

Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его в руках, я расскажу вам как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем, вы добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой. Помня о том, что соль помогает познать тайны. Можно добавить крупную соль. Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте.

Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит добавить туда ГУАШЬ. Итак, в путь!

(дети создают «волшебные краски».)

Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно приподнимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону - в этом случае она потеряет свою «объемность». Затем можно добавить песочек, мелкие камушки, ракушки, более крупные кристаллы соли и т.д.



© 2010-2022