• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство» в 8 классе на 2014-2015 учебный год

Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство» в 8 классе на 2014-2015 учебный год

Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Искусство»в 8  классена 2014-2015 учебный год Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовыйРеквизиты программы: Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.Количество часов: 35 ч в год, 1 ч в неделю Предусмотрено проведение: практических работ - 22; контрольных уроков - 6.      УМК ученика:Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по предмету «Искусство»

в 8 классе

на 2014-2015 учебный год

Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый

Реквизиты программы:

Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: 2010.

Количество часов: 35 ч в год, 1 ч в неделю

Предусмотрено проведение: практических работ - 22; контрольных уроков - 6.

УМК ученика:

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8-9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012

УМК учителя:

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012

Пояснительная записка


Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 9 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011» - и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического воспитания действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра и кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.












РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8класс. Искусство (35часов)

8кл. 1 чет. Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)

Дата

п/п

ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

1

(1)

Искусство вокруг нас.(1ч)

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни сов-ременного человека..Искусство как храни-тель культуры, духовного опыта человече-ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все време-на. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художествен-ного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

  • Виды искусства.

Характеризовать многообразие форм художест-венного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художествен-ные произведения разных видов искус­ства. Вы-ражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музы­кального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер зву-чащей му­зыки с образным строем архитектур­ных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и на­родов. Различать виды, стили и жанры искусства, основные жанры народной и профессиональной музыки Знать/понимать смысл употребля­емых терминов.

ИСКУССТВО - часть духовной культуры человечества, способ познания мира.

ВИДЫ ИСКУССТВА:

Пластические(пространственные):

● Изобразительные:

живопись, графика, скульптура

● Конструктивные:

архитектура, дизайн

● Декоративно-прикладные

Временные:

● Музыка:

вокальная, инструментальная

● Литература:

фольклор, проза, поэзия

Пространственно-временные:

● театр

● кино

● танец

м/медия,

Модуль

«Синтез искусств»

«Музыка как вид искусства»

Никольская церковь

В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных»

М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. (Санкт-Петербург)

А. Гауди Саграда Фамилия (храм Святого Семейства)

Фономуз8кл-Раздел 1-

01- П.Чайковский. «Концерт для фортепиано ...»

02-Т.Нарита «Восход солнца»

Входной

устный опрос

Учебник Стр.6-10

в тетради

Записать свои впечатления от посещения театра, му­зея, выставки, концерта, просмотра телевизионной передачи и кинофиль­ма, любимых литературных произведений.

2

2

(2)

Художественный образ - стиль - язык.(1ч)

Комбинированный

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

Наблюдать (воспринимать) про­изведение ис-кусства, смысл художест­венного образа. Участ-вовать в обсуждении содер­жания и выразитель-ных средств худо­жественного произведения. Знать/понимать специфику художест­венного образа в разных видах искусства, особенности языка, художествен­ных средств выразительности изобра­зительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Художественный образ - обобщенное представление о действительности, выра-женное языком искусства

Стиль - совокупность характерных черт, особенность творчества.

исторический, национальный,

индивидуальный

Язык - средство выразительности, помога-ет понять художника.

композиция, форма, фактура, ритм,

тон, интенсивность.

м/медия,

«Портрет юноши в золотом венке из Фаюма» (Египет)

Большой Сфинкс (Египет)

О.Роден «Граждане Кале»

Ф.Малявин «Вихрь»

Д.Веласкес «Менины»

П.Пикассо «Менины»

Фономуз8кл-Раздел 1- 03-И.-С.Бах «Патрита

№2 для фортепиано»

04-И.-С.Бах «Патрита

№2 для фортепиано»

05-А.Шнитке «Соната

для виолончели и

фортепиано»

08-Х.Фернандес «Диаз Гвантанамера»

фронтальный

Тест «Виды искусства»

Стр.11-13

Сделать заметки в тетради.

3

3

(3)

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.(1ч)

Урок -исследование.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в форми-ровании художественного и научного мыш-ления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художест-венной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художест-венной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.

Разбираться в соотношении научно­го и худо-жественного творчества. Устанавливать ассо-циативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различ-ные черт, выразительные средства, воплоща-ющие отношение творца к миру, другим людям, к себе. Работать со справочниками, словарями.

Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, писатель, ученый, инженер, изобретатель, анатомом.

м/медия,

М.Вооз«Аполлон и музы»

О.Роден «Поэт и муза»

Ж.Шарден «Натюр-морт с атрибутами науки»

Д. Фетти «Архимед»

Фономуз8кл-Раздел 1-

11 - Чичерин Г.В. Моцарт (фрагменты из книги)

12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40

04 - И.-С. Бах Патрита №2 для фортепиано

тематический

устный

Стр.14-19

Определить соответствие видов искусства образам древнегреческих муз.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (6 часов)

4

4

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.(1ч)

Урок-беседа.

Искусство как образная модель окружаю-щего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт по-колений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружа-ющей жизни с помощью искусства.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведени-ях различные явления природы, волновав-шие их. Через чувства и переживания, ко-торые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

  • Образы природы (А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Наблюдать жизненные явления. Сопостав-лять их с особенностями художественного воплощения в про­изведениях искусства. Соотносить особенности компози­ции (формы) в воплощении художест­венных образов живо-писи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зри-тельными образами-представлениями. Подби-рать музыкальные произве­дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрыва-ющие эмоциональное богат­ство мира. Осущест-влять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности.

Пейзаж - жанр, посвященный изображению природы.

м/медия,

Презентация

И. Шишкин «На севере диком»,

Н. Рыленков «Все в тающей дымке»

М. Пришвин «Неведомому другу»

Фономуз8кл-Раздел 1-

02 - Т. Нарита Восход солнца

30 - Ф. Тютчев Осенний вечер.

А. Вивальди, К.Дебюсси,

П. Чайковский,

Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов

входной устный

Стр.20-23

т.з. 2 стр23

Подобрать знако-мые музыкальные сочинения, которы-ми можно озвучить представленные в учебнике литера-турные произведе-ния. Прочитайте их под эту музыку.

5

5

(5)

Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.(1ч)

Комбинированный урок

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Незатейливая красота среднерусской поло-сы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные ра-внинные пейзажи, серое небо, весенняя рас-путица или пожухлая от жары летняя тра-ва… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

  • Образы природы (А. Саврасов,

И. Левитан, К. Моне и др.)

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (ли­тературных, живопис-ных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, вопло­щающие отноше-ние творца к природе. Знакомиться с современ-ными об­работками, аранжировками класси­ческих музыкальных произведений. Оценивать их художественную зна­чимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

Алексей Кондратьевич Саврасов - русский ху-

дожник XIX в. «Грачи прилетели»

Клод Моне - французский художник-импрессио-

нист XX в. «Здание Парламента в Лондоне»

импрессионизм (от франц. impression - впе-

чатление).

Антонио Вивальди-итальянский композитор

XVIIIв. «Времена года» - цикл концертов

Петр Ильич Чайковский - русский композитор

XIX в. «Времена года» -цикл фортепианных пьес

м/медия,

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Моне«Здание Парламента в Лондоне»

Фономуз8кл-Раздел 1-

18 - А.Вивальди Времена года , весна 1-я часть

34 - П.Чайковский Песня жаворонка. Март.

21 - А.Вивальди Времена года , лето 1-я часть

37 - П.Чайковский Баркарола. Июнь.

24 - А.Вивальди Времена года , осень 1-я часть

41 - П.Чайковский Осенняя песнь. Октябрь

27 - А.Вивальди Времена года ,зима 1-я часть

43 - П.Чайковский Святки. Декабрь

текущий

групповой

Стр.24-27

т.з. стр 25

Написать этюды (литературные или живописные), изображая природу в разных эмоцио-нальных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

Выполнить компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в лите­ратуре, музыке, живописи».

6

6

(6)

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.(1ч)

Урок - собеседование

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.Изо-бражение человека в скульптуре, живо-писи, графике. Автопортрет. Изображе-ния детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Определять выразитель-ность линий, цвета, ритма, композиции. Пони-мать, какими знаниями обо­гащает знакомство с различными про­изведениями искусства (живопис-ным портретом, литературным текстом, музы-кальным произведением). Рассматривать особен-ности воплощения образа портрета средствами изобразительного искусства в историческо-куль-турной ретроспективе. Собирать художествен-ную инфор­мацию для создания своей творческой работы.Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллективной творчес­кой работы.

Портрет - изображение определенного человека или группы людей.

парадный и камерный, парный, групповой, автопортрет

XVIв.- Альбрехт Дюрер, Микеланджело да

Караваджо, Эль Греко

XVIIв. - Рембрандт

XVIIIв. - Антуан Ватто, Франсуа Буше

Этьенн Морис Фальконе,

XIXв. - Эжен Делакруа

м/медия,

Модуль

«Жанр портрета»

Фономуз8кл-Раздел 1-

09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала

текущий

групповой (6 чел.)

Стр.28-33

т.з. стр 33 Подготовить альманах или компьютерную презентацию

на тему «Жанр портрета в культу-ре разных времен». Включить в неё информацию о художниках,скульп-торах, графиках, стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произ-

ведений, созвучные образам портрет-ной галереи.

7

7

(7)

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.(1ч)

Урок -вернисаж

Портреты наших великих соотечествен-ников.

Считается, что портрет - самое бесспор-ное достижение нашей национальной шко-лы, именно благодаря ему русская живо-пись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жан-ре портрета писали лучшие русские худож-ники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренс-кий, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

Рассматривать особенности во­площения об-раза средствами разных видов и жанров искус-ства в истори­ко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художе­ственных произведений.

Федор Степанович Рокотов- русский художник

ХVIII в. «Портрет А. Струйской»

Владимир Лукич Боровиковский - русский ху-

дожник ХVIII в. «Портрет Марии Лопухиной»

Яков Петрович Полонский - русский поэт XIX в.

Илья Ефимович Репин - русский художник

XXв. «Портрет П. М. Третьякова»

м/медия,

Презентация

Фономуз8кл-Раздел 1

09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала.(Боровиковский )

10 - Романс неизвестного автора

Фономуз8кл-Раздел 2-

03 - А. Рубинштейн 04 - Л. Толстой. Война и мир. Сцена Сони и Наташи.

06 - С. Прокофьев Вальс из 2-й картины 07 - С.Прокофьев Война и мир

Эпилог Мелодия

А. Бородин «Ноктюрн» из Струнного квар-

тета № 2,

А. Бородин экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»).

текущий

групповой

Стр.34-39

т.з. стр 37

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подо-

берать музыкаль-ный фон для сцены из романа Л.Толстого

«Война и мир» (сцена Сони и Наташи).

8

8

(8)

Музыкальный портрет. Александр Невский.(1ч)

Комбинированный

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, были-ны. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценичес-ким действием и внемузыкальными ассоци-ациями расширяют ее возможности. Выра-жая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зритель-ные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Осуществлять перевод художест­венных впе-чатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др. Установить ассоциативные свя­зи между слуховыми и зрительными образами-представле-ниями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением Анализи­ровать средства музыкальной вырази­тельности, воплощающие характеры героев и персонажей. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 2-

10 - В.-А. Моцарт Ария Фигаро

М.Нестеров «Князь Александр Невский»

Икона «Св.преподоб-ный Александр Невский»

Фрагменты фильма «Александр Невский»

С.Прокофьев «Александр Невский»

(фрагменты кантаты)

текущий устный

Стр.40-43

т.з. стр 41

Сделать эскизные зарисовки портре-тов персонажей полюбившихся му-зыкальных сочине-ний, дать им словесную характе-ристику.


9

(9)

Портрет композитора в литературе и кино.(1ч)

Проблемный урок.

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художествен-ных направлений (натюрморты и жанро-вые картины). Создание средствами ис-кусства модели построения мира, сущест-вовавшей в какую-либо эпоху

Портрет любого деятеля культуры и искус-ства создают прежде всего его произведе-ния: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания совре-менников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

  • Симфония № 40

  • «Маленькая ночная серенада»

  • «Рондо в турецком стиле»

  • «Реквием»(Dies irae (День гнева), Lacrimosa (Слезный день этот) )

Ориентироваться в системе цен­ностей, пред-ставленных в произведе­ниях литературного, музыкального и изобразительно­го искусства и кино. Анализировать синтетический ха­рактер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Вольфганг Амадей Моцарт -австрийскийкомпо-

зитор XVIIIв.- «Симфония № 40»,

«Реквием»

м/медия,

Модуль Моцарт

Фономуз8кл-Раздел 2- 18 - Д.Вэйс Возвышенное и земное

08 - В.-А. Моцарт Увертюра

15 - В.-А.Моцарт Маленькая ночная серенада

16 - В.-А. Моцарт Фантазия ре минор

11 - А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

12 - В.-А.Моцарт

Dies irae

13 - В.-А.Моцарт Lacrimosa

19 - Ю. Воронов Моцарт

14 - Л. Болеславский Реквием (фрагмент).

Фономуз8кл-Раздел 1-

12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40

тематический

устный


Стр.44-45

т.з. стр 44

Представить себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, написать короткие комментарии к сочинениям Моцарта, подбрать зрительный и литературный материал.

8кл. 2 чет. Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов)

Дата

№п/п

№ ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

10

(10)

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.(1ч)

Урок-обзорная лекция.

Искусство как проводник духовной энер-гии. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве.

Произведения отечественного и зарубеж-ного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере чело-века, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократич-ной и универсальной формой общения людей.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкур-сы, фестивали, проекты).

Подтверждением художественного обще-ния, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобрази-тельного искусства, разнообразные конкур-сы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Понимать значение класси-ческого и современного искусства в общении лю­дей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Знать музеи, художественные гале­реи, архитектурные памятники миро­вого значения, своего края (города, поселка и др.). Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов и т.д. Проявить творческую активность при создании своей творческой работы.

Музей - учреждение, собирающее и выставля-ющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, ко-

торые располагаются в экспозиции по опреде-ленной системе.

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 3-

02 - О, мое солнце!

03 - Дж. Россини Agnus Dei

Входной

фронтальный

Стр.46-53

т.з. стр 49

Представить себя

в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовить рассказ об одном

наиболее значимом культурном объекте г. Саранска

Найти информа-цию о конкурсах и фестивалях различ-ной тематической направленности.

Познакомиться с творческими дости­жениями их лауреатов.

2

11

(11)

Искусство художественного перевода - искусство общения. (1ч)

Комбинированный

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии.

Прочитывать информацию, заклю­ченную в памятниках культуры. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсально­го способа общения. Воспринимать произведения раз­ных видов искусства. Анализировать особен-ности их языка и соотносить их с эпохой.

Сравнивать содержание и эмоцио­нальный строй художественных пере­водов (поэтический пере-вод, музы­кальные версии одного и того же по­этического текста и др.). Выявлять стилисти-ческие особен­ности художественного перевода.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в истори-ческо-культурной ретроспективе. Аргументи-ровать свое отношение к стилистике интерпре-таций художественных произведений.

Уильям Шекспир- английский поэт, драма-

тург, писатель XVIв. «Сонет № 90»

Сонет -лирическое стихотворение из четыр-надцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой.

м/медия,

романс «Горные вершины»композиторов,

А. Варламова и

А. Рубинштейна

Фономуз 8кл-Раздел 3-

01-У.Шекспир Сцена на балконе

05- У.Шекспир Сонет 90

06-У.Шекспир Сонет 90

07-У.Шекспир Сонет 90

Фономуз 9кл-Раздел 1-

40 - Ромео и Джульетта. Вступление

42 - Ромео и Джульетта. Любовь

43 - Ромео и Джульетта. Счасть3

текущий

групповой

Стр.54-55

3

12

(12)

Как происходит передача сообщений в искусстве? Искусство - проводник духовной энергии. (1ч)

Урок -исследование.

Способы художественной коммуникации. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Интерпретировать содержание (смысл, худо-жественную информа­цию) шедевров мирового искусства с позиций их эстетичес­кой и нравствен-ной ценности. Участвовать в разных видах худо­жественно-исполнительской деятель­ности. Пони-мать ее коммуникатив­ное значение.Раскрывать смысл художественно­го образа различных видов искусства как выразителя эпохального, на­ционального, индивидуального стиля. Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии


м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 3-

10 - А. Ахматова Слушая пение

09 - Ария. Из Бразильской бахианы 1

08 - В.Чуевский,

П. Булахов Гори, гори, моя звезда

текущий

устный

Стр.56-59

Подготовить рассказ о значимых куль­турно-истори-ческих объектах России.

4

13

(13)

Знаки и символы искусства.(1ч)

Комбинированный

Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Понимать специфику художествен­но-образной информации в отличие от научной, повседнев-ной и др. Различать знаки и символы искус­ства и интерпретировать их. Использовать его знаки и символы.

Знаки - общепринятые условные обозначения

предметов, явлений, действий.

Символ - предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею.

Натюрморт - жанр, изображение предметов обихода,снеди, цветов и др.

Натюрморт ванитас (суета сует)-напомина-ет человеку о бренности существования.

Винсент ван Гог-французский художник XIXв.

«Натюрморт с олеандром»

Пабло Пикассо - испанский художник XXв.

«Скрипки»

м/медия,

Л.Бетховен «Симфония №5»

Фономуз8кл-Раздел 3-

11 - Н. Паганини Вечное Движение

Фономуз8кл-Раздел 2-

01 - Ф.да Милано Канцона

02 -Б.Гребенщиков Город золотой

Стр.60-63

т.з. стр 63

Подобрать произве-дения-музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что

оставило след в вашей памяти, в душе.

5

14

(14)

Художественные послания предков. Разговор с современником.(1ч)

Урок -исследование.

Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Иметь представление о роли искусств в ередаче информации современникам и последующим поколениям Понимать значение классического и современного искусства в общении людей. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историчес-ко-культурной ретроспективе. Понимать симво-лику основ­ных религиозных обрядов, изображе­ний святых (иконы). Обогащать опыт адекват-ного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности. Участвовать в об-суждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллектив-ной творчес­кой работы.

миф - изображение - ритуал, т. е.

слово - изображение - действие

Мифы-устные предания о богах, духах, героях.

Ритуал - действия, совершаемые людьми, строго сохраняя порядок произношения текста и порядок действий.

Обряд - символическое действие, имеющее более сложный сценарий (сопровождаеться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией)

Андрей Рублев - русский иконописец ХV в.

икона «Троица»

м/медия,

И.Билибин«Снегурочка» В.Васнецова «Снегурочка»

Фономуз8кл-Раздел 3-

12 - Ф.Грубер Тихая ночь

13 - Ф.Грубер Тихая ночь

14 - Весенние гадания. Танец девушек.

15 - Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки

П. Чайковский

«Снегурочка»

Андрей Рублев«Троица»

Фономуз8кл-Раздел 3-

16 - Процвел еси, яко Феникс

17 - Г. Свиридов Неизреченное чудо

19 - И. Экономцев Когда я вдруг наедине с собой

18 - Всё моя молитва превозможет

Текущий устный

Стр.64-67

т.з. стр 65

Разработать сценарий одного из народных праздни-ков: осенины, Рож-дество Христово,

Масленица и др. Перечислить знаки-символы,раскрыва-ющие смысл, содержание каждого из них.

6

15

(15)

Символы в жизни и искусстве.(1ч)

Комбинированный

Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной.

Образы и символы в русской поэзии и прозе - дорога.

Раскрывать свое понимание худо­жественной идеи, нравственно-эсте­тического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

Создавать компьютерную презентацию на тему образов-символов в искусстве.

Работать со справочниками, словарями.

Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллективной творчес­кой работы.

солнце, дерево, дорога- символы-образы любой культуры

м/медия,

повесть А. Пушкина «Метель»

Г. Свиридов «Тройка» (музыкальные иллюстра-ции 1-я часть)

фрагмент кинофильма «Метель»

Фономуз8кл-Раздел 3

29-К.Бальмонт«Четверо-гласие стихий»

25 - С.Прокофьев Шествие солнца

20 - Уж ты поле моё

22- Степь да степь кругом

21-Л.Ошанин Эх, дороги

23-М.Глинка Попутная песня

24- Прощание с Россией

Текущий групповая

Стр.68-71

т.з. стр 71

Создать компью-терную презента-цию на тему «Образ дороги в творчест-ве русских и зару-

бежных художни-ков»

или

«Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт,

Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский,

М. де Фалья,

Н. Паганини и др.).

.

7

16

(16)

Музыкально-поэтическая символика огня.(1ч)

Урок - зачёт.

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915) - выдающийся русский композитор, пианист, педагог - создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки.

Участвовать в разработке совмест­ного художественно-исследователь­ского проекта. Проявить творческую активность Проводить конкурс презентаций, разрабатывать критерии их оценки.

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 3

30 - А. Скрябин Прометей

28 - Н. Паганини Кампанелла

26 - Танец огня

27 - Ж-М.Жарр Magnetic Fields

Итоговый

групповой

Стр.74-75

8кл 3чет Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 часов)

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

17

(17)

Что есть красота.(1ч)

Урок - диспут.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Различать объекты и явления ре­альной жизни и их образы, выражен­ные в произведениях искус-ства. Объяснять их отличие друг от друга.Пони-мать общее и особенное в произведении изобра-зительного ис­кусства, литературы и музыкаль-ного искусства. Понимать самоценность раз-личных явлений. Анализировать и оценивать про­изведения различных видов искусства. Знать специфические особенности языка.Выбирать и использовать различ­ные художественные мате-риалы для передачи собственного художествен­ного замысла. Развивать умения вести дискус-сию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии

м/медия,

З.Серебрякова «Автопортрет»

В.Ван Гог «Цветущее дерево»

Фономуз8кл-Раздел 3-

31 - К. Дебюсси Девушка с волосами цвета льна

Входной

устный

Стр.76-77

Подготовить беседу о красоте и гармо­нии явлений ре­альной жизни и их образах, выражен­ных в произведениях искусства.

2

18

(18)









Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.(2ч)

Урок-беседа.

Законы красоты. Различие реакций( эмо-ций, чувств, поступков ) человека на соци-альные и природные явления в жизни и в искусстве.

Символы красоты: скульптурный и живо-писный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина - удел науки, добро - религии, красота принадлежит искусству. В худо-жественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплоще-ния в произведениях искусства. Устанавливать образно-ассоциа­тивные связи между памятника-ми ар­хитектуры, произведениями музы­кального, изобразительного искусства и литературы.

Создавать музыкальную компози­цию на заданную тему с использова­нием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.).

Россия: церковь Покрова на Нерли XIIв.

церковь Вознесения в Коломенском XVIв.

Франция: Реймский собор XIII в.

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 3-

34 - Ave, Maria

32 - И.-С. Бах - Ш. Гуно Аve, Maria

04 - Ф. Шуберт, слова В. Скотта Ave, Maria

33 - Дж. Качинни Ave, Maria(Варвара)

Фономуз8кл-Раздел 3-

35 - Ф. Рамо Тамбурин

Текущий групповой

Стр78-81

Написать этюд на тему «Мой идеал красоты»


3

(19)



Выполнить компьютерную пре­зентацию на тему «Мой идеал красоты».

4

19

(20)






Есть ли у красоты свои законы.(3ч)

Урок -исследование.

Соединение в художественном произведе-нии двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра - все они созданы по законам красоты.

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Создание гармоничной композиции с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплоще-ния в произведениях искусства. Понимать зна-чение контрас­та в создании гармонии целого как выражения красоты. Знать специфические особенности языка искусств. Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произве­дения) Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Создавать композицию с выразитель-ным художественным образом на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное констру­ирование).

Гармония - созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого

Композиция - сочинение, построение произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

Симметрия, пропорции, ритм

золотая пропорция - пропорция золотого сечения,

музыкальный ритм

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел -

А.Моцарт

«Симфонии № 40»

Ф. Шуберт

«Неоконченная

симфония»

Текущий

Стр.82-85

т.з. стр 85

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из

тем: «Спортивный праздник», «Диско-тека», «Музыка», «Шопинг», «Одино-чество», «Времена года» и др.

5

-21

6

(22)


7

20

(23)

Всегда ли люди одинаково понимали красоту. (2ч)

Урок - дискуссия.

Красота в понимании различных социаль-ных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соот-ветственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве. Пони-мание красоты в различных художествен-ных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Костюм передает мировоззрение людей

Выявлять особенности представле­ний человека о красоте в разные эпо­хи, в разных слоях об-щества Подби­рать музыкальные произведения, со­ответствующие времени. Наблюдать за разви-тием музыки (драматургией музыкального про-изведения). Сопоставлять различные исполни­тельские трактовки музыкальных про­изведений. Раскрывать образно-смысловой строй произ-ведения в за­висимости от стиля исполнения.

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 3-

36 - Танго

Текущий

Стр.86-87

т.з. стр 87

Изобразить себя в образе идеального человека полюбив-шейся эпохи. Подо-брать музыкальные произведения, соот-ветствующие тому времени.

8

(24)

Выполнить компьютерную пре­зентацию на тему «Костюм и мировоз-зрение людей»

9

21

(25)

Великий дар творчества: радость и красота созидания.(1ч)

Комбинированный урок.

Мастерство исполнительских

интерпретаций классической и современной музыки.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

Понимать самоценность различных явлений. Создавать композицию на задан­ную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное констру­ирование). Выбирать и использовать различ­ные художественные материалы для передачи собственного художествен­ного замысла.

Работать со справочной литературой. Создавать музыкальную компози­цию на заданную тему с использова­нием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.). Разрабатывать критерии оценки своей творческой работы.

Сократ - античный философ (V в. до н. э.)

шлягер(хорошо продающийся товар) - модная песенка танцевального характера

м/медия,

Текущий

Стр.88-89

т.з. стр 89

Выполнить композицию на тему «Город». (музыкальный город, индустриальный, вечерний)

10

22

(26)

Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.(1ч)

Урок - исследование.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Различать истинные и ложные ценности. Раз-мышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы. Рас-крывать образно-смысловой строй произведе-ния в за­висимости от стиля исполнения. Раз-личать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значения символов культу-ры. Анализировать образные средства вопло-щения трагического, комичес­кого, лирического, драматического содержания произведений. Ана-лизировать и оценивать про­изведения разли-чных видов искусства. Создавать эскизы плаката или рекламной листовки на социально значимые темы.

Пабло Пикассо - испанский художник XXв.

«Герника»

Дмитрий Дмитриевич Шостакович -

русский композитор XXв.

Симфония № 7 («Ленинградская»)

м/медия,

П.Пикассо «Герника»

Фономуз8кл-Раздел 3-

37 - Отважиться жить

38 - Alone again (Вновь одна)

Фономуз8кл-Раздел 3-

39 - Д. Шостакович Симфония №8. 3-я часть

Симфония №7

Текущий устный

Стр.90-95

Выполнить эскиз плаката на социально значимую тему.


8кл 4чет Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся

Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

23

(27)



Преобразующая сила искусства.(3ч)

Урок - лекция.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством-это «тихая работа»(Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, вос­питательная функции искусства.

Арт-терапевтическое воздействие искус­ства.

Постижение художественных образов раз-личных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери.

Урок-экскурсия

Знакомство с произведениями наиболее яр-ких представителей русского и зарубежно-го изобразительного искусства, архитек-туры, выявление своеобразия их творчества.

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музы-кантов-исполнителей, художников, артис-тов. Образы созданной реальности - поэти-зация, идеализация, героизация и др.Синтез искусств в создании худо­жественных обра-зов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностны-ми ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в ис­кусстве. Воспитание души.

Урок - зачёт.

Красота природы родной земли в живописи, литературе, музыке.

Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

( на знакомом материале)

Размышлять о произведениях ис­кусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы. Выявлять художественные обра­зы разных видов искусства, воплоща­ющих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и кра­соты. Понимать красоту творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фо­тографиях музыкантов-исполнителей, художни-ков, артистов и др. Различать героические образы в музыкальных произведениях; лиричес-кие образы в вокальной и инструментальной музыке.Выбирать и использовать различ­ные художественные материалы для передачи собственного художествен­ного замысла.

Называть имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения. Анализировать творческую пози­цию художника и мир его времени. Пользоваться искусствоведческими терминами. Самостоятельно находить инфор-мацию по заданной теме. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии.

Ориентироваться в основных явлениях рус-ского и мирового искусства. Узнавать изу-ченные произведения. Развивать способность и потребность выраже­ния собственного внут-реннего духовного мира средствами искусств.

Участвовать в разработке совмест­ного худо-жественно-исследователь­ского проекта. Органи-зовывать самостоятельную работу, определять порядок и способы умственной деятельности. Проявлять творческую активность. Развивать коммуникативные навы­ки в процессе коллек-тивной творчес­кой работы. Проводить конкурс презентаций, разрабатывать критерии их оценки. Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразова-ния, при выборе направления своего культур-ного развития.

м/медия,

Фономуз8кл-Раздел 3

40 - Виктор Боков Музыка

41 - Э. Григ Концерт для фортепиано с оркестром

Входной устный

Стр.96-97

т.з.1 стр 97

Сделать эскиз рекламной листовки на социально значимую тему: «Семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир увлечений» и т. п.

2

(28)



м/медия,

Презентации,

сообщения поисковых групп

Текущий устный

т.з.2 стр 97

Составить про-грамму концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркест-рик под управлени-ем любви». Какие нравственные цен-ности вы хотели бы раскрыть с помо-щью песен, включен-ных в программу концерта?

3

(29)

м/медия,

Презентации,

сообщения поисковых групп

текущий

групповой

4

24

(30)

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».(5ч)

Урок -контрольная.

Защита проекта.

Исследовательский проект.

Поэтика и народная мораль в ска­зочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Народные сказки, мифы, легенды.

Сказка в театре и кино.

В течение жизни каждому человеку приходится

решать множество различных проблем - житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) - братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноимен-ному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобрази-тельном искусстве: книжные иллюстрации - И. Билибин и др.,

декоративно-прикладное искусство - Палех, Федоскино и др.;

живопись - Н. Рерих, К. Коровин,

М. Врубель, В. Васнецов и др.;

эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль (участие) в проекте. Намечать способы реализа-ции собственной исследовательской и худо­жест-венно-практической деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта. Проводить исследова-тельские наблюдения. Планировать и проводить эксперимент, исследование. Анализировать и обобщать результаты наблюдения, исследования. Представлять результаты наблюдений и ис-пользовать опыт художествен­но-творческой деятельности на уро­ках, во внеурочных и вне-школьных занятиях искусством. Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города. Составлять программы концертов (классической музыки, авторской пес­ни, современных композиций и др.). Участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, граждан­ственно-патриотические идеалы и ценности общества. Составлять музыкально-литератур-ные композиции. Оценивать их художественную значимость.

м/медия

Презентации,

сообщения поисковых групп

Фономуз8кл-Раздел 3

42 - П. Чайковский Интерлюдия

43 - П. Чайковский Ай во поле липенька

44 - П. Чайковский Шествие Берендея

45 - П. Чайковский Танец скоморохов

46 - П. Чайковский Финальный хор -

итоговый

групповой

Стр.98-99

5

(31)

Подготовить беседу с младши­ми школьниками о красоте и гармо­нии окружающей природы .

6

(32)


7

(33)


8


9

(34)


(35)


© 2010-2022