• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок-беседа по ИЗО на тему «Художники иллюстраторы детской книги. Творчество Ю. А. Васнецова» (3-4 класс)

Урок-беседа по ИЗО на тему «Художники иллюстраторы детской книги. Творчество Ю. А. Васнецова» (3-4 класс)

Урок-беседа по ИЗО на тему «Художники иллюстраторы детской книги. Творчество Ю.А. Васнецова» 3-4 класс Цель урока: Показать учащимся необходимость иллюстрации в книге. Задачи: 1. Убедить учащихся в том, что иллюстрация помогает глубже понять содержание самой книги. 2. Показать особенности творчества художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Научить ребят делать собственные выводы на основе увиденного и прочитанного материала. С помощью художественного слова выражать свои мысли в иллюстрациях. Оборудование: Для учителя: мультимедиа проектор (презентации), книги о творчестве художников с иллюстрациями; Для учащихся: книги - сказки с иллюстрациями. Оформление доски: Афоризм «Что толку в книжке, – подумала Алиса – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?» (Приключения Алисы в стране чудес); Выставка книг «Конек-горбунок», «Три медведя», «Русские сказки», «Ладушки», «Радуга-дуга», увеличенные копии с иллюстраций Ю. Васнецова, народные игрушки. Ход урока: Организационный момент Приветствие, знакомство с темой урока, проверка готовности класса к уроку. II. Вступительное слово Учи... (Один ученик читает вопросы, другой отвечает словами художника.)— Ваши любимые занятия?— Люблю писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.— Любимые ваши сказочные персонажи?— Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь - красота! Но и многих других люблю - петухов, мышей... Ежей люблю, страшно интересно.— Качества, необходимые другу?— Чтобы добрый человек был, честный, открытый.— Качества, самые неприятные в л... Ученик: Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Сергей приди, и Матвей приди, А Никитушка - ну, пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Сергею блин, и Матвею блин, А Никитушке мятный пряничек. Учитель: Каждый раз, когда художник работал над книжкой, возникал волшебный мир сказки, так хорошо знакомый и любимый с детства. Озаренные его фантазией, появлялись и мохнатенькая вятская лошадка, напоминавшая Конька-горбунка, рыба-кит, похожая на большущ... Художник вспоминал: «В детстве мне мама все книжки, сказки читала. Сказка вошла в меня... Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло... Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку». Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая доб... 1-й ученик: Сорока-белелобока кашу варила, гостей созывала.— Сорока, сорока! Где была?— Далеко! Печку топила, Кашку варила, На порог скакала — Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели.Учитель: И на рисунке мы видим ее гостей. Сова, белка, лесная птичка дожидаются зайку у его домика-норы. А тот с грибом появляется - нельзя идти в гости с пустыми руками. Вежливый заяц, воспитанный. Да, у Васнецова все звери такие: если это, конечно, не коварная лиса или злой волк. 2-й ученик: А какие они трудолюбивые! Собака на кухне Пироги печет, Кот в углу Сухари толчет.Учитель: Вон как старательно кот в ступе сухари толчет, язык от усердия высунул. Мышки вокруг прыгают, ждут угощения - ну и добрый кот! Уж не он ли деловито шагает по зимней улице? Такой же черный, усатый. Несет румяную булку под мышкой - купил, верно, самую большую, чтобы на всех друзей хватило. Усы - торчком, хвост - торчком. Ни на кого не смотрит - деловой, хозяйственный. 3-й ученик: Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу, Да и Бореньке снеУчитель: Юрий Васнецов нарисовал кота в валенках с розовым узором - он сам такие в детстве носил. И с розовым бантом - какой же кот-воркот без банта! Еще и палку в лапы дал - чтобы не поскользнулся котище. А кругом красота-то какая! Рисует художник голубой морозный день, покрывает дома белыми пушистыми шапками, ставит белые точе... Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк! Золотые они - звяк, звяк, звяк! Учитель: Какие только веселые сказочные сценки не разыгрываются на обычных деревенских улицах! Несутся мальчишки - кто на коте, кто на курице: 5-й ученик: Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка - на кошке По кривой дорожке.— Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?— Еду сено косить.— На что тебе сено?— Коровок кормить.— На что тебе коровы?— Молоко доить.— А зачем молоко?— Ребяток кормить. Физкультминутка Учитель: Может быть и впрямь все это увидел малыш из окна? Деревня-то нарисована настоящая. Созрели яблоки на яблоне, облетели листья с березы, идет дым из трубы — в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картинке теплые, мягких оттенков. Но когда приходит к героям Васнецова беда, тревожно становится на картинке. Волнуется камыш, клювы летящих гусей своим красным цветом на тревожном синем фоне будто предупреждают об опасности. Еще бы: свирепый волк украл гуся, ... 6-й ученик: Ах ты, совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела — Во траву свалилася, В яму покатилася.Учитель: И вот долгожданное утро - большая радость. Запел во все горло грлосистый красный петушок - вся картинка стала звонко синей, золотое солнце пустило стрелы - лучи. 7-й ученик: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?Учитель: Открылись расписные ставни, проснулся малыш, слетелись к нему птицы, заиграли солнечными крыльями, стало празднично, красно кругом - ладушки-лады. 8-й ученик:— Ладушки, ладушки! Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку!— Что пили?— Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели.Итоги урока:Обобщение темы урока:— Что нового и интересного вы узнали на уроке?— Является ли художник-иллюстратор одним из главных создателей книги?— Кто из вас хочет овладеть профессией художника-иллюстратора Используемая литература: 1. Мяэотс О. Обретение стиля: об индивидуальной творческой манере художника-иллюстратора детской книги Ю. Васнецова/ О. Мяэотс // Библиотека в школе.- 2008.-№ 1.- С. 21.- (Остров сокровищ)2. Юрий Алексеевич Васнецов [Электронный ... Список книг, иллюстрированных Ю. Васнецовым:Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева .-М.: Искусство, 1982.- 164, [3] с. : цв. ил.Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков ; ред. В. И. Серебряная ; сост. Г. М. Васнецова ; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник РСФСР, 1984.- 173, [2] с. : ил., цв. ил.Ладушки : стихи, песенки, потешки, сказки/ худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ. 2005.- 76, [3] с. ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-беседа по ИЗО на тему

«Художники иллюстраторы детской книги. Творчество Ю.А. Васнецова»

3-4 класс

Цель урока:

Показать учащимся необходимость иллюстрации в книге.

Задачи:

1. Убедить учащихся в том, что иллюстрация помогает глубже понять содержание самой книги.

2. Показать особенности творчества художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Научить ребят делать собственные выводы на основе увиденного и прочитанного материала. С помощью художественного слова выражать свои мысли в иллюстрациях.

Оборудование:

Для учителя: мультимедиа проектор (презентации), книги о творчестве художников с иллюстрациями;

Для учащихся: книги - сказки с иллюстрациями.

Оформление доски:

Афоризм «Что толку в книжке, - подумала Алиса - если в ней нет ни картинок, ни разговоров?» (Приключения Алисы в стране чудес);

Выставка книг «Конек-горбунок», «Три медведя», «Русские сказки», «Ладушки», «Радуга-дуга», увеличенные копии с иллюстраций Ю. Васнецова, народные игрушки.



Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, знакомство с темой урока, проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово


Учитель: В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела - приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники только в сказках бывают?» Верно. И не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать все, о чем рассказывается в сказках. Да так, что сказка предстает перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство?

Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказочной, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость. А каким был сам художник? Послушайте интервью с ним.

(Один ученик читает вопросы, другой отвечает словами художника.)

- Ваши любимые занятия?

- Люблю писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

- Любимые ваши сказочные персонажи?

- Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь - красота! Но и многих других люблю - петухов, мышей... Ежей люблю, страшно интересно.

- Качества, необходимые другу?

- Чтобы добрый человек был, честный, открытый.

- Качества, самые неприятные в людях?

- Ложь, хитрость, грубость.

- Ваши советы юным художникам?

- Рисуй, пиши, что любишь. Работай в цвете. Больше смотри вокруг.

- Ваши любимые цветы?

- Незабудки очень нравятся своей голубизной и желтенькими пятнышками в серединке. Ландыши... Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король...

- Что удивительнее всего в природе?

- Страшное чудо природы - гроза. Очень ее боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! Зима с ее белизной, инеем, метелями...

- Самый дорогой подарок, полученный Вами?

- Жизнь. Подаренная мне жизнь.

Учитель: Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь, как это удалось Юрию Васнецову. Он ярко вспоминал народные праздники, необыкновенные ярмарки: «Как наяву помню все!» В памяти и вышитые петухами полотенца, и расписанные короба, а кроме всего - игрушки. Разноцветные глиняные и деревянные кони с раззолоченными ушками, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни. «От сердца, от души расписаны»,- восхищался работой народных умельцев Ю. Васнецов.

Ученик: А где родился художник?

Учитель: Юрий Васнецов родился в старинном городе Вятке. Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами - мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Художник не только смотрел, любовался, но и сам мастерил, чинил, красил - «кипел в жизни все время, без дела не жил!» Любил всевозможный ручной труд. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках, пускать змея, ловить рыбу. И любимое слово Юрия Алексеевича Васнецова было «интересно». Любовь детства, память детства - сердцевина таланта.

Показ рисунка Ю. Васнецова «Гости».

Ученик:

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Сергей приди, и Матвей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Сергею блин, и Матвею блин,

А Никитушке мятный пряничек.

Учитель: Каждый раз, когда художник работал над книжкой, возникал волшебный мир сказки, так хорошо знакомый и любимый с детства. Озаренные его фантазией, появлялись и мохнатенькая вятская лошадка, напоминавшая Конька-горбунка, рыба-кит, похожая на большущего сома. Все оттуда, из детства.

Ученик (загадывает загадку).

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом - Чудеса увидишь в нем. (Лес). Учитель. Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях Ю. Васнецова. Лес для художника - место действия самых страшных волшебных сказок. Когда Юрий Алексеевич говорил: «Я боюсь леса...» - это было не причудой, а свойством непосредственной натуры, обладающей яркой памятью детства. Вот лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебной жути. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в темные объятия этот таинственный великан, и чудятся зеленоватые мерцания волчьих глаз, уханье ушастого филина, неведомый леший с кикиморой, какие-то шорохи, тени лесных обитателей - ух, страшно, но хорошо и сладко на душе... В 1960-е годы вышли две наиболее известные книги, оформленные Васнецовым, - «Ладушки» и «Радуга-дуга» - высшее достижение книжной графики художника. На страницах этих книг вы вновь встречаетесь с излюбленными васнецовскими героями, погружаетесь в нарядный, сказочный мир радости, детства и счастья. И даже не верится, что красочный мир сказки создал человек уже в преклонные годы.

Вам, ребята, задание. Вспомните песенки, потешки к этим иллюстрациям (показывают некоторые из них).

Дети (вспоминают):

У нас лавка широка,

У нас печка высока!

Сядь на лавку,

Гляди в печь:

Жучка пышки будет печь.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает.

Учитель: Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Читая народные песенки, потешки, прибаутки, сказки, он словно видел наяву знакомые вятские игрушки. Они оживали перед ним, разыгрывая увлекательные спектакли, только успевай рисовать.

Художник вспоминал:

«В детстве мне мама все книжки, сказки читала. Сказка вошла в меня... Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло... Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку».

Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано. Ученики держат перед собой книги с иллюстрациями.

1-й ученик:

Сорока-белелобока

кашу варила, гостей

созывала.

- Сорока, сорока!

Где была?

- Далеко!

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала

- Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Учитель: И на рисунке мы видим ее гостей. Сова, белка, лесная птичка дожидаются зайку у его домика-норы. А тот с грибом появляется - нельзя идти в гости с пустыми руками. Вежливый заяц, воспитанный. Да, у Васнецова все звери такие: если это, конечно, не коварная лиса или злой волк.

2-й ученик:

А какие они трудолюбивые!

Собака на кухне

Пироги печет,

Кот в углу

Сухари толчет.

Учитель: Вон как старательно кот в ступе сухари толчет, язык от усердия высунул. Мышки вокруг прыгают, ждут угощения - ну и добрый кот!

Уж не он ли деловито шагает по зимней улице? Такой же черный, усатый. Несет румяную булку под мышкой - купил, верно, самую большую, чтобы на всех друзей хватило. Усы - торчком, хвост - торчком. Ни на кого не смотрит - деловой, хозяйственный.

3-й ученик:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Учитель: Юрий Васнецов нарисовал кота в валенках с розовым узором - он сам такие в детстве носил. И с розовым бантом - какой же кот-воркот без банта! Еще и палку в лапы дал - чтобы не поскользнулся котище. А кругом красота-то какая! Рисует художник голубой морозный день, покрывает дома белыми пушистыми шапками, ставит белые точечки вокруг фонаря - получается хоровод из снежинок.

Замечательные избы рисовал Васнецов для своих любимых зверей - расписные, узорные, уютные, гостеприимные. Сразу видно, что живет в них неплохой народец - мастер на все руки. Значит, и одет он должен быть под стать.

Одевает Васнецов своих героев нарядно, празднично. Кошке обязательно нарисует цветную юбку всю в оборках да кружевах, а на зайку теплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, старался художник не наряжать - не заслужили они красивой одежды.

Резвого конька художник розовыми бантами разукрасил. Разрисовал зелеными яблоками. Грива и хвост завитые и седло с цветным узором. Вся картинка теплая, ярко-желтая. Красное солнце распустилось на небе, как цветок, и утки летят с букетами в клювах - видно, в гости торопятся.

4-й ученик:

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!

Золотые они - звяк, звяк, звяк!

Учитель: Какие только веселые сказочные сценки не разыгрываются на обычных деревенских улицах! Несутся мальчишки - кто на коте, кто на курице:

5-й ученик:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка - на кошке

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

Физкультминутка

Учитель:

Может быть и впрямь все это увидел малыш из окна? Деревня-то нарисована настоящая. Созрели яблоки на яблоне, облетели листья с березы, идет дым из трубы - в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картинке теплые, мягких оттенков.

Но когда приходит к героям Васнецова беда, тревожно становится на картинке. Волнуется камыш, клювы летящих гусей своим красным цветом на тревожном синем фоне будто предупреждают об опасности. Еще бы: свирепый волк украл гуся, припустился наутек, держа его в страшной пасти...

Кончились дневные радости, заботы, огорчения. Наступила ночь. Рисует ее художник черной, с белыми таинственно мерцающими звездами. Загадочна стена леса, застыли в тревожной тишине старое дерево и желтоглазая сова-совушка на сухой ветке. Но нисколько не страшно. Доверчиво распустились между огромными корнями большие голубые незабудки.

6-й ученик:

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела

- Во траву свалилася,

В яму покатилася.

Учитель: И вот долгожданное утро - большая радость. Запел во все горло грлосистый красный петушок - вся картинка стала звонко синей, золотое солнце пустило стрелы - лучи.

7-й ученик:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Учитель: Открылись расписные ставни, проснулся малыш, слетелись к нему птицы, заиграли солнечными крыльями, стало празднично, красно кругом - ладушки-лады.

8-й ученик:

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Итоги урока:

Обобщение темы урока:

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Является ли художник-иллюстратор одним из главных создателей книги?

- Кто из вас хочет овладеть профессией художника-иллюстратора

Используемая литература:

1. Мяэотс О. Обретение стиля: об индивидуальной творческой манере художника-иллюстратора детской книги Ю. Васнецова/ О. Мяэотс // Библиотека в школе.- 2008.-№ 1.- С. 21.- (Остров сокровищ)

2. Юрий Алексеевич Васнецов [Электронный ресурс] // Добрые иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова:[сайт]. [2012?]. URL: liveinternet.ru/users/4419085/post247374362/(дата обращения: 21.01.2013).

3. Кузнецов, Э. Д. Медведь летит, хвостом вертит [Текст] : рассказы о художнике Юрии Васнецове / Эраст Кузнецов. - СПб. : ДЕТГИЗ-Лицей, 2007. - 239, [1] с. : ил., фотоил.

4. subscribe.ru

Список книг, иллюстрированных Ю. Васнецовым:

Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева .-М.: Искусство, 1982.- 164, [3] с. : цв. ил.

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков ; ред. В. И. Серебряная ; сост. Г. М. Васнецова ; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник РСФСР, 1984.- 173, [2] с. : ил., цв. ил.

Ладушки : стихи, песенки, потешки, сказки/ худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ. 2005.- 76, [3] с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)

Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84, [3] с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15

Радуга : русские народные сказки, песенки, потешки/ [рис. Ю. Васнецова]. .-М.: Детская литература, 1989.- 166, [1] с. : цв. ил.

Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.

Бианки В. Болото. - Л.: Мол. Гвардия, 1931.

Ершов П. Конек-горбунок. - Л.: Детиздат, 1935.

Толстой Л. Три медведя. - Л.: Детиздат,1935.

Чуковский К. Краденое солнце. - М.: Детиздат, 1936.

Детские народные сказки. - Л.: Детиздат, 1936.

Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.

Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.

Бианки В. Лис и мышонок. - Л.: Дет. лит., 1964.

Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки. - М.: Дет. лит., 1964.

Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки. - М.: Дет. лит., 1969.

Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки. Собрала и обр. Н. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.

© 2010-2022