План-конспект занятия Нижегородские промыслы. Роспись по дереву

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект занятия

«Нижегородские промыслы. Роспись по дереву»

ПДО Лукина Наталья Николаевна

Цель: понимание особенностей декоративно - прикладного искусства, осознание своей причастности и бережного, уважительного отношения к культурному наследию, осмысление места декоративно - прикладного искусства в жизни общества.

Задачи:

1. Учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей.

2.Умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности.

3. Понимать особенности народного искусства своего края (области).

4.Знать и различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных районов области.

5. Отражать в рисунках единство формы и декора ( на доступном уровне).

6. Овладеть навыками определённых видов росписи по дереву.

7.Приобрести конкретные навыки в использовании фактуры материала, цвета, рисунка, пространства, композиции, в умении согласовывать между собой детали для объединения в целостный ансамбль.

Издавна наша область славилась славилась своими мастерами, народными умельцами из Балахны, Городца, Семёнова, Павлова и т.д. Их изделия занимали почётные места на международных выставках и ярмарках. Искусство этих центров, пришедшее в упадок на рубеже 19 - 20х веков, начало восстанавливаться в наше время. И сегодня тысячи мастеров - резчики по дереву и художники, ткачи и вышивальщицы, ювелиры - успешно возрождают и развивают традиции современного искусства.

Изделия золотой хохломы - постоянные участники всех выставок народного искусства в нашей стране и за рубежом. Не случайно само слово « хохлома» является сегодня одним из символов русского народного декоративного искусства.

На основе многовекового народного опыта была выработана оригинальная, нигде в мире не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота. Для любителей русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное, солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.

Хохлома - название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сёл и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Затем и сами изделия из этого села стали называться « хохломой». Родиной этого искусства является группа деревень, расположенных в глубине непроходимых лесов Заволжья, по берегам реки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца.

Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественного вкуса древних мастеров. Каждое их произведение проникнуто тонким чувством природы.

Хохлома стала промыслом уникальным благодаря применению техники окраски дерева в золотой цвет без затрат золота. Эта техника была известна русским живописцам ещё в 12 веке. Сначала использовали порошок серебра, затем заменили на более дешёвый из олова. 1 этап - вытачивание на станка белой посуды (белья); 2 этап - грунтовка, т.е. покрытие жидким раствором глины, затем лужение оловом, а сейчас алюминием. После росписи - сушка в печи, закалка. Готовые изделия из печи сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся, по выражению хохломских мастеров, «ни жары, ни стужи».

Семёновский сувенир

О семёновской матрёшке, русской красавице, говорят как о сувенире, который показывает богатство души русского народа. Она чарует своей простотой и лаконичностью форм, яркостью росписи, оригинальностью образа. Матрёшка стала родоначальницей новой области в промыслах - сувенирной. В многокукольной матрёшке последняя, самая маленькая, - всего 1.5 см. Нужно очень высокое мастерство токаря, чтобы справиться с этой работой.

В Нижегородской губернии матрёшки стали делать в начале 20 века в селе Мериново, расположенного на берегу Керженца, в 7 км от Семёнова. В основе росписи лежат крупные цветы, колокольчики в обрамлении листьев.

Городецкая роспись по дереву - одно из наиболее ярких явлений народной художественной культуры России 19 века и современных художественных промыслов. Сегодня городецкая роспись по праву стоит рядом со всемирно известной хохломой, с жостовскими подносами, русскими лаковыми миниатюрами , кружевом, резной костью. Городецкая роспись выросла на основе богатой и разнообразной культуры Нижегородского края. Произведения городецких мастеров привлекают зрителей прежде всего яркой праздничностью. Эта роспись насыщена богатством красок русского леса, озарена ярким полуденным солнцем, заливающим гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных коней, бегущих по цветущим лугам . Городец выдвинулся в первый ряд народных художественных промыслов благодаря развитию особого направления - росписи сюжетной, создававшейся в прямой связи с городецким орнаментом и изображениями животных и птиц. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Расписывались предметы крестьянского быта - токарная посуда, прялочные донца, ткацкие станки, игрушки, мебель. Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих и красных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад, и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Городецкое искусство отличает повышенная декоративность, мажорность звучания. Поэтическая природа Заволжья, богатейшая песенная, сказочная традиция этих мест способствовали возникновению этого искусства.

Полховский Майдан

Издавна трудовой жизни крестьян сопутствуют поэтичные народные праздники. Непременные элементы их - ряженые, весёлые хороводы, шутки, музыка, песни. На зелёной траве неповторимое зрелище представляют праздничные наряды женщин. Майданские игрушки воспринимаются как кусочки праздничного базара: матрёшки, грибы, наборы тарелок, панно, бочонки и др. Образ матрёшки из Полховского Майдана отличается от всех известных. Она удивляет яркостью наряда. Основным элементом этой росписи являются розы, вокруг которых располагаются более мелкие цветочки и ярко зелёные листья. Звучность анилиновых красок, контрастность цветовых сочетаний создают в изделиях празднично приподнятый колорит.

Зрительный ряд - изделия мастеров народных промыслов: матрёшки семёновские и полховмайданские, городецкие и семёновские разделочные доски, посуда, фотоматериал. При подробном рассмотрении предметов необходимо особое внимание обратить на органическое единство функционального и эстетического значения вещи в крестьянском быту, пользы и красоты, конструкции и декора. Выявляются общие и различные элементы росписи, художественные приёмы, технические моменты. Необходимо подчеркнуть, что образному языку декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условность, символизация, орнаментализация. Условность и есть реалистический язык декоративного искусства.

В дальнейшей практической работе подробно изучаются отдельные элементы росписи (термины «подмалёвка», «тенёвка», «оживка»), правила составления композиции, порядок выполнения работы. Очень важны предварительные упражнения, где выполняются отдельные элементы (круги- подмалёвки, скобки, спирали, дуги, штрихи, точки). Происходит обучение навыкам правильного держания кистей при выполнении элементов, чередование нажимов, последовательность, цветовое решение, составления композиций. После детальной проработки эскизов на бумаге происходит непосредственно сама роспись деревянной заготовки (белья). Рекомендуется для первых работ выбрать разделочную доску небольшого размера и городецкую роспись с цветочным сюжетом. Если нет возможности рисовать масляными красками, используем гуашь. Доску сначала грунтуем клеем ПВА, разбавленным водой, затем наносим гуашь. Закрепляется рисунок мебельным лаком, нанесенным губкой, в 2 - 3 слоя (после высыхания каждого слоя).



© 2010-2022