«Конструкция и декор предметов народного быта»

Конспект урока разработан по программе Б.М.Неменского изобразительное искусство 5 класс. На уроке учащиеся знакомятся с конструкцией и декором русской прялки. С символическим значением декоративных элементов в росписи и резьбе. Учащиеся должны понять, что нарядный декор- не только украшение предмета, но и выражение представления людей об упорядоченности мироздания. В практической части урока учащимися  выполняется роспись лопасти прялки в смешанной технике ( рисунок восковым мелком и акварельная...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка.

Цель урока: сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.

Задачи урока:

  1. познакомить с разнообразными по форме и декору русскими прялками, основными конструктивными частями;

  2. формировать эмоционально-деятельностное отношение к процессу художественного творчества;

  3. воспитывать уважительное отношение к своим древним корням.

Оборудование: таблицы с изображением традиционного народного орнамента, художественные материалы, раздаточный материал (шаблоны, карточки), презентация, компьютер, проектор.

Формы организации деятельности: групповая работа.

Тип урока: комбинированный


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент- 3мин

Цель: настрой обучающихся на урок


Приветствие обучающихся.

Подготовка класса к работе.

Беседа. Слайд1.

Мы продолжаем знакомство с предметами, которые окружали в древности русского человека.

Помните, как начинает сказку А.С.Пушкин «О Царе Салтане»? Слайд 2.

Какой предмет помогает девицам прясть пряжу? Правильно, прялка-предмет крестьянского быта.

А вы хотите больше узнать о прялке?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Правильно. И нам в конце урока предстоит ответить на вопрос: прялка- предмет быта или произведение искусства?

Приветствие учителя


Отвечают на вопрос:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Прялка.

Сообщение темы.

Формулировка цели.

Записывают тему урока.

Личностные:

-готовность к обучению (привлечение произвольного внимания);

-желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные:

-саморегуляция;

- способность принять учебную задачу.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний - 2 мин

Цель: повторение изученного материала с целью применения знаний в работе с новым материалом.

Чтобы лучше понять, чем наши предки украшали прялку, нужно вспомнить значение древних символов. Какие символы вам знакомы, что они означают?

Отвечают на вопрос: символы солнца, воды, земли. Образы птицы-серин, берегини.

Регулятивные:

- саморегуляция, коррекция.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



3. Изучение нового материала-8 мин.

Цель: познакомиться с конструкцией и декором прялок.


Давайте поближе рассмотрим прялку - неизменную спутницу крестьянки. Слайд 3. Появился этот предмет в древние времена. Это был исконно женский труд - прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в древней Руси. Ручное прядение было медлительным и монотонным. Чтобы приготовить себе приданное девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. Поэтому прялка была спутницей крестьянки на протяжении всей жизни.

Посмотрите, как разнообразны русские прялки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно.

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и донце. Слайд 4.Верхний край лопасти декорировался «городками»- в виде маленьких главок. А нижний край двумя «серьгами» - символами восходящего и заходящего солнца. Прялки были разные в каждой губернии.

Слайд5-7 . Их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. Прялки украшались цветной росписью или мелким резным узором. Какие символы вам знакомы? В центре прялки чаще всего изображали круг, олицетворяющий солнце. Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки.

Обратите внимание на цветовое решение. Какие цвета присутствуют в росписи? Почему эти цвета выбрал мастер?

Просмотр презентации.

Запись новых понятий в тетрадь.





Работа с карточкой-заданием «Конструкция прялки». Подписывают название частей конструкции прялки.



Отвечают на вопрос: символы солнца, водной стихии, земли.


Отвечают на вопросы: красный, желтый, синий, зеленый, немного черного. Эти цвета связаны с явлениями природы. Они заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку.

Регулятивные:

-прогнозирование, предвосхищение результата и уровня знаний.

Познавательные:

-логические (анализ объектов с целью выделения признаков).

4. Постановка художественной задачи - 3мин.

Цель: определение задания для практического исполнения.

Самая нарядная часть прялки - лопасть. Предлагаю вам побывать в роли мастера, украшающего прялку узорами, знаками-символами. В работе используем знания о народном орнаменте и его символике.

У вас на столах есть: шаблон лопасти прялки, таблицы с элементами росписи, цветная бумага, краски.

Предлагается работа в группах:

1 группа составляет композицию из геометрического орнамента в технике аппликация;

2 группа составляет композицию и расписывает красками;

3 группа составляет композицию из готовых элементов. Слайд8.

Слушают, просматривают материал для работы.

Регулятивные:

- целепологание.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5. Практическая работа-25 мин.

Цель: выработать практические навыки создания композиции декора прялки.

Корректирует работу. Оказывает помощь при затруднении.

Учащиеся ведут работу от простого к сложному, стремясь выделить размером, цветом композиционный центр, организующий вокруг себя элементы декоративной композиции.

Выполнив задание, заполняют оценочный лист работы своей группы.

Познавательные:

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками

6. Итог урока-4 мин.

Цель: способствовать рефлексии

Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о русской прялке. А теперь давайте посмотрим ваши работы и послушаем выступление членов групп, и ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

Домашнее задание.

Прялка была не одной помощницей крестьянам, найдите и принесите изображения предметов народного быта, связанных с трудом крестьян.

Анализируют проделанную работу.

Отвечают на вопрос: прялка была не только предметом быта, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её так богато декорировали.

Это свидетельствует о стремлении народа к прекрасному.

Записывают в дневник задание на дом.

Регулятивные:

-саморегуляция, самооценка направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности.

Познавательные:

-формирование умения структурировать знания.

Коммуникативные:

-формирование умения анализировать собственную деятельность; степень самостоятельности, свои достижения, причины неудач.


© 2010-2022