• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Синтез искусств на уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Синтез искусств на уроках изобразительного искусства в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дрокина Е.С. учитель изобразительного искусства.

ГКОУ СО «Красноуфимская школа - интернат».

Магистр педагогики.


Синтез искусств на уроках изобразительного искусства

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Творчество является уделом всех,…

оно является нормальным и постоянным

спутником детского развития.

В.В.Давыдов

В современных условиях социальных преобразований возрастает потребность общества в людях, способных самостоятельно и творчески решать проблемы, порождаемые динамикой социально-экономического обновления. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов с учетом реалий и перспектив социума. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития и специальной (коррекционной) отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их успешную социализацию.

Одной из важнейших и актуальных задач специальной (коррекционной) школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. На законодательном уровне эти вопросы рассматриваются в нормативных документах: Конвенция о правах ребенка, Федеральный Закон РФ «Об образовании», Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии » и др.

В процессе рассмотрения различных подходов к организации художественно-творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства возникла идея применения интеграции искусств с целью проверки ее развивающего потенциала в аспекте активизации художественно-творческой деятельности при создании художественного образа.

Эта проблема связана со спецификой самого предмета «Изобразительное искусство» и условий, определяющих образовательный процесс в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

«Изобразительное искусство» как предмет является одним из факторов развития, формирования у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизации самостоятельной творческой деятельности, развития интереса к природе и потребности в общении с искусством, формирования духовных начал личности, воспитания эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Выявляя значимость «Изобразительного искусства» как предмета, эффективного в активизации творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, были проанализированы методические материалы и учебные программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.

Программы по предмету «Изобразительное искусство» (А. И. Грошенков, Воронкова) строятся как система практических заданий. В них определяются идея, тема, сюжет, которые требуется правдиво выразить изобразительными и композиционными средствами.

Наиболее эффективным для реализации данной программы является полихудожественный подход, направленный на развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их самостоятельной творческой работы. Данный подход в художественной педагогике рассматривается как интеграция. Высшим критерием интегрированного обучения является развитие многосторонней деятельности воображения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе взаимосвязи различных видов художественного творчества и различных видов художественного мышления.

Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.

Педагогическая интеграция в самом широком значении слова - это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.

Весьма актуальным в современных условиях становится исследование процессов обучения и воспитания личности на основе интегрированной художественной деятельности, которая является основой целостного восприятия мира и способствует культурному, эстетическому и эмоциональному развитию.

Проблема взаимодействия, интеграции искусств является одной из наиболее сложных в теоретических исследованиях искусствоведов, психологов, педагогов.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция искусств - это исторически сложившийся, закономерный процесс, выступающий одной из характеристик развития человеческого общества. Интеграция в настоящее время является глобальной тенденцией, поскольку она характеризует процессы, происходящие не только в области образования, но и в искусстве, науке и культур в целом.

Каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности не в состоянии воссоздать картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при наличии синтеза искусств. Восприятие любого произведения искусства (живописи, музыки, поэзии) вызывает у человека массу ассоциативных образов, которые обогащают палитру чувств, ощущение цвета, звука, запаха и т.д.

Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительного творчества учащихся с ограниченными возможностями здоровья изучала С.П. Козырева. Ею делается вывод о том, что музыка способствует развитию сюжета в рисунке, созданию многопредметных композиций. С другой стороны, дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков, сочетанием линий, цветов, форм, что свидетельствует о понимании ими средств музыкальной выразительности.

Разработанность процесса включения метода интеграции искусств в содержание занятий изобразительного искусства в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе позволит значительно повысить творческую активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Структурными компонентами метода интеграции искусств будут являться следующие приемы и операции:

  • педагогическая организация комплексного восприятия содержания произведений различных видов искусств;

  • выявление в совместной деятельности педагога и учащихся с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-смысловой и художественной значимости, интегрируемых произведений искусства;

  • организация индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по поиску способов материализации замысла в процессе создания художественного образа на основе выразительных средств различных искусств.

На уроках для создания художественного образа средствами изобразительного искусства педагогу необходимо организовать восприятие как отдельных искусств (только литература или только музыка), так и нескольких одновременно (литература и музыка).

При организации восприятия искусства слова (особенно поэзии) от учащихся с ограниченными возможностями здоровья требуется, прежде всего, своеобразное и тонкое восприятие звучания речи, что и обуславливает развитие слуховых ощущений.

Восприятие стихотворений будет организовано успешно благодаря ритмической организации речи, с помощью которой педагог выражает мысль и которая приводит к тому, что каждый звук получает эмоционально-эстетическую окраску и становится необходимым элементом лирического стихотворения.

Характер восприятия учащимися с ограниченными возможностями здоровья литературных произведений связан также с их индивидуальными возможностями. Ряд психологов и методистов пришли к альтернативному выводу о трех основных типах восприятия обучающимися. В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов, во втором - преобладание словесных и логических моментов восприятия. Третий тип- смешанный. Каждый из трех типов восприятия характеризуется большей или меньшей способностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к адекватному восприятию произведения при минимальной или постоянной направляющей работе педагога.

Разработано учебное пособие «Загадка и стишок на каждый изоурок», где представлены самые интересные стихи и загадки конкретно к темам урока по изобразительному искусству.

Предлагая для восприятия музыкальное произведение, мы также развиваем слуховые ощущения, учим понимать музыку, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать, быть активным, деятельным по отношению к ней.

Неоднократное возвращение к произведению (его прослушивание в различных звучаниях, трактовках) обеспечивает продуктивность непроизвольного запоминания, его прочности, способствует глубине понимания художественного образа.

Организуя на уроках изобразительного искусства освоение учащимися с ограниченными возможностями здоровья звукового мира, педагогу важно учитывать то, что у каждого человека преобладает одна из систем восприятия (визуальная, аудиальная или кинестетическая) и то, что «визуалисты» или «кинестетики» плохо слышат музыку, но хорошо «видят» или «ощущают» ее.

При выборе учащимися с ограниченными возможностями здоровья художественного материала, техники исполнения, педагог вновь обращает их внимание на особенности художественного языка интегрируемых искусств, средства художественной выразительности, как универсальные для всех искусств, так и характерные только для конкретных произведений искусства. Все это позволит создать учащимся с ограниченными возможностями здоровья целостный художественный образ, воплощающий в себе содержание интегрируемых произведений, внутритекстовые связи, объединяющие данные произведения.

При создании учащимися с ограниченными возможностями здоровья художественного образа на основе выразительных средств интегрируемых произведений, деятельность учителя должна быть направлена на развитие таких умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья как: умение передавать выразительность пластического мотива, умение синтезировать компоненты художественной формы с их содержанием, владение художественным материалом, творческую индивидуальность.

Интегративный подход успешно решается в ходе выполнения учебных задач по изобразительному искусству.

Практика показывает, что даже самые простые учебные задачи по изобразительному искусству отличаются от традиционных учебных задач по другим дисциплинам тем, что их содержание и структура основаны не на строго логическом принципе, а на наглядно-образном, поскольку эти задачи решаются в условиях практической изобразительной деятельности или восприятия произведений искусства, окружающей действительности.

Можно выделить следующие ключевые характеристики:

- учебно-творческая задача выступает одновременно и как объект учебно-творческой деятельности, и как средство педагогической организации художественно- творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- при помощи учебно-творческой задачи задаются цель, условия и требования к художественно-творческой деятельности;

- учебно-творческая задача позволяет ученику с ограниченными возможностями здоровья овладеть некоторым знанием, умением развивать свои личностные качества такие как доброта, отзывчивость, чувства сопереживания. Примером может являться следующее упражнение. (Выполните иллюстрацию к колыбельной песне.Прослушайте колыбельную песню.(Умка- мелодия, видеоряд). Выделите характерные выразительные особенности колыбельной песни.

Пояснения к заданию:

• постарайтесь через цвет выразить характер мелодии, ее настроение;

• работу выполните в технике гуаши, возможно сочетание с аппликацией в отрывной технике.

Второй пример: урок «Человек- птица» (видеоряд)

Цель : создать коррекционно- развивающие условия для развития умений создавать образ человека-птицы на основе интеграции искусств.

-актуализировать знания в области цветоведения (тёплые и холодные цвета);

творческую активность.

Выполненные учащимися с ограниченными возможностями здоровья творческие работы позволили увидеть неравнодушное отношение к предложенному заданию, эмоциональность и выразительность образов.

Система апробированных упражнений отражена в брошюре «Радуга», разработанной автором. В данном сборнике предложена серия творческих заданий, направленных на общее творческое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Задания имеют полихудожественную направленность и интегративный характер. Их содержание связано с развитием у школьников наблюдательности (слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и др.).

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.




© 2010-2022