Сценарий проведения предметной игры по ИЗО

Ежегодно давая открытые уроки, проводя внеклассные мероприятия, учителя-предметники стремятся не повториться, придумать что-то новое, интересное. Даже если вы это мероприятие уже когда-то проводили, второй раз вы обязательно изменяете сценарий, поскольку меняются ученики, ваши взгляды на те или иные вопросы, техническое обеспечение учебного процесса и т.д. Встретив в печати интересную разработку, вы слепо не повторите ее, а используете как некую отправную точку, идею, для развития своего собстве...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий проведения предметной игры

по Изобразительному искусству в 6 классе

по теме «Портрет»

Учитель ИЗО -Назина Л.А., ГБОУ СОШ № 777, г.Москва

Игра проводится в актовом зале школы. Зал украшен портретами выдающихся детективов (героев литературных произведений), огромными отпечатками рук, ног, обуви. Ведущими игры могут быть ученики старших классов в костюмах литературных героев или учитель. В жюри - старшеклассники, учитель-предметник, классные руководители.


Название игры «Детективы»


Цель: закрепление ЗУН по теме «Жанр портрета», развитие логического и образного мышления, воспитание коммуникативности.


Оборудование: компьютер, проектор, сканер, экран, программа Power point, видеоплеер, телевизор, фрагмент в/фильма «Что такое искусство…» (Студия «Кварт»), бумага для рисования, фломастеры, выставка работ учащихся по теме.

(звучит музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе)


Ход мероприятия:


Ведущий: Сегодня мы проводим с Вами, ребята, игру «Детективы». В каждом классе определена команда из 6 знатоков, которые и будут бороться за высокое звание Детективов.

Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией. Все это Вам пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.

Человек - главный герой искусства. Рассказ о человеке, о людях - его вечная тема. В отличие от других жанров изобразительного искусства, лишь в портрете человек как бы выключается из потока событий и предстает перед зрителем просто человеком, личностью, со своими чувствами, заботами, со своей индивидуальностью.

(На экране появляется название 1-го тура игры)

Разминка. (Затем на экране поочередно появляются слайды) Из представленных картин выберите картины, относящиеся к жанру портрета. Назовите автора и название картины.

  1. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

  2. И. Репин «Портрет П.Третьякова»

  3. А. Рублев «Троица» (икона)

  4. М. Врубель «Пан»

  5. Т. Яблонская «Сенокос»

  6. И. Хруцкий «Цветы и плоды»

Команды показывают таблички с цифрой, соответствующей правильному ответу, аргументируют свой выбор. Ребята правильно называют слайды №1, 3. В слайдах 4,5,6 правильно определяют жанр, но затрудняются в установлении авторства, это иногда можно отнести и к слайду №2, хотя П.Третьякова узнают все.

(На экране название второго тура)

Домашнее задание «Ожившая картина (скульптура)».

Ведущий. Каждой команде было предложено выбрать по своему усмотрению 1 произведение изобразительного искусства, относящееся к жанру портрета для инсценировки, подготовить соответствующее оформление и краткое устное сообщение о выбранном произведении.

Команда 6-А класса представила портрет М.И. Лопухиной работы художника В.Боровиковского, рассказала об истории его создания, прочитала стихи Я.Полонского «К портрету М.И. Лопухиной».

А вот команда 6-Б класса, представлявшая скульптурный портрет Ивана Грозного (автор ), углубилась в библиографические сведения, не охарактеризовав само произведение.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги разминки и домашнего задания, вашему вниманию предлагается инсценировка стихотворения Овсея Дриза «Мой портрет». В сценке заняты учащиеся 7-Г класса Трушковский Евгений и Садыкова Валерия. Поприветствуем актеров!

(Звучит музыка. Подведение итогов)

Ведущий. Как мы уже упоминали, главным в жанре портрета является передача внутреннего мира человека, его эмоций.

(На экране появляется название следующего этапа игры) «Фото робот» На сцену приглашаются по 2 человека от команды. На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, причесок, ушей, овала лица. Задание: собрать портрет, выражающий Грусть, Удивление, Спокойствие, Недовольство (по жребию)

(На экране название) «Игра с пятном»

Ведущий. На сцену приглашаются еще 2 человека от каждой команды. В представленном Вам пятне при внимательном его рассмотрении Вы можете обнаружить профильное изображение человека, сказочного или литературного персонажа. Вам необходимо лишь немного доработать это пятно фломастером.

Ведущий. Пока наши «Детективы» работают над составлением фото робота, вниманию зрителей предлагается слайд-шоу работ учащихся по теме «Портрет».

Ведущий. Давайте посмотрим на работы наших художников в конкурсе «Фоторабот» и «Игра с пятном». (Работы демонстрируются зрителям и передаются для оценки в жюри)

(Высвечивается слайд с названием следующего этапа)

Глаза - зеркало души человека.

Ведущий: Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в душе эмоциях. Вниманию команд предлагаются фрагменты 2 картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза. (На экране демонстрируются фрагменты картин А.Головина «Портрет Ф.Шаляпина в роли Бориса Годунова» и В. Серова «Портрет Ф. Шаляпина»). Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа, а на сцену приглашается ученица 7-Г класса Ярцева Валентина, которая прочтет Вам стихотворение О.Дриза «Глаза».

Затем 1 представитель от команды характеризует увиденные фрагменты картины, используя эпитеты: глаза суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые и т.п., пытаются охарактеризовать людей, которым они принадлежат.

Ведущий: Невероятно, но эти глаза принадлежат одному и тому же человеку, выдающемуся исполнителю. Такова великая сила искусства, искусства театрального перевоплощения!

Зрителям на экране демонстрируются картины целиком, и дается краткая их характеристика.

Ведущий. О многом может нам рассказать одежда человека, его манеры, предметы его окружающие.

(На экране слайд)

«Отпечатки пальцев»

Ведущий: попробуйте охарактеризовать человека, которому принадлежат эти руки (на экране появляются фрагменты картин: П.Корин «Александр Невский», В.Тропинин «Кружевница», Леонардо да Винчи «Джоконда»). Командам дается время на обдумывание ответа, а на экране демонстрируется продолжение выставки работ учащихся по теме «Портрет».

Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют трудиться, спокойные и т.п. Если команда дала правильное название картины, добавляется балл. Практически всегда учащиеся правильно называют 1 и 3 портреты. Затем демонстрируются картины целиком.

(Высвечивается слайд)

Профессия (Род занятий)

Ведущий. По одежде и предметам, сопровождающим изображение, можно определить каков род занятий портретируемого.

На экране поочередно появляются портреты Н.Ярошенко «Портрет Н.Ге», И.Крамской «Портрет И.Шишкина», Н.Ге «Портрет Л.Толстого». Прошу команды определить каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности назвать их. Ребята узнают портреты И.Шишкина и Л.Толстого, а вот портрет Н.Ге вызывает некоторые затруднения.

(Звучит музыка. Жюри подводит итоги прошедших заданий.)

Ведущий. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства

(Появляется на экране название этапа)

Таможня.

Ведущий: при попытке перевоза через государственную границу на таможне были задержаны 2 картины (на экране демонстрируются «Фаюмский портрет», Античный Египет 1-П в.н.э. и Парсуна Симона Ушакова 1630г. запечатлевшая князя М. Скопина-Шуйского) Имеют ли они историческую и культурную ценность? Какова их особенность? (Команда совещается)

(Демонстрируется слайд с названием этапа)

Очная ставка.

Ведущий. На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин. Попробуйте определить, присутствует ли в ней автопортрет художника?

1.К. Брюллов «Последний день Помпеи»

2. П. Федотов «Вдовушка»

3. В. Суриков «Боярыня Морозова»

4. И. Репин «Бурлаки на Волге»

Все команды хорошо и быстро справляются с этим заданием, демонстрируя карточку с цифрой 4.

(Слайд на экране)

Вся команда - художники.

(2 человека от команды)

Ведущий: Свидетель (автор литературного произведения) дает художнику словесный портрет разыскиваемого героя. Задание вытягивается в конверте по жребию. 4 других члена команды в это время фломастерами на формате А-3 выполняют дружеский шарж на команду соперников.

Во время работы команд зрителям предлагается посмотреть фрагмент видеофильма

Ведущий. Наши художники завершили свою работу. Давайте посмотрим и оценим их рисунки. Демонстрация портретов литературных персонажей и дружеских шаржей на команду соперников.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги конкурсов: Таможня, Очная ставка, Художники и игры в целом.

Ведущий и жюри награждают победителей игры. Звучит музыка.



Сценарий проведения предметной игры по ИЗО

О. Дриз «Глаза»


В глазах у нежных -

Нежность,

Отвага -

У бойца,

В глазах у скромных -

Скромность,

У хитрых -

Хитреца.

И что ты ни придумай,

И что ни напиши,

Все люди знают,

Что глаза -

Зеркало Души.


Приложение №2


А.С.Пушкин

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…


«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.




А. Линдгрен

Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку - от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой - черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.

Т. Александрова

Девочка взяла веник, да так и села на пол - до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит глазами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать».

Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется.

А. Волков

Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело - отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах - старые голубые ботфорты.


Приложение №3 (Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию)

© 2010-2022