Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаРабочая программа по изобразительному искусству для 6 классаПояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122- ФЗ в последней редакции.

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. № 322.

  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году.

  • Учебный план МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Сергеевка Партизанского муниципального района.

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету изобразительное искусство 5-9 классы, авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева - Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.42.2821-10

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса является продолжением изучения изобразительного искусства в 5 классе. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Цель программы - формирование основ грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимания основ изобразительного языка. Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

В Федеральном базисном учебном плане на изобразительное искусство в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная. Программой предусмотрены традиционные уроки: ознакомление с новым материалом, применение знаний и умений, комбинированный урок, обобщение и систематизации знаний; нестандартный урок - урок-устный журнал.

Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Формы контроля

Виды: текущий, промежуточный, итоговый.

Формы: устный, практическая работа, творческая работа.

Основными формами контроля знаний учащихся являются практические работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, анализ детских рисунков.

Содержание программы

Общая годовая тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека».

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.

1 раздел «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 часов).

Тема «Изобразительное искусство в семье пластических искусств».

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема «Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности».

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен».

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема «Цвет. Основы цветоведения».

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема «Цвет - основа языка живописи».

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

2 раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов).

Тема «Натюрморт как жанр изобразительного искусства».

Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема «Изображение объема на плоскости и линейная перспектива».

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема «Освещение. Свет и тень».

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».

Тема «Натюрморт в графике».

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема «Цвет в натюрморте».

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

3 раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 часов).

Тема «Портрет как жанр изобразительного искусства».

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре.

Тема «Конструкция головы человека и ее пропорции».

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема «Изображение головы человека в пространстве»

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Тема «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека».

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Тема «Сатирические образы человека».

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема «Портрет в живописи».

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII- XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема «Роль цвета в портрете».

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Тема «Великие портретисты (обобщение темы)».

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

4 раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 часов.)

Тема «Пейзаж как жанр изобразительного искусства».

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Тема «Правила линейной и воздушной перспективы».

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Тема «Пейзаж-настроение. Природа и художник».

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Тема «Городской пейзаж».

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

Тема «Выразительные возможности изобразительного искусства».

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Учебно-тематический план

6 класс

«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

34 часа

1 четверть

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

8 часов

2 четверть

«Мир наших вещей. Натюрморт»

8 часов

3 четверть

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

10 часов

4 четверть

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

8 часов



Календарно-тематическое планирование



№ урока

п/п

Тема урока


Кол-во

ча-сов

Тип урока

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

план/факт

Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 часов)

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Ознак.с новым материалом (урок-лекция)

Искусство и его виды. Виды ИЗО. Живопись, графика, скульптура.

Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства. Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура

Групповая, индивидуальная

Запомнить виды изо, выразительные средства изо.

2.

Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности


1

Комби-ниров.

Рисунок - основа мастерства художника, значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства). Творческие задачи рисунка. Виды рисунка.

Упражнения с линиями различного характера.

Пятно в изобр.искусстве. Роль пятна и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа.

Упражнения по тонировке, виды штриховки, аппликация «Силуэт».

Групповая, индивидуальная

Записи в альбоме

3.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Комби-ниров.

Групповая, индивидуальная

Упражне-ния по тональн.

4.

Чёрное и белое - основа языка графики

1

Комби-ниров.

Понятие «силуэт». Отношение черных и белых пятен, их ритм.

Многоплановая аппликация «Пейзаж в силуэте»

Групповая, индивидуальная

5.

Объём - основа языка скульптуры.

1

Ознак.с новым материалом (урок-лекция)

Объём, трёхмерность - основа языка скульптуры.

Отличие скульптуры от других видов ИЗО. Виды (монументальна, станковая, декоративная) и жанры (портретн., бытовой, исторический, анималистический) скульптуры

Групповая

Найти скульпт.

изображе-ния

6.

Цвет. Основы цветоведения.

1

Комби-ниров.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой: «Изумрудный город», «Страна золотого солнца», «Царство снежной королевы».

Групповая, индивидуальная

Сведения о цветах

7-8.

Цвет - основа языка живописи.

2

Комби-ниров.

Роль фактуры в решении творческих и учебных задач. Соотношение тона и цвета. Мазки - пастозный, лёгкий, прозрачный, мазок по форме. Сближенная гамма, мазок типа «точка-кирпичик», «наклонная штриховка».

Передать впечатление водной ряби, цветущей сирени, фактурный ствол дерева.

Групповая, индивидуальная.

Тема «Мир наших вещей. Натюрморт» ( 8 часов)

9.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

1

Ознак.с новым материалом (урок-лекция)

История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте.

Работа над натюрмортом из плоских изображений.

Групповая, индивидуальная

10.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Комби-ниров.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоские, объемные формы. Простые и сложные формы. Конструкция сложной формы.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Групповая, индивидуальная

11.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Комби-ниров.

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Изображение геометрических тел на плоскости.

Групповая, индивидуальная

12.

Освещение. Свет и тень.

1

Комби-ниров.

Освещение как средство выявления объема предметов. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Изображение геометрических тел с боковым освещением.

Групповая, индивидуальная

13-14.

Натюрморт в графике.

2

Применения знаний и умений

Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник.

Композиция «Школьные принадлежности».

Индивидуальная

15-16.

Цвет в натюрморте.

2

Комби-ниров.

Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Фламандский и голландский натюрморт.

Композиция с натуры «Фрукты».

Групповая, индивидуальная

Тема «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» ( 10 часов).

17.

Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портрета.

1

Урок-лекция ознак. с новым материалом

История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра. Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет.

Групповая

18-19.

Конструкция головы человека и её пропорции

2

Комби-ниров.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

Рисование головы человека в анфас и профиль.

Групповая, индивидуальная

20.

Изображение головы человека в пространстве

1

Комби-ниров.

Поворот и ракурс головы.

Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Рисование частей лица, головы человека в движении.

Групповая, индивидуальная

21-22.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

2

Комби-ниров.

Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение.

Набросок портрета выбранного литературного героя.

Групповая, индивидуальная

23.

Сатирические образы человека.

1

Комби-ниров.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов.

Групповая, индивидуальная

24.

Портрет в живописи

1

Комби-ниров.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках. Прокладка основного цвета. Про-

рисовка деталей. Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

Портрет акварелью.

Групповая, индивидуальная

25.

Роль цвета в портрете.

1

Комби-ниров.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека.

Индивидуальная

26.

Великие портретисты

1

Обобщения и систематизации знаний

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Галерея образов. Портретисты. Приложения к журналу «Крестьянка».

Рефераты .

Групповая, индивидуальная

Тема «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 часов).

27.

Изображение пространства.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Виды пейзажа.

1

Ознак.с новым материалом

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Групповая

28.

Правила линейной перспективы.

1

Комби-ниров.

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.

Законы линейной перспективы. Уменьшение и удалённых предметов - перспективные сокращения.

Изображение улицы, уходящей вдаль.

Групповая, индивидуальная

29.

Правила воздушной перспективы.

1

Комби-ниров.

Правила воздушной перспективы, измене-ние контрастности.

Горный пейзаж.

Групповая, индивидуальная

30-31.

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

2

Применения знаний и умений

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Творческая работа «Любимый уголок природы».

Индивидуальная

32-33.

Городской пейзаж.

2

Комби-ниров.

Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж»

Групповая, индивидуальная

34.

Русские художники-пейзажисты.

1

Устный журнал.

Знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов по выбору учащихся.

Групповая



Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о разных художественных материалах;

  • виды рисунка, его творческие задачи;

  • правила объемного изображения геометрических тел;

  • пропорции лица человека;

  • виды портрета и пейзажа;

  • правила линейной и воздушной перспективы;

  • выдающихся художников-портретистов, пейзажистов России и мира;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);

  • выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;

  • выдающиеся произведениях русского изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами;

  • владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета, а также группы предметов;

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и пейзажем;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • пользоваться различными графическими техниками.

Список литературы

1. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство» 5-9 классы, Дрофа, 2008 г.

2. Н.П.Костерин «Учебное рисование», Москва, Просвещение, 1980 г.

3. В.Марысаев «Я учусь рисовать», Москва, Олма-Пресс, 2001 г.

4. М.Г.Манизер «Школа изобразительного искусства», Москва, издательство «Искусство», 1965 г., тома № 2,3.

5. Н.М.Сокольников «Основы живописи», 5-8 классы, Титул, 2001 г.

6. Н.М.Сокольникова «Основы рисунка», 5-8 классы, Титул, 2001 г.

7. В.В.Шоган «Технологии личностно-ориентированного урока», «Учитель»,2003г.
8. Ю.М. Кирцер. «Рисунок, живопись», М. «Высшая школа», 1992г.
9. Н.Н. Ростовцев «Академический рисунок», М. Просвещение 1995г.
10. Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 1998г.
11. Л.Б.Рылова ИЗО в школе, Ижевск 1992г.
12. Н.Н.Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе», М.Агар 1998г.
13. С.В.Аранова «Обучение ИЗО» «Каро С- Петербург» 2004г.
15. В.С. Кузин «ИЗО и методика его преподавания в школе». М. Агар 1988г.
19. А.Д.Алехин, «Изобразительное искусство» М.Просв, 1984г.
20. А.Д. Алехин. «Когда начинается художник» М. Просвещение, 1994
25. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова.

23


© 2010-2022