• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект занятия по предмету «Рисунок» для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ Тема: «Линия как выразительное средство»

Конспект занятия по предмету «Рисунок» для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ Тема: «Линия как выразительное средство»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по предмету «Рисунок» для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ Тема: «Линия как выразительное средство».Автор Соленова Галия Мансафовна

преподаватель отделения изобразительного искусства

МБУ ДО ДШИ №10 г. Ульяновск







Конспект занятия по предмету «Рисунок»

для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ

Тема: «Линия как выразительное средство».





















2016 г. 

Каждое средство графики имеет свои изобразительные и выразительные возможности. Для достижения максимальной выразительности рисунка необходимо умело использовать эти возможности изобразительных средств.

Тема урока: «Линия как выразительное средство».

Цель:

Развитие творческой активности и познавательной деятельности учащихся.

Тип занятия: комбинированный.

Время: 9 академических часов. На первом уроке выполняем анализ форм предметов, их конструктивное построение, распределяем тональные градации. На втором и третьем уроках - выявление формы и объема предметов посредством линии.

Для реализации цели были поставлены задачи:

• систематизировать знания по графике, как виду изобразительного искусства;

• обучить новой технике графического изображения натюрморта, используя такие материалы, как черная гелевая ручка;

• развить зрительное внимание, глазомер, наблюдательность, гибкость мышления и воображение;

• формировать умение анализировать в процессе работы над заданием.

Оборудование и материалы: натурная постановка из предметов несложной формы белого цвета, методическая таблица «Последовательность этапов выполнения рисунка» , образцы лучших работ учащихся на заданную тему из методического фонда, бумага формата А - 3, простой карандаш, черная гелевая ручка.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Выразительные средства графики.

3. Знакомство с новой графической техникой, где главным выразительным средством является линия.

4. Практическая работа.

5. Анализ работ и подведение итогов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Беседа о выразительных средствах графики.

К выразительным средствам графики относятся линия, точка, пятно. С помощью этих изобразительных средств можно получить разный эффект рисунка как декоративного, так и реалистичного. Линия является самым специфическим графическим способом изображения и выражения, она наиболее точно передает характер очертания любой формы. В чистом виде линейного изображения в жизни мы не встречаем. Линейное изображение любого объекта - это продукт мысли художника. Если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине - спокойной, плавной или стремительной и жесткой, малейшее ее колебание способно выразить своеобразие форм, увиденным художником в жизни.

Точка одно из самых сложных средств, которые использует художник и требует очень напряженной и трудоемкой работы. Точечное изображение строится на основе точек разной величины и разного расстояния между ними. Группировка точек формирует линию, плоскость, создает фактурное разнообразие. Точкой можно добиться иллюзии объема, глубины, движения.

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости, поэтому у него огромные выразительные возможности и большее эмоциональное воздействие на зрителя. Пятновая графика двумерна и не имеет объема. Особенно хорошо использовать эту технику при изображении силуэта. Когда внутри пятна появляются тональные градации, оно становится структурным, глубоким, материальным, почти осязаемым. Использование изобразительного пятна в комбинациях с другими изобразительными средствами, линиями и точками дает особую выразительность произведению.

3. Знакомство с новой графической техникой, где главным выразительным средством является линия.

Далее педагог рассказывает о свойствах линии. Изменение толщины линий и расстояния между ними - способ формирования иллюзии глубины и пространства. Эти возможности линейных группировок используются в тональном, штриховом рисовании. Линия имеет богатый арсенал композиционно - художественных возможностей. Наша задача заключается в том, чтобы максимально эффективно ее использовать в работе, с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, и достичь, таким образом, максимальной выразительности натюрморта. В нашей работе используем волнистые линии, напоминающие по характеру мятую проволоку. В качестве наглядного пособия педагог показывает лучшие образцы учебных работ.

4. Практическая работа.

Для освоения новой техники рисования волнистой линией ставится натюрморт с фарфоровыми предметами белого цвета, разными по форме и размерам. Затем вместе с учащимися преподаватель разбирает последовательность выполнения задания, проводит тональный разбор постановки и ставит задачу: передать новым графическим средством - волнистой линией тональность, объем и форму предметов, добиться цельности тоновых отношений самих предметов и их связи с пространством. На формате листа А - 3 делается предварительный рисунок карандашом, затем гелевой черной ручкой с помощью такого выразительного средства как волнистая линия выполняется задание.

5. Анализ работ и подведение итогов.

- Что нового для себя вы открыли?

- Чему научились?

- Что было самым сложным и самым интересным?

- Где вам могут пригодиться новые знания и умения?

После полного завершения задания:

- Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Оцените работы самостоятельно.

Ребята обсуждают, насколько грамотно выполнены их рисунки по следующим критериям: композиционное решение, грамотное конструктивное построение, выразительная передача формы и объема, тональных отношений с помощью волнистой линии. Называются лучшие работы.

Кто не справился с задачей? Почему?

В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку преподавателя.

Список используемой литературы:

Сокольникова Н.М. Основы учебного академического рисунка. М.: Издательский центр «Академия». 2007.

Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001.

Бесчастнов Н.П. Черно - белая графика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Гуманитарный издательский центр Владос, 2002.

Рашель Вольф: Грани таланта. Сборник лучших работ современных художников. ISBN:

Приложение.

Конспект занятия по предмету «Рисунок» для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ Тема: «Линия как выразительное средство».



© 2010-2022