- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Исследовательская деятельность как средство развития способности к социальному действию
Исследовательская деятельность как средство развития способности к социальному действию
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Димова А.П. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Димова Анна Петровна,
учитель черчения, МБОУСОШ №6,
г. Балей Забайкальский край.
Исследовательская деятельность как средство развития способности к социальному действию.
«Наука - опыт фактов,
искусство - опыт человеческих отношений»
(С.Х. Раппопорт).
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую её особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения - непременной основы творчества. Мир творчества - это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации. Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Такая работа ведётся и в нашей школе, я решила попробовать метод проектов на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Для начала поставила вопрос, как можно достичь успеха? А это: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Формой проведения занятий может быть урок или внеурочное занятие. В зависимости от планируемых целей применяю следующие формы учебных занятий:
- На основе исследовательской деятельности - практические занятия (коллективная деятельность класса), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
- Урок творчества.
- Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-зачет.
- Применение информационных технологий (презентации, показ видеофильмов).
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. В некоторых случаях выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях способностей учащихся.
Я провела серию уроков в 6а классе по теме: «Рисование домашних животных по памяти, представлению, с натуры. Учащиеся объединившись в группы провели исследовательскую работу по теме «Рыжий кот».
Каждой группе было дано задание.
1 группа. Готовит выставку рисунков, фото пород кошек, иллюстрации, вырезки из журналов и т.д.
2группа. Готовит загадки о кошках, обо всех видах диких кошек.
3группа. Рассказ об анималистическом жанре изобразительного искусства (короткий, на 1-2 минуты)
4группа. Готовит рассказ о месте кошачьих в животном мире.
5группа. Рассказывает, какие фильмы смотрели о животных, какие есть книги о кошках, что прочитали и хотели бы посоветовать остальным учащимся.
Затем приступили к рисованию кошек. Получились очень хорошие работы. Защита проектов показала на сколько интересным стала тема выполненная коллективно. Ребята доказывали любовь к своим животным используя стихи, загадки, пословицы, энциклопедические знания.
В 5 классе есть одна очень интересная тема - «Герб моей семьи». На протяжении нескольких лет я заметила, что эта тема ребятам очень нравится, так как они активно включаются в объяснение материала.
Предложила детям заняться поиском информации о традициях и обычаях своей семьи, для создания семейного герба. Ребята с удовольствием откликнулись на моё предложение и занялись сбором информации. На втором уроке мы создавали интересные гербы.
Каждый год в 5 классе я провожу урок - праздник (обобщение по всем темам). Подготовка к этому уроку долгая и кропотливая. Учащиеся занимаются поисковой деятельностью на протяжении одного месяца. Находят у своих бабушек и прабабушек старинные рушники с вышивкой, скатерти расшитые и вязаные, изделия из бересты, из глины, из дерева, расписные доски, матрёшек, деревянные ложки с росписью хохломы.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Каждый год в 5 классе я провожу урок - праздник «Руками женскими воспета красота» (обобщение по всем темам). Подготовка к этому уроку долгая и кропотливая. Учащиеся занимаются поисковой деятельностью. Находят у своих бабушек и прабабушек старинные рушники с вышивкой, скатерти расшитые и вязаные, изделия из бересты, из глины, из дерева, расписные доски, матрёшек, деревянные ложки с росписью хохломы.
Я считаю, что поисковая деятельность доставляет детям огромное удовольствие. С помощью такого задания учащиеся закрепляют знания по темам . А на открытом уроке все выступали замечательно и не принуждённо!
На уроках часто использую нетрадиционные техники. Учащимся очень нравится рисовать по мятой бумаге птиц, наскальные рисунки древнего человека. На уроках истории в 5 классе изучая тему «Древнейшие люди» даю задание изучить литературу по теме, найти научные объяснения живописи. Здесь провожу интегрированный урок, на котором учащиеся делятся опытом исследования по теме: это рассказ на основе знаний энциклопедии, интернета и создают коллективные работы наскальных росписей. Работа в группах помогает дифференцировать задания, обобщать знания учащихся по истории, развивает уверенность в собственных силах, открывает способности в изобразительной деятельности, учит представлять и защищать работу . В результате ребята создают проект «Художники Древнего мира».
В 7 классе по теме «Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации» проводили большую работу по созданию собственной книжки. Ребята готовили сообщения, презентации, исследовали , подбирали дополнительный материал. Поэтапно проведено:
-
Беседа об особенностях оформления книжной страницы и искусстве иллюстрации.
-
Практическая работа по составлению собственной книги. (Класс делиться по желанию на группы или пары)
-
Предлагается тема: «Пишем сказки сами» или «Стихи…»
-
Изучается внешний вид других книг, предлагается свой вариант оформления и т.д.
-
Подготавливается текст, иллюстрации.
-
Подбирается форма шрифта для оформления книжной страницы.
-
Готовится презентация и защита своей работы.
В результате получился удачный проект- книжка для дошкольников. Коллективное обсуждение работ помогает учащимся определить качество выполненных работ, удостовериться в справедливости выставленной учителем отметки, ранжировать одноклассников по успешности в конкретной деятельности, повысить самооценку. После сравнительного анализа рисунков в классе не остается ни одного ученика, который бы не был согласен с оценкой своей работы, причем оценки воспринимаются без обид.
Исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Список литературы:
-
Б.М.Неменский. Изобразительное искусство.5,6,7,8 классы: -Волгоград: Учитель, 2006.
-
О.В.Свиридова. Изобразительное искусство. -Волгоград:Учитель, 2007.
-
О.В.Свиридова. Изобразительное искусство. 5-8 классы: -Волгоград:Учитель, 2008.