Рабочая программа ИЗО 7класс (Неменский)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №19»


Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей образовательных областей «Технология» и «Искусство»

Протокол № от августа 2015 года

Руководитель МО _________ З.Н. Логинова

Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СШ №19»

Протокол № от августа 2015 года

Руководитель МС______Н.В. Сангаджиева

Утверждено

Директор МБОУ «СШ №19»

_____________________Е.А. Нарышкина

Приказ № от сентября 2015 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. - М., 2011.

(1 час в неделю/35 часов в учебном году)

Программу составила Логинова Зинаида Николаевна



г. Нижневартовск, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. - М., 2011.

Целью изучения изобразительного искусства является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности.

Задачи программы:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Общая характеристика курса

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 7 класса посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры обучающихся.

В течение прошлых лет, начиная с 1 класса, ученики узнавали азы архитектуры и дизайна в процессе постижения изобразительного искусства в целом. На основе ранее приобретенных знаний в 7-8 классах они более глубоко постигают содержание КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.

Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства.

Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.

Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательно-дидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессионально-педагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более доходчивые и образные заголовки.)

ДИЗАЙН - это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.

АРХИТЕКТУРА - это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.

Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.

Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира.

В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.

Содержание курса предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Ожидаемые результаты изучения изобразительного искусства

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах;

воспитание художественного вкуса как способности эсте­тически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой ра­боты различными художественными материалами и инст­рументами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, способ­ности воспринимать, анализировать и структурировать ви­зуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

в ценностно-ориентационной афере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды и понимании красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точ­ке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирую­щего способность к самостоятельным действиям в ситуа­ции неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятель­ности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъем­лемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навы­ков коммуникации.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жиз­ни, осознание и принятие системы общечеловеческих цен­ностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстети­ческих позиций;

  • активное отношение к традициям культуры как к смысло­вой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение ис­пользовать специфику образного языка и средств художе­ственной выразительности, особенности различных худо­жественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художествен­ных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необ­ходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных инфор­мационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искус­ства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искус­ством, оценка с эстетических позиций достоинств и недо­статков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно­-прикладного искусства и т. д.).

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству.

Данная программа разработана на 2015-2016 учебный год.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение


1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Изобразительное искусство; А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; 7 класс, 2014 год

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-9 классы.- М.Просвещение, 2010. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительная литература:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.: ил..

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа ИЗО 7класс (Неменский)

Наименование

Количество

1.

Материалы для художественной деятельности:

Краски акварельные

10

Фломастеры (набор)

5

Альбомы для рисования

30

Цветная бумага

30

Карандаши цветные (набор)

4

2

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод

1

3

Керамические изделия (вазы, кринки и т.д.)

4

4

Предметы быта (подносы, блюда и т.д.)

7

5

Наборы геометрических тел

2

6

Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии)

10

7

Мультимедийные обучающие презентации

56

8

Мультимедийные викторины

6

9

Динамические пособия

6



  • комплект ученической мебели (15 парт, 30 стульев);

  • учительское место (стол - инв. №1060088640, кресло - 1шт.);

  • мебельная стенка - 1 шт. (инв. №21013600000034, 21013600000040, 21013600000039,21013600000014);

  • компьютер - 1 шт. (инв. №1040088690)

  • мультимедийный проектор - 1 шт. (panasonik. инв. №41061100000084);

  • интерактивная доска - 1 шт. (инв. №41061100000079)

  • многофункциональное устройство - 1 шт (XEROX инв. №.1040000139);

  • документкамера - 1 шт. (инв. № 410134000000227)

Рабочая программа ИЗО 7класс (Неменский)

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ

Содержание

Кол-во часов на изучение материала

Художник - дизайн - архитектура.

8

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

11

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

7

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

9

ИТОГО

35


Рабочая программа ИЗО 7класс (Неменский)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. «Художник - дизайн - архитектура» 8 часов

1

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

1

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

3

Прямые линии и организация пространства

1

4

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

1

5

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

1

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

7-8

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).

2

2. «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» 11 часов

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

10

Архитектура - композиционная организация пространства.

1

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

14-15

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

2

16-17

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

2

18-19

Цвет в архитектуре и дизайне

2

3. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» 7 часов

20

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

21

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

23

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

25

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

26

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

1

4. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» 9 часов

27

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1

28

Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

29

Дизайн и архитектура моего сада.

1

30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

31

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

1

32

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

33

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

1

34

Моделируя себя - моделируешь мир.

1

35

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

35



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка "5"

· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

· допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

· не справляется с поставленной целью урока.


Оценка "1"

· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

Тема урока

(тип урока)

Формируемые компетенции

Используемые ресурсы

Домашнее задание

план

факт

1



Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

УИНМ

Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 7-11

2



Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

УИНМ

Освоение основных типов композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная.

Изучение плоскостной композиции.

Развитие интуитивного чувства композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое.

Освоение понятий ритм и движение, разрежённость и сгущённость.

Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 15-20

3



Прямые линии и организация пространства

КУ

Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22

4



Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и пятна

КУ

Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ.

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27

5



Искусство шрифта

УИНМ

Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31

6



Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

УИНМ

Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

Получение новых знаний: Изображения, используемые в плакате (рисунок, фотография). Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки).

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39

7



В бескрайнем море книг и журналов.

УЗЗФУН

Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45

8



Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).

ПОУ

Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45

9



Соразмерность и пропорциональность.

УИНМ

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Развитие образно-ассоциативного мышления.

Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т.д.

Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53

10



Композиционная организация пространства.

УИНМ

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Развитие образно-ассоциативного мышления.

Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

11



Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

УИНМ

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Развитие образно-ассоциативного мышления.

Дизайн проекта: введение монохромного цвета.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

12



Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

УИНМ

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образно-ассоциативного мышления.

Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 59-64

13



Важнейшие архитектурные элементы здания.

УИНМ

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69

14



Вещь: красота и целесообразность.

УИНМ

Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 71-75

15



Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

УЗЗФУН

Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 71-75

16



Форма и материал.

Роль и значение материала в конструкции.

УИНМ

Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

17



Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

КУ

Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

18



Цвет в архитектуре и дизайне

УИНМ

Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

19



Цвет в архитектуре и дизайне

КУ

Психологическое воздействие цвета.

Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

20



Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

УИНМ

Воплощение умения «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 91-101

21



Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

КУ

Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 103-109

22



Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

УИНМ

Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115

23



Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

УИНМ

Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119

24



Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

УИНМ

Архитектурный «остов» интерьера.

Историчность и социальность интерьера.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125

25



Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

УИНМ

Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131

26



Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

УИНМ

Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135

27



Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

УИНМ

Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-141

28



Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

КУ

Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146

29



Дизайн и архитектура моего сада.

УИНМ

Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153

30



Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

КУ

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161

31



Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

КУ

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168

32



Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

КУ

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

33




Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

ПОУ


Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе.

Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

34




Моделируя себя - моделируешь мир.

ПОУ


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»; презентация

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 174

35



Итоговое занятие.



Условные обозначения основных типов урока:

КУ - комбинированный урок

УИНМ - урок изучения нового материала

УЗЗФУН - урок закрепления знаний, формирования умений и навыков

ПОУ - повторно-обобщающий урок

УКЗУН - урок контроля знаний, умений, навыков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования. - М., 2012.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт ос­новного общего образования. - М., 2012.

  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. - М., 2012.

  4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М., 2012.

  5. Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. - СПб., 2001.

  6. Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о масте­рах народного искусства / Ю. А. Арбат. - М., 1964.

  7. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанась­ев. - М., 1988.

  8. Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Бе­лов. - М., 1982.

  9. Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о на­родном творчестве. X-XX вв. / В. М. Василенко. - М., 1974.

  10. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды /

  11. Головина В. А. Египет: Боги и герои / В. А. Головина. -Тверь, 1997.

  12. Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. - М., 1986.

  13. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дура-сов.-Л., 1986.

  14. Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. - М., 1989.

  15. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990.

  16. Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура - среда. - М., 1988.

  17. Кайсаров А. С. Мифы древних славян / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б.А.Рыбаков. - Саратов, 1993.

  18. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. - Новосибирск, 1981.

  19. Кашекова И. Э. От Античности до модерна / И. Э. Кашекова. - ; М., 2000.

  20. Киреева Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. - М., 1970.

  21. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художествен­ных изделий. Цветное коклюшечное кружево / Н. Т. Климова. - М., 1991.

  22. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М., 1991.

  23. Лобачевская О. А. Плетение из соломки / О.А.Лобачев­ская. - М., 2000.

  24. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исто-рико-этнографический источник / Г. С. Маслова. - М., 1981.

  25. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. - М., 1993, 1996.

  26. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерца­лова. - М., 1988.

  27. Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобыт­ными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.

  28. Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. - М.,. 1987.

  29. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / А. С. Ми­ловский. - М., 1986.

  30. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. - М., 1987. - Т. 1.

  31. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. - М., 1988. -Т. 2.

  32. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. - М., 1983.

  33. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. - М., 1983.

  34. Неменский Б. М. Культура - искусство - образование / Б. М. Неменский. - М., 1993.

  35. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетиче­ского воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский. - М., 1987.

  36. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и тво­рить / Б. М. Неменский. - М., 2012.

  37. Осетров Е. И. Живая Древняя Русь / Е. И. Осетров. - М., 1984.

  38. Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. - М., 1982.

  39. Попова В. С. Русские художественные промыслы / Попо­ва В. С, Каплан Н. И. - М., 1984.

  40. Рак И. В. Мифы Древнего Египта / И. В. Рак. - СПб., 1993.

  41. Рогов А. П. Русь деревянная / А. П. Рогов. - М., 2012. - (Рус­ская культура).

  42. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. - М., 2010. - (Рус­ская культура).

  43. Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. - М., 2009.


© 2010-2022