• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методические рекомендации к уроку художественного восприятия (Изобразительное искусство)

Методические рекомендации к уроку художественного восприятия (Изобразительное искусство)

Анализ картины для детей  Фазность1.Ознакомление с картиной  Обратимся к картине В.Г. Перова «Тройка». Показ репродукции и ее фрагментов. Какое впечатление производит картина? Давайте внимательно рассмотрим ее. Судя по стайке птиц устремившихся из города в поля, на картине изображено раннее утро. Очень холодно, метель, сильный ветер навстречу. Еще темно, светает.  На фоне монастырской стены, по занесенной снегом дороге, трое изможденных детей как в упряжке тянут сани груженые огромной, тяжелой, ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Методические рекомендации для урока художественного восприятия

(Изобразительное искусство)




Василий Григорьевич Перов «Тройка»




















ВМетодические рекомендации к уроку художественного восприятия (Изобразительное искусство)асилий Григорьевич Перов

Биография

Василий Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году , в семье барона Георгия Криденера. Будучи незаконно рожденным сыном Криденера, в то же время Перов носил фамилию Васильев, унаследованную им от имени крестного отца. И самое удивительное, фамилия Перов, поначалу это было даже прозвище, нареченное ему его учителем по грамматике, за успешное владение пером для написания писем. Впоследствии прозвище Перов закрепилось за ним, как его, уже знакомая нам фамилия художника.

Перов поступает на учебу в уездную школу в городе Арзамасе, где получил первые навыки по рисованию и живописи.

В 1853 году Перов приезжает в Москву и здесь поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Обучаясь в училище, Василий Перов получает в 1861 году большую золотую медаль за картину "Проповедь в селе", получив при этом право на оплаченную академией заграничную поездку.

В 1862 году художник воспользовался возможностью предоставленной ему академией пенсионерской поездки и посещает Германию и Францию, где его привлекает местная уличная жизнь, на основе этого он создает некоторые свои картины.

В 1864 году Перов возвращается на родину, хотя имел полное право остаться за границей до окончания срока, предоставленного академией.

В 1871 году Василий Григорьевич Перов уже имея должность профессора преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в это же время критически настроенный к академическим порядкам, вступает в ряды художников передвижников.

В 1875 году художник пробует себя в творчестве писателя, некоторые статьи издаются в в журнале "Пчела", также он описывал некоторые рассказы, воспоминания из своей жизни.

Жизнь Василия Перова складывалась не очень удачно в конце шестидесятых годов. Первым этапом неудач была смерть его жены в 1869 году, позднее он похоронил 2-х старших его детей.

В 1874 году он заболевает чахоткой, которая по тем временам была просто бедствием и лечению современными медикаментами не поддавалась, болезнь прогрессировала до 10 июня 1882 года, в это время художник не выдержав мук болезни скончался.

Творчество

История русской живописи едва ли знает художника более страстного, непримиримого в своих убеждениях, чем Перов. Созданные им картины народной жизни до сих пор волнуют зрителя своей задушевностью и глубокой скорбью. Перов находил сюжеты для своих картин, наблюдая жизнь простых людей.

Ранние произведения художника сатирически-нравоучительны, представляя собой живописные, тщательно выписанные карикатуры, в том числе на духовенство ("Проповедь в селе", "Сельский крестный ход на Пасхе", обе работы - 1861;"Чаепитие в Мытищах", 1862).

Большое значение для становления его зрелой манеры имели парижские произведения (он побывал в Париже в 1862-1864-х годах как «пенсионер» Академии художеств), в том числе эскиз "Парижское гулянье". "Внутренность балагана во время представления"(1863).

Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у него и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту. Такие картины, как "Проводы покойника"(1865) и "Тройка. Ученики-мастеровые везут воду"(1866), впечатляют силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в них в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Ф.М.Достоевского. Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в Утопленнице и особенно в Последнем кабаке у заставы(обе картины - 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам.

Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Обобщенно-символичны и лучшие портреты работы мастера ("А.Н.Островский", 1871; "В.И.Даль", "А.Н.Майков", "М.П.Погодин", все портреты - 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф.М.Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

Популярные жанровые картины 1870-х годов, напротив, проникнуты добродушным юмором ("Птицеловы", 1870; "Охотники на привале", 1871; "Рыболов", 1871; "Голубятник", 1874). Трактуя о делах и днях «маленьких людей», художник поэтически воспевает эти мирки увлечений и грез, но в то же время подчеркивает их иллюзорность (контраст горячей болтовни «охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей).

Опыты исторического жанра ("Никита Пустосвят. Спор о вере", 1880-1881) не принадлежат к числу шедевров Перова.

Поздняя религиозная живопись ("Христос в Гефсиманском саду", 1878) и театральные фантазии мастера (цикл эскизов "Снегурочка", 1870-е годы) свидетельствует о близости к модерну.

В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881; и другие; последнее издание -«Рассказы художника», М., 1960). В 1871-1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин.

«Методические рекомендации к уроку художественного восприятия (Изобразительное искусство)Тройка»

Картина "Тройка" Василия Перова - одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Это не просто произведение искусства, это суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины - "Ученики мастеровые везут воду".

Кто же позировал художнику?

Двух детей он написал скоро с соседских ребятишек, но никак не мог найти натуру для третьего. И вот однажды на Страстной неделе он встретил богомольцев - женщину с сыном, шедших в храм у Тверской заставы. Мальчик идеально подходил для его картины. Перов стал упрашивать их зайти в мастерскую. Вначале мама отказывалась, говоря, что у них считается будто человек, с которого нарисовали портрет, недолго проживет, но потом все же уступила.

Прошло четыре года. Однажды в дом к Василию Григорьевичу постучала женщина - та самая, но сильно постаревшая. Недавно ее Васенька умер. Несчастная мать не обвиняла художника, но он чувствовал, что она считает его виноватым. Развернув платочек с накопленными ею деньгами, женщина попросила продать тот рисунок. «Картина не у меня, она в галерее Третьякова. Пойдемте, я вас отведу». Сына она признала сразу: «Как живой, вот и зубик его сломанный», бросилась на колени и начала молиться. Перов и Третьяков оставили ее, а когда вернулись, мама все стояла на коленях, а вместе с ней рыдали смотрители галереи. Перов пообещал, что перерисует и вышлет ей портрет сына. Он сдержал слово. Она написала, что поставила рисунок в Святом углу.

Известно, что Перов изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения, тем самым, вызвать у зрителей чувство жалости к детям низших сословий, чей удел был холод, голод и непосильный труд. Об этом свидетельствуют его этюды и зарисовки к картине. Позже художник отказался от своего замысла и придал детским лицам выражение миловидности и безысходности, что сделало их образы одухотворенными.

Анализ картины для детей

Фазность

1.Ознакомление с картиной

Обратимся к картине В.Г. Перова «Тройка». Показ репродукции и ее фрагментов. Какое впечатление производит картина? Давайте внимательно рассмотрим ее.

Судя по стайке птиц устремившихся из города в поля, на картине изображено раннее утро. Очень холодно, метель, сильный ветер навстречу. Еще темно, светает. На фоне монастырской стены, по занесенной снегом дороге, трое изможденных детей как в упряжке тянут сани груженые огромной, тяжелой, деревянной бочкой доверху наполненной водой, покрытая какой то дерюгой, рядом на санях лежит деревянное ведро на вид очень тяжелое, наверное, дети этом самым ведром набирали воду из проруби или полыньи, представляю, какого труда им это стоило. День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, их одежда плохо защищает их от холода, но деваться некуда - надо тянуть сани.

Дети совсем малы, самому старшему из них наверное лет 12 - 13, он заметно в группе лидер, видно что он как в тройке лошадей "коренной" берет на себя основную нагрузку. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки - тоже. Старый платок не закрывает шею, да и летний картуз совсем не греет. На лице у мальчика - страдание, усталость, озабоченность. Лицо привлекательное, смелое, доброе. Мальчик чувствует себя старшим. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную тяжесть поклажи взял на себя.

Девочке около 10 она так же упирается изо всех сил. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове легкий. Темные волосы в беспорядке выбились из-под него, разметались по ветру. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситцевое платье. Башмаки тоже чужие, огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по скользкой дороге!

Мальчик слева, он самый младший, на нем черное рваное пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил, голова в чёрном картузе бессильно склонилась на бок, рука повисла плетью. Легко заметить, что характер у него совсем не такой решительный, как у старшего. Лицо тоже утомлённое, но совсем другое: нежное и грустное. Мальчику, видимо, нет и десяти лет, но лямку тянет та равне со старшими.

Дополнительно нагнетает обстановку мрачная пустынная улица города и глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей.

Добрые чувства вызывает прохожий такой же одинокий и несчастный, взявшийся помочь детям затянуть сани на пригорок, без его помощи сани наверняка перевернулись. Он изо всех сил упирается в бочку. Ноги скользят, и кажется, что эта тройка так и останется здесь. Дети, обессиленные, упадут на снег и замерзнут. Они тянули свои сани в гору, дальше дорога идет под горку, будет легче!

2.Средства выразительности

Художник показывает несчастную жизнь детишек, у которых нет детства - только непосильный труд, голод и усталость.

С помощью каких художественных приемов художник привлекает внимание к лицам детей? Светлые краски только на лицах детей, они написаны густыми, плотными мазками, ясно и отчётливо, красками чуть розоватого тёплого тона .

Как художник передает трагичность и тревожность сцены? Перов подобрал, в основном, не яркие краски, а серовато-коричневого и тёмно-коричневого тонов, иногда с чуть проступающим зелёным. Тёмными пятнами выделяются одежды детей, фигура прохожего, мечущиеся в воздухе птицы. Сочетание красок тёплых тонов с серыми, холодными усиливает тревожное настроение.

Кое-где краски светлее: снег на дороге, сосульки на обледенелой бочке. Но снег не белый, а серовато-грязный, городской.

Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. Монастырская стена, уходящая вглубь, подчеркивает бесконечность дороги. В «Тройке» автор направляет движение картины на зрителя, обращая к нему изможденные лица детей, чем добивается почти плакатного эффекта («А ты помог сиротам?»).

3.Обобщение картины и отношение к ней

Как можно обобщить картину? В картине нет ничего лишнего, случайного.

В целом картина передаёт угнетающее, мрачное настроение, от неё веет нищетой и безысходностью. Это выражается во всём: изображены сумерки, пасмурность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей, на полотне преобладают темные краски и все это подчеркивает безысходность положения детей, она говорит о том, что в жестоком, несправедливом мире нет никакого просвета, нет выхода, неоткуда ждать помощи. О бедственном положении ребятишек, свидетельствует их одежда. Дети одеты по-нищенски. И по упорству детей в их нелегком труде мы видим, что они привыкли во всем полагаться только на себя. В мире, где они живут, нет маленьких и взрослых, нет мужчин и женщин, а есть бедные и богатые, рабочие и работодатели. А это очень страшно.

Картина Перова «Тройка» волнует самые глубокие, интимные струны души у нас. Она напоминает, что в любом мире в любое время найдутся обездоленные люди, которым требуется помощь. Несмотря на жестокость и трагичность выбранного сюжета, картина призывает нас стать добрее, терпимее, внимательнее к людям, быть сострадательным, ведь самое главное качество любого человека - это человечность.

Как Перов относится к своим героям?

Перова называли поэтом скорби. Он выступал гневным обличителем чиновничьего разбоя царской России. Прежде всего художник направлял свой талант на защиту бедных и беззащитных. Их часто можно увидеть на картинах художника. С особенной болью он рассказал о детях.

Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

Художник своей картиной выражает протест против происходящего события, что вероятно ему часто приходилось наблюдать и побудило его к написанию своего шедевра,

Селективность

1.Сюжет

Откуда же был взят сюжет этой картины?

В старину, когда ещё не было ни автомобилей, ни автобусов, да и железных дорог было мало, люди ездили на лошадях и в дальнюю дорогу отправлялись на тройке. В коляску или сани запрягали трёх лошадей. Та лошадь, что находилась в центре, называлась "коренником", а две по бокам - "пристяжными".

Перов назвал свою картину "Тройка".Только изобразил он на ней не совсем особенную упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой. Позднее к названию картины художник приписал: «Ученики мастеровые везут воду»

В те тяжелые времена народ в своей массе был беден, практически не имел никакого выбора. Голод, холод, нужда - вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми. Считалось большой удачей, если находилась возможность отдать ребенка в подмастерье к ремесленнику в город: там ребенок получал жилье, еду, он помогал мастеровому в работе и таким образом овладевал профессией, которая впоследствии могла его прокормить.

На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом, что они просто не выживали, болели и умирали от адской работы. Один из таких примеров мы видим на картине художника, гуляя вдоль стен Рождественского монастыря, Перов увидел трех маленьких водовозов. Тройка скрылась за поворотом, а художник быстро зашагал домой.

2.Понятие композиции

Много эскизов сделал художник, пока нашёл верное решение. Он поместил детей на переднем плане, почти в центре картины. Они изображены крупно, чтобы мы сразу обратили на них внимание, и расположены фигуры так, что каждого можно хорошо рассмотреть.

3.Соотношение образа и фона

Краски живописец использовал таким образом, чтобы выделить ребят. Они написаны густыми, плотными мазками, ясно и отчётливо. При помощи контраста художник привлекает наше внимание к лицам героев. Светлые краски только на лицах детей, всё другое на картине, наоборот, приглушено. Стену и башню монастыря, дерево, фигуру прохожего, небо, птиц художник изобразил как бы окутанными туманом вечернего сумрака. Теперь эти предметы служат фоном, на котором "тройка" сразу стала главной. Сочетание красок тёплых тонов с серыми, холодными усиливает тревожное настроение и контраст.




.



Список литературы:

1. Бурова Г., Гапанова О., Румянцева В. "Товарищество передвижных". М.,1952

2. В.Перов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., 19832.

3. В.Г.Перов (альбом). М., 1989

4. И. Иванов "Творчество великих". М., 1961

5. Леняшин В.А. Перов В.Г. Л., 1987

6. Рогинская Ф.С. Передвижники. М., 1993

7. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. М., 19994.

8. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000

9. gallerix.ru/album/Perov

10. museum-online.ru/Peredvizhniki/Vasilij_Grigorievich_Perov

11. staratel.com/pictures/ruspaint/462.htm russia.rin.ru/

© 2010-2022