- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО Школа Росии
Рабочая программа ИЗО Школа Росии
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Луппова А.Д. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Луппова А.Д. МБОУ ООШ № 39 г. Киров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г.№373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010 г.№1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» .
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.09. 2011 г.№2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» .
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12. 2012 г.№1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12. 2014 г.№1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05. 2015 г.№507 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 1 классе - 33 ч. (33 учебных недели)
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
-
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
-
воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
-
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
-
способности к восприятию искусства и окружающего мира;
-
умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой;
-
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
-
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
-
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству. Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача - познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в первом классе отводится по 1 часу в неделю - 33 часа (33 учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учимся у природы.
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве.
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественного образа с одного вида на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.
Основы художественного языка. Особенности композиции при передачи сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное - второстепенное, большое - маленькое, плоскостная декоративная композиция.
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и контрастная цветовая гамма.
Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.
Пропорции: соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.
Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном или горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции.
Ритм в орнаменте.
Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном искусстве.
Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.
Приобщаемся к культуре народов мира.
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими природу, сказками и мифами других народов.
Основы художественного языка. Использование пропорций и форм животного и растительного мира в композиции архитектурных сооружений.
Ритм в архитектуре и декоративном искусстве.
Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и острых форм в объеме.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина и природных материалов.
Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
-
в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
-
в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
-
в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
-
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
-
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
-
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» у обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры:
-
представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
-
формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
-
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
-
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
-
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
-
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;
-
смогут понимать образную природу искусства;
-
давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
-
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
-
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
-
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-
смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Информационно-методическое обеспечение
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
1
2
3
4
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
На электронном носителе
2
Примерная программа начального общего по изобразительному искусству
3
Рабочие программы по изобразительному искусству
4
Учебники по изобразительному искусству
5
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)
2. Печатные пособия
12
Портреты русских и зарубежных художников
на электронном носителе
3.Технические средства обучения
18
Мультимедиа-проектор
№ урока
Тема
Кол-во часов
Предметные результаты
Метапредметные УУД
Личностные
результаты
Характеристика деятельности учащихся
Дата
план/
факт
Ты учишься изображать (9 часов)
1
Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас.
1
Первичный опыт владения доступными начальной школе материалами.
Первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Понимание красоты как ценности.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- владение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации.
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять тему.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
2
Мастер Изображения учит видеть.
1
Представление о понятии «форма», умение сравнивать по форме разные листья.
Первичные навыки правильного расположения листа бумаги, умение правильно держать карандаш.
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
3
Изображать можно пятном
1
Первичные навыки изображения на плоскости.
Передача настроения в творческой работе с помощью пятна
Первичные навыки исправления ошибки с помощью краски, воды, кисточки.
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы).
4
Изображать можно в объеме
1
Первичные навыками работы с пластилином.
Умение видеть форму и объем.
Овладение элементарными умениями и навыками в таком виде художественной деятельности как скульптура.
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания.
5
Изображать можно линией
1
Умение вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения художников.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
6
Разноцветные краски
1
Умение пользоваться красками на уроке, навыки смешивания красок, правильная организация рабочего места.
Овладение элементарными умениями и навыками в таком виде художественной деятельности как рисунок.
Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков.
7
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
1
Первичные навыки и умения чувствовать краску, умение сопоставлять цвет и внутреннее настроение.
Передача настроения в творческой работе (в живописи) с помощью цвета. Отражение в произ-ведениях пластических искусств человеческих чувств.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).
Изображать радость или грусть.
8
Цветы.
1
Умение пользоваться красками на уроке, навыки смешивания красок, организации рабочего места. Навыки работы с ножницами, клеем.
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
9
Художники и зрители (обобщающий урок).
1
Умение определять художественное произведение, виды и жанры искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.
Первичные навыки восприятия, внима-ния, наблюдатель-ности, оценки соб-ственной художест-венной деятельности, а также деятельности одноклассников.
Знакомство с от-дельными произведе-ниями выдающихся русских и зарубеж-ных художников: Ван Гог, М. Врубель, В. Васнецов.
Практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Ведущие художест-венные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
10
Мир полон украшений.
1
Навыки работы с красками, ножницами, клеем.
Умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации.
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять тему.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
11
Красоту надо уметь замечать.
1
Умение всматриваться в красоту природы, наблюдать.
Формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру.
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
12
Узоры на крыльях.
1
Умение видеть красоту разнообраз-ных поверхностей. Навыки работы с красками.
Умение передавать форму и пропорции на листе.
Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких форм в узоре.
13
Украшения птиц.
1
Умение видеть красоту разнообразных поверхностей. Навыки работы с красками.
Первичные навыки работы в новой технике рисования.
Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.
Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.
14
Красивые рыбы.
1
Умение видеть красоту разнообразных поверхностей. Умение работать красками в
новой технике рисования.
Формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.
Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.
Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.
Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.
Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
15
Узоры, которые создали люди
1
Первичные навыки работы в новой технике рисования орнаментов - письмо красками.
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Получать первичные навыки декоративного изображения.
16
Мастер украшения помогает сделать праздник
1
Знание техники работы с бумагой, умение выполнять украшения из бумаги.
Овладение навыками бумагопластики.
Навыки работы с ножницами и клеем.
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
17
Как украшает себя человек.
1
Навыки работы с акварельными красками, представление о цветовой гамме.
Умение украшать одежду сказочных героев.
Развитие этических чувств.
Умение участвовать в диалоге.
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.)
18
Постройки в нашей жизни.
1
Первичные навыки работы с пастелью, мелками, тонированной бумагой. Знание и соблюдение гигиенических требований при работе с мелками, пастелью.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- учиться совместно с учи-телем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации.
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять тему.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью раз-вития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.
19
Дома бывают разными.
1
Умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм. Навыки работы с красками, ножницами, клеем.
Использование в индивидуальной деятельности различных худо-жественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель.
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»).
20
Домики, которые построила природа.
1
Приобретение первичных навыков работы с пластилином. Умение понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п, выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.
21
Дом снаружи и внутри
1
Умение работать с пастелью, мелками, тонированной бумагой. Знание и соблюдение гигиенических требований при работе с мелками, пастелью.
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.
22
Строим город
1
Приобретение навыков работы с красками, ножницами, клеем.
Умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Умение объединять различные формы. Знание и соблюдение гигиенических требований при работе с клеем. Знание приемов работы в технике бумагопластики.
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.
Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.
23
Все имеет свое строение
1
Приобретение первичных навыков работы с ножницами и клеем. Умение объединять различные формы. Знание и соблюдение гигиенических требований при работе с клеем.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять и конструировать из
простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
24
Строим вещи
1
Приобретение навыков работы с ножницами и клеем. Умение объединять различные формы. Знание и соблюдение гигиенических требо-ваний при работе с клеем. Овладение эле-ментарными умения-ми и навыками в та-ком виде художест-венной деятельности как конструирование.
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
25
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
1
Умение смотреть, наблюдать, сравнивать, находить различия, запоминать.
Приобретение первичных навыков работы с пастелью, мелками, тонированной бумагой. Знание и соблюдение гигиенических требований при работе с мелками, пастелью, красками.
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
26
Совместная работа трех братьев-мастеров
1
Умение смотреть, наблюдать, рассказывать и обсуждать. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации.
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять тему.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения;
- развитие воображения и аналитической возможности глаза.
Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.
Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
27
Праздник весны. Праздник птиц.
1
Приобретение первичных навыков видеть и изображать мир природы. Умение передавать форму и размер на листе. Знание и соблюдение гигиенических требований при работе с красками, клеем, ножницами.
Формирование потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.
Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.
Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.
Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.
Участвовать создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.
Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.
Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.
Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.
Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.
Познакомиться с отдельными произведениями русских художников: И.И. Шишкина, А.А. Пластова и др.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
28
Разноцветные жуки
1
29-30
Сказочная страна
2
Знакомство с иллюстрацией. Умение видеть и изображать мир сказок.
31
Урок любования. Умение видеть и наблюдать (экскурсия в природу).
1
Умение смотреть, наблюдать, находить отличия, запоминать.
32
Времена года. Создание коллективной композиции.
1
Приобретение навыков работы с доступными материалами ИЗО, получение представления о цветовой гамме. Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры.
33
Здравствуй, лето! (обобщение тем)
1
Навыки работы с материалами ИЗО, представление о цветовой гамме. Овладение практи-ческими умениями и навыками в воспри-ятии, анализе и оценке произведений искусства. Сформи-рованность потребности в художественном творчестве и в общении с искусством
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И.И. Шишкина, А.А. Пластова и др.