Рабочая программа по изобразительному искусству. 7 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей_______________

________________________

Руководитель ШМО

___________/____________

Протокол № _____

от «____»_________2015г.

Согласовано

Заместитель директора школы по учебной работе

________/______________

«____»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 9

__________

Приказ № ___

от «___»________2015 г.


Рабочая программа


По предмету __изобразительное искусство.__7 класс.______


Уровень образования __основное общее образование________________


Учитель ___Хамиранова Лилия Борисовна__________________________

Количество часов по программе ___35___________________________


Автор-составитель:

учитель ИЗО Хамиранова Л.Б.




Нефтекамск, 2015




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального компонента государственного стандарта (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014г.№1559, от 08.06.2015г. № 576); приказом Министерства Образования Республики Башкортостан «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год» от 29.04.2015 № 905; с учебным планом Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Нефтекамск РБ (приказ №385 от 28.08.2015), на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и ориентирована на работу по авторской программе Б.М.Неменского и др. «Изобразительное искусство в жизни человека» 7 класс (Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под. рук. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение,2010г.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ИЗО на данном уровне образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.

Основная цель предмета Изобразительное искусство - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы - в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи предмета Изобразительное искусство:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование художественно-творческой активности: творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры; творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству и реализации культуры Республики Башкортостан за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Задачи программы: конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 7 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения, контингента обучающихся и национальных, региональных и местных социокультурных факторов территории.

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Программа рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т.е. 35 часов в год, согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004, согласно учебного плана МОБУ СОШ №9 на 2015- 2016 учебный год. Из них 15 % времени использован для НРК.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода,

в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-комуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедейных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

Посредствам изучения учебного материала по изобразительному искусству у учащихся формируются следующие ключевые компетенции:

для продолжения образования: владеть простейшими навыками планирования, проектирования, исследовательской, творческой деятельностью, личной и предметной рефлексии;

необходимые для адаптации к жизни в обществе: владеть умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другой точки зрения, погашения конфликтов; владеть способами эмоционально-волевой регуляции и социального взаимодействия с семьей, друзьями, партнерами и коллективом, обществом; знать и применять, установленные нормы и правила поведения в социуме; осознавать собственную индивидуальность и свою ответственность за поступки;

формирующие культуру личности человека: освоить культуру внешнего вида, одежды, оформления жилища, рабочего места; воспринимать ценность живописи, искусства, народного творчества;

ответственное отношение к своему здоровью: знать и соблюдать нормы здорового образа жизни и личной гигиены; знать опасности вредных привычек.

Основная форма организации учебного процесса - классно урочная: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, видеоурок.

В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за семестр после прохождения тем семестров в форме выставки, теста или контрольных художественно-практических заданий.

4.Итоговый контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

1. Активность участия.

2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческих работ.

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Технологии, используемые в работе: технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); ИКТ, исследовательские и проектные методы обучения; обучение в сотрудничестве; технологии проблемного обучения; технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения; технологии диалогового взаимодействия (групповая работа, педагогические мастерские), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (6ч.)

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

3

Лепка фигуры человека

1

4

Набросок фигуры человека с натуры

1

5

Создание кратковременных зарисовок фигуры человека

1

6

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (9ч.)

7

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

8

Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры

1

9

Сюжет и содержание в картине

1

10-11

Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве

2

12-13

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

2

14-15

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре )

2

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (12ч)

16

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

17

Тематическая картина в русском искусстве Х1Х веке

1

18-19

Процесс работы над тематической картиной

2

20-21

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

22

Легенды и сказания башкирского народа

1

23-24

Монументальная скульптура и образ истории народа

2

25

Место и роль картины в искусстве ХХ века

1

26

Мои мечты. Сложная композиция со стилизацией пространства

1

27

Знакомые картины и художники

1

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8ч.)

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

29

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

30

Зрительные умения и их значение для современного человека

1

31-32

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

2

33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Викторина по теме «Художественные музеи России и мира».

1

35

Итоговый контроль

1

Всего

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (6 ч.)

Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства (1 ч).

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Задание: Вводное тестирование на тему «Виды и жанры искусства»

Зрительный ряд: Египет: фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи античных ваз и в скульптурах. Мирон. Дискобол; Поликлет.Дорифор.

Тема. Пропорции и строение фигуры человека. (1 ч)

Конструкция фигуры человека и основные пропорции (постоянные для фигуры человека) и их индивидуальная изменчивость.

Задание: зарисовка схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Материалы: карандаш, уголь, тушь, бумага.

Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисунки фигуры человека ; изображение человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров эпохи Возрождения.

Тема. Лепка фигуры человека (1 ч)

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве , в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения.

Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (балет, цирк, спорт)

Материалы: глина, пластилин. Каркас из проволоки.

Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О.Родена, В.Мухиной.

Тема. Набросок фигуры человека с натуры (1 ч)

Пропорции и основные особенности фигуры человека. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Роль одежды на фигуре человека, в изображении человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека- одноклассников

Материалы: бумага, карандаши, фломастер.

Зрительный ряд: учебные таблицы с изображением фигуры человека,

Тема. Создание кратковременных зарисовок фигуры человека (1ч)

Зарисовки. Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека- одноклассников в разных движениях.

Материалы: бумага, карандаши, фломастер, тушь, перо, черная акварель

Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском искусстве - презентация.

Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (1 ч)

Беседа. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека : первый- понимание красоты человека в античном искусстве; второй- духовная красота в искусстве. Беседа о восприятии произведений искусства.

Тестирование по теме «Как я знаю произведения искусства?».


ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (9 ч)

Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов(1 ч)

Картина мира и представления о ценности жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда, занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая, Японии, Индии.

Задание: изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства, Написать небольшой рассказ к своему рисунку.

Зрительный ряд:Сюжеты древнеегипетской вазописи. Японская гравюра и др.

Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры (1 ч)

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графики, скульптуре. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Беседа о восприятии произведений искусства.

Задание: выполнение зарисовок для будущей работы в любом из жанров.

Материалы: бумага, карандаш.

Зрительный ряд: Б.Брейгель. Сцены крестьянской жизни; А.Венецианов. На жатве; П.Федотов. Сватовство майора; В.Перов. Тройка;

Тема. Сюжет и содержание в картине (1 ч)

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием.

Задание: работа над композицией с простым и доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни. «Завтрак», «Прогулка по парку» и т.п.

Материалы: акварель, бумага, карандаш, кисти.

Зрительный ряд: репродукции с картин бытового жанра Ян Вермеер, З.Серебрякова, К.Моне и др.

Тема. Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве (2 ч)

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие бытия.

Задание: жизнь моей семьи; увидеть глазами художника, как дома проходит утро, вечер, воскресенье и будние дни. «Мама готовит ужин», « Поезда к бабушке», «Семейный вечер»

Материалы: бумага, карандаш, фломастер, перо или гуашь.

Зрительный ряд: произведения графики и живописи российских художников ХХ века с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села. Ю.Пименов, А.Дейнека и др.

Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) (2 ч) Художники передвижники. Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего города. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Задание:создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев. А.Рябушкин. В.Перов. Ап.Васнецов.

Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре ) (2 ч) ).

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник- это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения К.Сомова, А.Бенуа, Б.Кустодиева,..

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (12ч)

ТЕМА. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох (1 ч)

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры.

Зрительный ряд: монументальные фрески эпохи Возрождения художников Т.Мазаччо, Пьеро дела Франчески, С.Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д.Веласкеса, П-П.Рубенса, исторические произведения Э.Делакруа, Ф.Гойи, Ж-Л Давида.

ТЕМА. Тематическая картина в русском искусстве Х1Х веке (1 ч)

Беседа. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина- философское размышление. Правда жизни и правда искусства. Беседа о великих русских живописцах Х1Х столетия.

Зрительный ряд: А.Иванов «Явление Христа народу», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И.Репин «Бурлаки на Волге», И.Крамской «Христос в пустыне», К.Брюллов «Последний день Помпеи»

ТЕМА. Процесс работы над тематической картиной (2 ч)

Беседа о сложном мире исторического полотна и основных этапах его написания. Сюжет. Композиция.

Задание. 1 урок- выбор сюжета и композиции, 2 урок- колористическое построение пространства композиции.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Репродукции картин с историческим сюжетом.

ТЕМА. Библейские темы в изобразительном искусстве (2 ч)

Занятие 1.Особенный язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Задание: создание композиции на библейские темы; «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество».

Материалы: бумага, черная тушь, акварель, кисть, карандаш.

Зрительный ряд: иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы», А.Рублев Троица, Ф.Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде. Дионисий. Спас в силах; Леонардо да Винчи Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страшный суд.

ТЕМА. Легенды и сказания башкирского народа (1 ч)

Художники -сказочники В.Васнецов, И.Билибин.

Задание: Рисуем легенду.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: В. Васнецов «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства». Иллюстрации к легендам и сказаниям башкирского народа.

ТЕМА. Монументальная скульптура и образ истории народа (2ч.)

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Задание: 1 вариант- создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою; 2 вариант - создание рельефа на историческую тему

Материал: пластилин (глина), стеки, дощечка.

Зрительный ряд: Э-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); В.Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); С.Д.Тавасиев. Памятник Салавату Юлаеву (Уфа);Мемориалы, посвященные памяти героев ВОВ.

ТЕМА. Место и роль картины в искусстве ХХ века (1 ч)

Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство светлой мечты и печали (М.Шагал, П.Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Беседа и дискуссия о современном искусстве.

Зрительный ряд: (М.Шагал, П.Пикассо); Сальвадор Дали, В.Попков, Д.Жилинский, Б.Неменский, братья Смолины, братья СиА.Ткачевы., В.Иванов, Т.Назаренко.

ТЕМА. Мои мечты. Сложная композиция со стилизацией пространства (1 ч.)

Усвоение на практике композиционных правил, приемов и законов. Совмещение пространств в композиции и другие виды стилизации.

Материалы: акварель, гуашь, смешанная техника

Задание: композиция со стилизацией пространства.

ТЕМА. Знакомые картины и художники ( 1 ч)

(урок-викторина) для формирования интереса к предмету изобразительное искусство проводится викторина.

Материалы: Карточки-задания; кроссворды.

Задание: выполнение тестовых заданий по изобразительному искусству.

Выполнение кроссвордов.

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ( 8ч)

ТЕМА. Искусство иллюстрации. Слово и изображение (1 ч)

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ, Иллюстрация - как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый материал для иллюстрации (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и тд) выполнить эскизы, нарисовать иллюстрации.

Зрительный ряд: иллюстрации В.Фаворского, Д.Шмаринова, Н.Куприянова, «Кукрыниксов», Г. Доре, О.Домье.

ТЕМА. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве (1 ч) Конструктивное начало - организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве ХХ века. Сопереживание. Художественное познание.

Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, карандаш.

Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.

ТЕМА. Зрительные умения и их значение для современного человека (1 ч)

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета, уровень эмоциональной оценки, сопереживания, уровень ценностных представлений художника в мире в селом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: Произведения художников Х1Х-ХХ вв.

ТЕМА. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (2ч )

Историко- художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи, строй искусства определенной эпохи, страны. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль ХУП века, барокко и классицизм , модерн. Направление в искусстве Нового времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники.

Задание:анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

ТЕМА. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства( 1 ч) Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастания творческой свободы и оригинальной инициативы художника.

Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения, выбранные для беседы о художниках.

ТЕМА. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. (2 ч) . Викторина по теме «Художественные музеи России и мира». Музеи мира. Третьяковская галерея в Москве. Эрмитаж и Русский музей в Санкт- Петербурге. Музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина в Москве. Лувр в Париже. Картинная галерея старых мастеров в Дрездене. Прадо в Мадриде. Метрополитен в Нью-Йорке.

Главным содержание занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

Беседа. Обобщение материала учебного года.

Зрительный ряд: альбомы, подборка слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

ТЕМА. Итоговый контроль (1ч.). Художественно-творческое задание: образ литературного героя . Художественные материалы по выбору.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;

- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.

Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно - методическая литература:

Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс.- М.:ВАКО

Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.:Кн. Для учителя /Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др.- М.:Просвещение

Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе под. Ред. Б.М.Неменского/авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград.

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях ведения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», под руководством Б.М. НЕменского (М.: Просвещение, 2007)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Дополнительная литература для учителя

Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989

Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983

Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. «Вариации прекрасного». М.:Айрис Пресс, 2004.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников /авторы-составители С.А.Казначеева, С.А.Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009

Изобразительное искусство., 5-7 классы:терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины/аит.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011

Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся/авт.-сост. М.В.Сластникова, Н,В.Усова, Е.И.Верентинова. - Волгоград: Учитель, 2012.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985

Кузин, В. С. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004

Павлова О.В. Обучение основам изобразитиельной грамоты. Волгоград 2009г.

Платонова, Н. И., Синюков, В. Д. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998;

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008

Соколова О.Ю. Секреты композиции:для начинающих художников. -М., Астрель: АСТ, 2005

Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

Методический фонд

Репродукции картин художников.

Серии фотографий и иллюстраций природы.

Фотографии и иллюстрации животных.

Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Технические средства обучения.

- ноутбук учителя HP ProBook 4545 s

- проектор

- маркерная доска

Электронные ресурсы

Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков

.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

.draw.demiart.ru - Уроки рисования

Сайты музеев:

getty.edu/art/exhibitions/devices

hermitage.ru

rusmuseum.ru

artsedge.kennedy-center.org

som.ru/Resources/Moreva/st

art.edu-studio.narod.ru


© 2010-2022