Доклад Культурные традиции моего народа. Деревянное зодчество

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культурные традиции моего народа. Деревянное зодчество

Сохранение культурного наследия Сибири является серьезной проблемой, актуальной и для произведений архитектурного творчества. Неотвратимый ход времени, стихия, преобразования в общественной жизни - все грозит гибелью замечательным, но недолговечным произведениям деревянного зодчества. Множество прекрасных образцов церковной архитектуры безвозвратно утрачены, они уже никогда не будут возвращены в культурную среду мира современных людей. Вместе с потерей каждого здания уходят в небытие уникальные традиции, мироощущение эпохи, помыслы и стремления людей прошлого. Сейчас существует лишь слабая возможность восстановить облик, деревень Сибири XVII-XIX в.в., тем самым попробовав хоть немного понять прошлое, а через него и настоящее, попытаться вернуть связь времен. Еще в XIX в. деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. Теперь этот огромный пласт строительной и художественной культуры находится на грани полного исчезновения.

Цель моего исследования: изучение и сохранение традиций русского деревянного зодчества.

Предмет исследования: деревянное зодчество как основа - национальной русской культуры.

Объект исследования: традиции русского деревянного зодчества.

Задачи и методы моего исследования: изучение литературы о традиции русского деревянного зодчества; выполнение проекта постройки дома.

Анализ литературы показал, что развивающийся ныне интерес к национальным корням, к наследию деревянного зодчества проявляется в различных регионах России. Это связано с возрождением многих сторон отечественной культуры и находит свое отражение, в том числе и в архитектуре современного индивидуального жилища…

Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей.

Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства

До наших дней дошли в основном памятники и образцы традиционного жилья или документальные материалы по этим постройкам, относящиеся к концу XIX века

Деревянные дома собирали из "клетей" (срубов) безгвоздевым способом с большим разнообразием плотницких приемов.

Строительные приемы совершенствовались. На Руси известно более 50 типов срубов.

Среди большого разнообразия приемов наибольшее распространение получили врубки "в лапу", "в чашу", "в ус" и "ласточкин хвост", которые с успехом используются до настоящего времени. Для вырубки чашек применяли топор, который был основным плотницким инструментом. Нужно отметить, что наши предки действовали топором виртуозно.

При помощи этого универсального инструмента выполняли практически все работы: от рубки леса до резных элементов, украшающих фасады. Секрет такой популярности топора прост. Дело в том, что еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными.

Дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно в Сибири…

Хороший дом - это добротное строение, служащее защитой от непогоды и зимней стужи, проживание в котором приносит радость, продуманное в архитектурном плане сооружение, украшающее своим внешним видом прилегающую территорию.

Говорилось обычно, что русский плотник стремился не просто построить сооружение, чтобы тепло и удобно было жить, но построить на удивление и загляденье…

Методы, приемы и способы, применяемые в прошлые столетия плотниками в деле создания дома важны для всей технологической цепочки: заготовки и обработки древесины, выбора и организации места для строительства, создания архитектурного объема и организации пространства как внутри, так и снаружи, приемов рубки, использования инструмента.

Наш проект разработан по всем традициям русского зодчества.

  1. Заготовка и обработка древесины

  2. Для возведения нашего строения, мы выбрали школьный двор, т.к. подходит место по рельефу, и в дальнейшем мы хотим использовать в качестве музея.

  3. Создания архитектурного объема и организации пространства как внутри, так и снаружи - это моя следующая исследовательская работа.

  4. Прием рубки нашего сруба «в лапу»

  5. Использования инструмента: топор и иго разновидности, различные стамески, рубанки, пила.

  6. Возведения крыши: самцовая двускатная.

Одной из древнейших методик возведения крыши являлась самцовая двускатная конструкция, суть которой заключалась в том, что бревна фронтонов укорачивались по мере приближения к коньку. Завершалась такая крыша треугольником, вырубленным из бревна.

Архитектура самцовой крыши не ограничивалась треугольной формой. Меняя длину самцов, получали крышу в виде башни, которая получила название "бочки".

Дереву на Руси издревле был почёт. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: "Свято дерево, помоги". Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. Это вполне доказано наукой, а предки наши чистым своим сердцем чувствовали и потому деревянные постройки с не замазанными и незабитыми естественными стенами так любили: от них добрый дух исходил.

Я думаю, что мое исследование способствует популяризации народного зодчества, и включение его в современную жизнь, и в какой-то мере сохранению, пусть даже в искусственной среде и в виде сооружений, подчас приближающимся к макетам в натуральную величину. Формирование музеев является толчком к массовому изучению памятников, сбору разнообразных сведений, с ними связанных. Так или иначе, но музеи под открытым небом все более являются чуть ли не единственным источником знания новых поколений о народном зодчестве и строительной культуре прошлого.

© 2010-2022