Доклад из опыта работы по теме Использование ИКГ технологий на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Барановская средняя общеобразовательная школа







Научно - практическая конференция «Научный поиск в образовании: традиции и инновации»

Доклад из опыта работы на тему:

"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства»




Выполнила Смольникова

Ирина Владимировна,

учитель технологии и ИЗО

высшей квалификационной категории


2014год

Содержание.

Введение 1


  1. Основная часть.

1.1. Роль ИКТ в учебно-вспитательном процесс;

Общедидактические принципы построения уроков с

использованием ИКТ;

Психолого-педагогическое обоснование использования

ИКТ на уроках изобразительного искусства. 2-6

1.2. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства

1. Урок с мультимедийной поддержкой. 8

2. Использование электронных образовательных ресурсов. 10

3. Создание и представление учащимися творческих проектов. 11

4. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет. 12

Заключение 12-15

Список литературы 16

Приложение:

  1. Использование ИКТ, 5 класс. 17

  2. Конспект урока с использованием ИКТ. 18-23

  3. Образовательные ресурсы сети Интернет. 24-25






ВВЕДЕНИЕ.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации - достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому.

Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Уроки изобразительного искусства - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Тема моего самообразования «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках ИЗО».

Цель:

Изучить и систематизировать материал по ИКТ, их применению в образовательном процессе.

Задачи деятельности, как учителя-предметника состоят в том, чтобы:

  • изучить педагогическую литературу и передовой педагогический опыт;

  • проанализировать возможности применения ИКТ на уроках ИЗО;

  • обеспечить применение ИКТ на уроках с целью организации познавательной активности учащихся;


1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


Цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Рассмотрев некоторые положения стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

  • умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

  • умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

  • умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Видим, что выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство». Концепция содержания данной области базируется на:

  • воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;

  • развитии способности к художественному творчеству;

  • формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

  • развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Разработка системы уроков по ИЗО с приложениями (компьютерными презентациями).

  • Разработка и применение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.

  • Использование ЦОР, ЭОР, Интернет - ресурсов при подготовке и проведению уроков.

  • Создание электронной базы предмета ИЗО.

1.1. РОЛЬ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока.

По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.

Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:

  • общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование педагогического процесса. Здесь учитель подбирает или выстраивает дидактические модули и блоки с учетом методических, логических, психологических и других соображений;

  • тактического тематического планирования;

  • планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.)

  • управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;

  • личностного взаимодействия с учащимися (обобщение, консультации, воспитательные воздействия).

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.

Использование компьютерных программных средств.

Компьютерное рисование в программных средствах Corel Draw, Pain-brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства.

Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:

  • наглядность

  • активизация методов обучения

  • разнообразие форм обучения на уроке

Мотивация учителя:

  • снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля)

  • способность быть «современным учителем».

На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.

С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства

При построения уроков с использованием ИКТ, необходимо придерживаться общедидактических принципов:

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.

  • принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.

  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.

  • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.

  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный.

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

Также необходимо учитывать психолого-педагогические особенности.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

  • продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально:

  • продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

  • оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;

  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства.

Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение материала по архитектурным памятникам может сопровождаться показом фильма.

Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

  • информация на экране должна быть структурирована;

  • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

  • темп работы должен варьироваться;

  • периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

  • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В презентациях целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. Вместе с тем, в большинстве существующих электронных ресурсов, размещенных в глобальных телекоммуникационных средах, доминирует именно обратный контраст.

Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, - перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.

Значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный). Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый - в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий - при малой яркости.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора - машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.

Учителю полезно знать о методических достоинствах компьютерного обучения:

  • способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;

  • компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения;

  • компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения.

1.2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ НА УРОКАХ ИЗО

Самый лучший твой урок - это тот, который ты разработал и провел сам. Поэтому я не стремлюсь только к тому, чтобы демонстрировать на уроках чужие презентации и ролики. Совершенствуюсь и делаю их сама. Для этого

- продолжаю совершенствовать умения работы с программами Paint, Adobe Photoshop, 3D max, Power Point, Movie Maker, Photo Story 3 для Windows, и др.

Итогом моей работы по самообразованию являются следующие результаты:

  • Компьютер стал для меня универсальным и емким хранилищем материалов, наглядности, текста, необходимого для работы. Систематизирую материал по темам, классам, направлениям работы (Собрана коллекция презентаций по урокам). (Приложение № 1)

  • Получила свидетельство об уровне квалификации по профессии Оператор ЗВМ.

  • Прошла обучение в АНО ДПО «Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий» .

  • Именно в электронном виде удобно работать с поурочным планированием

  • Продолжаю совместную с учащимися работу по созданию виртуального фотоальбома из лучших работ учащихся. «Художники Барановской СОШ» по годам выпусков.

  • Продолжаю разрабатывать комплекты электронных уроков, объединенных предметной тематикой и методикой преподавания. (Приложение №2)

  • Продолжаю собирать базу данных ЭОР, ЦОР по предметам. (Приложение №3)

  • Привлекаю учащихся к созданию презентаций, подготовке докладов, проектов, фотоальбома.

  • Используя сеть Интернет, занимаюсь самообразованием, являюсь членом группы «Мир искусства, творчества и красоты» subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi ;

«Интергуру» -сетевое сообщество учителей intergu.ru/.

  • Создан свой сайт «Я учитель» ya-uchitel.ucoz.ru/index/0-2

  1. Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать

последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

При проектировании будущего мультимедийного урока задумываюсь над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;

  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

  • для обобщения, систематизации знаний?

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Работая в этом направлении:

  • Систематизирую материал по темам, классам, направлениям работы Собрана коллекция мультимедицных презентаций по урокам коллег и собственных. (Приложение № 1)

  • Продолжаю совместную с учащимися работу по созданию виртуального фотоальбома из лучших работ учащихся. «Художники Барановской СОШ» по годам выпусков.

  • Продолжаю разрабатывать комплекты электронных уроков, объединенных предметной тематикой и методикой преподавания. (Приложение №2)

  • Привлекаю учащихся к созданию презентаций, подготовке докладов, проектов, фотоальбома.

Но используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству

того или иного художника, учащихся Барановской школы, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

  • можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;

  • позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;

  • позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:

  • на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;

  • при изучении таких тем по изобразительному искусству как "Живопись", "Музеи России", "Искусство Гжели", «Стили дизайна и их отражение в интерьере» и др.

Так, например, презентацию о творчестве В.М.Васнецова я использую для фронтальной работы с классом. Эту презентацию можно использовать при изучении разных тем (например, по программе Б.М. Неменского в 7-ом классе - "Исторический и мифологический жанры в искусстве», в 4 классе «Образ богатыря», «Великие художники в истории искусства и их произведения» и др.), адаптируя её для того или иного класса.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме применяю промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний. Работа над созданием мультимедийных КИМов продолжается, использую как при итоговой аттестации так и при закреплении изученного материала, это «Проверка знаний по теме «Древние образы в народных игрушках»; «Итоговый тест в класс»; «Закрепление по теме «Карнавал» и др.


  1. Использование электронных образовательных ресурсов.

После поступления в школу компьютеров я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью "управления" процессами, схемами, подвижными графиками - дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, играми, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

В своей работе я использую лицензионные электронные игры:

  • «Sims 2 seasons» (применяю при прохождении тем касающихся одежды, внешности человека, интерьера, архитектуры, убранства дома…)

  • «Парад зверушек клуба Шелли» (использую при изучении тем касающихся изображению животных, цирка…)

  • «Во дворце у золушки» (использую при прохождении тем интерьера, дизайна, одежды…)

А так же собираю коллекцию видеороликов, социальных реклам, мини мультфильмов и сами пробуем себя в этом направлении. Создан видеоролик «Добро побеждает зло".


  1. Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

В 7- 9 классах в качестве зачетной работы я предлагаю учащимся создание презентации по искусству. В нашей копилке имеются такие работы как, « Московский Кремль», «Эпоха Возраждения», «Русские художницы XIX века», «Творчество И.И.Шишкина», «Пейзаж в литературе и музыке», «Портрет» и др.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

  1. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет

При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой. Так при изучении темы «Гербы», «Эмблемы» в 5 классе из кабинета ТСО мы выходим в сеть, находим сайт «Экскурс в геральдику» (основы, история, правила) excurs.ru/ (на страницах интернет-проекта приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах), знакомимся с предложенной информацией, затем следует творческая работа учащихся по созданию герба семьи, класса.

Мы посещаем виртуальные музеи мира. Для этого используем следующие сайты ph4.ru/tur_virtual-museum.ph4, tretyakovgallery.ru/

Продолжаю собирать базу данных ЭОР, ЦОР (Приложение№3)

по направлениям: Образовательные ресурсы сети Интернет; Обучающие сайты по рисованию; Активные ссылки на порталы и сервисы для учителей ИЗО; Электронные учебники и сайты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Преимущества использования ИКТ:

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;

  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и

  • других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);

  • этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;

  • освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

К результативности своей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

  • повышение уровня использования наглядности на уроке,

  • повышение производительности урока.

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

  • преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УД учащихся.

Учебно-информационные умения и навыки учащихся:

выразительно читать художественные тексты, бегло - научно-публицистические;

составлять сложный план, составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

составлять тезисы, составлять аннотацию, осуществлять пометки, выписки, цитирование, составлять рецензию;

работать со словарём, энциклопедией, осуществлять библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

Учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся:

составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

составлять тезисы, составлять конспект;

осуществлять цитирование, составлять рецензию; догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту, выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

создавать устные и письменные тексты различных типов; владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к изобразительному искусству.

ВЫВОД

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор детей;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышается производительность труда учителя и учащихся на -

уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.





























ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - pedsovet.org

3.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». - it-n.ru

4. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.

Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - «12. - С.49 - 51.

5.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. - it-n.ru

6.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. - festival.1september.ru

7.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

2000. - 224 с.

8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

9. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. - 2006. - №2. - С.157 - 159.

10.Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

11.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 - 46с.

12.Чернов А.И. Концепция и методика. lesson-history.narod.ru

13.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

14.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. - Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 447.




ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Использование ИКТ, 5 класс



Название раздела, темы

ИКТ сопровождение


Раздел 1.«Древние корни народного искусства»


1

Древние образы в народном искус­стве

Папка 5 класс, Презентация «Древние образы в народном искусстве»

2

Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения

Папка 5 класс

draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

3

Декор русской избы

Папка 5 класс

4

Внутренний мир русской избы

Папка 5 класс

5

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда

Папка 5 класс

6

Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

Папка 5 класс

7-8

Народный празд­ничный костюм

Папка 5 класс

pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

9

Народные праздничные обряды, праздники

Папка 5 класс


Глава 2. «Связь времен в народном искусстве»

Папка 5 класс

10-11

Древние образы в современных на­родных игрушках

Папка 5 класс

cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

12-13

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

Папка 5 класс, Презентация «Гжель»

14-15

Искусство Городца. Истоки и со­временное разви­тие промысла

Папка 5 класс, Презентация «Городец»

16

Искусство Жостова. Истоки и современное раз­витие промысла.

Папка 5 класс, Презентация «Жостово»

17

Роль народных промыслов в со­временной жизни

Папка 5 класс

izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;

18

Связь времён в народном искусстве

Папка 5 класс


Глава 3. «Связь времен в народном искусстве»


19

Зачем людям украшения

Папка 5 класс

20

Декор и положе­ние человека в обществе

Папка 5 класс

21-22

Одежда говорит о человеке

Папка 5 класс

23-24

О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

Папка 5 класс

25

Символы и эмб­лемы в совре­менном общест­ве.

Папка 5 класс

26

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

Папка 5 класс


Глава 4. «Декоративное искусство в современном мире»


27

Современное выставочное ис­кусство

Папка 5 класс

28

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

29-31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

32-33

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства


34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Папка 5 класс (КИМы)


ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Образовательные ресурсы сети Интернет.

Обучающие сайты по рисованию:

risunok.love2learn.ru/

arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителей ИЗО:

uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;

mifolog.ru/ - Мифологическая энциклопедия;

smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи;

pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

vvvasilyev.ru/ - Лекции по истории искусства;

world-art.ru/painting/ - База данных по живописи;

louvre.historic.ru/collect/ - Виртуальное путешествие по Лувру;

geraldika.ru/ - Вся геральдика;

hi-braa.spb.ru/ - Культура Востока;

hist-usadba.narod.ru/ - Исторические усадьбы России;

crsbi.ac.uk/index.html - Романская скульптура Британии;

lavra.spb.ru/ - Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра;

abcgallery.com/G/giotto/giotto.html - Джотто;

abcgallery.com/K/korovin/korovin.html - Константин Коровин;

abcgallery.com/C/caravaggio/caravaggio.html - Караваджо;

abcgallery.com/K/kuinji/kuinji.html - Архип Куинджи;

abcgallery.com/V/vasnetsov/vasnetsov.html - Виктор Васнецов;

abcgallery.com/S/serov/serov.html - Валентин Серов

abcgallery.com/R/repin/repin.html - Илья Репин;

abcgallery.com/P/polenov/polenov.html - Василий Поленов;

abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html - Иван Крамской;

abcgallery.com/F/fedotov/fedotov.html - Павел Федотов;

abcgallery.com/V/vrubel/vrubel.html - Михаил Врубель;

abcgallery.com/P/petrov-vodkin/petrov-vodkin.html - Кузьма Петров-Водкин;

abcgallery.com/N/nesterov/nesterov.html - Михаил Нестеров;

abcgallery.com/V/vereshchagin/vereshchagin.html - Василий Верещагин;

abcgallery.com/V/venetsianov/venetsianov.html - Алексей Венецианов;

abcgallery.com/V/vasilyev/vasilyev.html - Федор Васильев;

abcgallery.com/T/tropinin/tropinin.html - Василий Тропинин;

abcgallery.com/S/surikov/surikov.html - Василий Суриков;

abcgallery.com/K/kiprensky/kiprensky.html - Кипренский;

abcgallery.com/G/gay/gay.html - Николай Ге;

abcgallery.com/D/delacroix/delacroix.html - Эжен Делакруа;

abcgallery.com/S/shishkin/shishkin.html - Иван Шишкин;

abcgallery.com/M/monet/monetbio.html - Клод Моне;

abcgallery.com/V/vangogh/vangogh.html - Винсент ванГог;

abcgallery.com/S/savrasov/savrasov.html - Алексей Саврасов;

abcgallery.com/P/perov/perov.html - Василий Перов;

abcgallery.com/I/ivanov/ivanov.html - Александр Иванов;

abcgallery.com/A/aivazovsky/aivazovsky.html - Иван Айвазовский;

abcgallery.com/L/levitan/levitan.html - Исаак Левитан;

abcgallery.com/B/briullov/briullov.html - Карл Брюллов;

abcgallery.com/M/manet/manet.html - Эдуард Мане;

abcgallery.com/C/cezanne/cezanne.html - Поль Сезанн;

abcgallery.com/G/goya/goya.html - Франциско де Гойя;

abcgallery.com/V/velazquez/velazquez.html - Диего Веласкес;

abcgallery.com/B/botticelli/botticelli.html - СандроБотичелли;

abcgallery.com/R/rubens/rubens.html- Рубенс;

abcgallery.com/R/renoir/renoir.html - Пьер Огюст Ренуар;

abcgallery.com/R/rembrandt/rembrandt.html - Рембранд;

abcgallery.com/R/raphael/raphael.html - Рафаэль;

abcgallery.com/G/gauguin/gauguin.html - Поль Гоген;

abcgallery.com/T/titian/titian.html -Тициан;

abcgallery.com/L/leonardo/leonardo.html - Леонадро да Винчи;

abcgallery.com/M/michelangelo/michelangelo.html - Микеланджело;

abcgallery.com/P/picasso/picasso.html - Пабло Пикассо.

Электронные учебники и сайты:

artschool.forum.ru/list.htm - Изостудия;

panphoto.spb.ru/index_r.htm - Панорамный Петербург;

liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

art-rus.narod.ru/main.html - Страницы русской истории;

abcgallery.com/index.html - Музей живописи онлайн;

palekh.narod.ru/ - Виртуальный музей Палеха;

religionart.narod.ru/ - Религиозные сюжеты в русской живописи;

sobory.ru/ - Православная архитектура;

temples.ru/ - Храмы России;

tretyakovgallery.ru/ - Государственная Третьяковская Галерея;

museum.ru/gmii/ - Государственный музей имени Пушкина;

kreml.ru/ - Московский Кремль;

rusart.nm.ru/index.html - Передвижники;

sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись;

artbatik.ru - Батик;

rbtl.ru/konkurs/kirsanova/SDM/master/color.htm - Колористика ткани;

izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;



22


© 2010-2022