По изобразительному искусству

Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. применение оценочного инструментария позволяет:  организовать самостоятельную деятельность школьников по самооценке и взаимооценке знаний и умений на каждом из этапов их освоения; ·         побуждать учеников к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи, доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценочный инструментарий

по изобразительному искусству

Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.

В узком же смысле слова, оценочный инструментарий - это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры.

Способы оценки деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства.

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

  1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;

  2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;

  3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);

  4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;

  5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;

  6. степень усвоения знаний, умений, навыков;

  7. выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

  8. участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства и оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.

Специфика предметов художественного цикла предполагает свои формы учебной деятельности. Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность.

I. Творческая деятельность.

Создание творческих композиций.

1. представление и защита творческой работы. Начиная с первых уроков в 1 классе, практикую представление и защиту творческой работы. Дети не только высказывают своё мнение о работе, но и выслушивают мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

По организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление.

По форме обсуждения:

  • «Что нравится в рисунке».
    У кого получилось лучше то или иное изображение.

  • «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

2. Развёрнутый анализ. Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Например, в 2 классе ученики выполняют творческую композицию «Иллюстрация к сказке». Знакомлю их с критериями оценивания и практикую защиту и обсуждение работ.

Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции «Иллюстрация к сказке».


Критерии

Показатели

Самооценка

Оценка

1.

Грамотность

Композиционная организация изображения в листе (размер, расположение)

Построение формы, передача пропорций

Умение использовать цвет при создании композиции

2.

Выразительность

Умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел

Оригинальность композиции

Всего:

Оценка:

Заполнение матрицы. Работа оценивается в трёхбалльной системе:

  • 3 балла - качество ярко выражено;

  • 2 балла - качество выражено удовлетворительно;

  • 1 балл - качество слабо выражено;

  • 0 баллов - качество не выражено.

Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Количество баллов

Оценка

0-5

неудовлетворительно

6-9

удовлетворительно

10-12

хорошо

13-15

отлично

При выполнении итоговых творческих композиций объявляю конкурс на лучший рисунок. Разработанная матрица помогает определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто, субъективизм сводится к минимуму. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки.

3. Разновидностью предыдущей формы является лист самоконтроля.

В 7-м классе в теме « Фигура человека» перед началом практической работы дети знакомятся с критериями оценки. Поэтому они не только оценивают степень усвоения знаний, умений, навыков, но и сами контролируют процесс выполнения работы.

Лист самоконтроля. Оценка качества работы по теме « Фигура человека». Ученика VII класса ___________________

Критерии

+ -

I. Выразительность пропорций

Голова откладывается 6-7 раз в высоту фигуры

Ноги - половина фигуры человека

Ширина плеч - 1.5-2 высоты головы

Линия талии - 1.5 головы

Руки доходят до середины бедра

Ступня равняется высоте головы

Кисть руки - высоте лица

II. Выразительность движения

III. Соответствие теме (балет, цирк, спорт)

Оценка:

4. Отзыв о творческой композиции - одна из форм учебной деятельности, способствующие формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства.

В 7-м классе во II четверти в теме «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве» предлагаю написать отзыв о своей композиции.

Примерный план отзыва о композиции «Поэзия повседневности»:

  1. Название, тема.

  2. Сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме.

  3. Почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание)

  4. Какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет)

5. Анализ творческой композиции в VII классе осуществляется по более подробному плану.

В VIII классе в теме «Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне «Текст и изображение как элементы композиции» выполняют макет плаката, поздравительной открытки. По завершению работы анализируют композицию, используя матрицу:

Матрица анализа полиграфической композиции

Показатели

Самооценка

Оценка

Есть ли единство текста и изображения

  • достигнуто единство стиля;

  • достигнуто единство смысловой логики;

  • достигнуто масштабное и цветовое единство.

Каков способ сочетания текста и изображения

  • рисунку и надписи отводятся самостоятельные, чётко разделённые части плоскости;

  • рисунок и надпись представляют собой единое целое;

  • подчёркнутый контраст плоского шрифта с объёмным или пространственным изображением.

Качество выражено ярко - 2 балла; качество выражено слабо - 1 балл; качество не выражено - 0 баллов.

В теме «Многообразие форм полиграфического дизайна» выполняют макет визитки, при анализе используют матрицу:

Матрица анализа абстрактной композиции

Показатели

Самооценка

Оценка

В композиции достигнут баланс форм (или не достигнут)

Композиция построена на симметрии (асимметрии)

Композиционный центр выделен (не выделен) размером, цветом, светом, расположением, контрастом…

В композиции использован (не использован) ритм пятен, линий, точек

Композиция построена на нюансе (цвета, света, размера, формы)

Композиция построена на контрасте или нюансе (цвета, света, размера, формы)

Композиция основана на движении (на покое)

В композиции достигнуто (не достигнуто) единство

Таким образом, применение оценочного инструментария при создании и оценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно:

  • умение внимательно выслушивать объяснения учителя;

  • четкое осознание цели своей работы;

  • контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели;

  • самостоятельная проверять полученный результат;

  • осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, выявление рациональных способов решений, ошибок в работе, коррекцию своих действий;

  • объективно оценивать правильность и качество завершенной работы;

  • контролировать скорость и последовательность этапов работы;

  • давать самооценку уровня овладения учебными умениями;

  • контролировать концентрацию внимания на задании (быстрота, последовательность).

II. Организация контроля и самоконтроля степени усвоения знаний

Накануне самостоятельной работы часто использую такую форму подготовки как лист самопроверки, позволяющий ученикам выявить уровень своей подготовки по теме (разделу) и самому сделать вывод о готовности к контрольной работе;

Самопроверку организую, применяя оценочный инструментарий как на бумажных, так и на электронных носителях. Последние имеют явные преимущества из-за наглядности и оперативности.

На уроках применяю и тестирование.

- Пример тестирования:

Фамилия участника ___________________________________________________

Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.

п/п

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Художник И.Айвазовский рисовал:

А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты

Г) море

2.

Композиция рисунка - это:

А) проведение тонких линий

Б) карандашный набросок

В) размещение предметов на листе бумаги

3.

Натюрморт это:

А) изображение животных

Б) изображение предметов

В) изображение человека

Г) изображение природы

4.

Художник, изображающий животных:

А) по золотисто-охристому фону

Б) пейзажист

В) анималист

Г) маринист

5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика

При подведении итогов выявляются две позиции:

  1. неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов

  2. точность ответа оценивается в 1 балл

Общий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов

Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов

I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).

- Пример кроссворда:


1


2


3


4




5



6



7



8



9



По горизонтали: 1- Картина, составленная из кусочков цветного стекла. (Витраж.)

2 Живопись по сырой штукатурке. (Фреска.)

3 Монументальная живопись. (Мозаика.)

4 Наименование каменной летописи. (Архитектура.)

5 Классификация графики. (Станковая.)

6 Карикатура, набросок. (Рисунок.)

7 Жанр, в котором главный герой - фрукты. (Натюрморт.)

8 Эстамп, напечатанный с форм, на которых изображение вырезано. (Гравюра.)

9 Обрамлённая часть стены или потолка. (Панно.)

По вертикали: получается слово, объединяющее все виды изображения.


- Тест-задание

  1. Сгруппируй понятия: архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, ДПИ, анимализм, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика.

Виды ИЗО:

Жанры ИЗО:

  1. Какие из известных художников: В.Фаворский, В.Васнецов, В.Суриков, И.Репин, И.Билибин, И.Шишкин, - были

графиками___________________________

живописцами ________________________

  1. Назови виды искусства, которые можно объединить понятиями:

искусство слова -

искусства звука -

искусства изображения -

зрелищно-игровое искусство -

  1. Продолжи и закончи названия:

оренбургский -

вологодское -

дымковская -

жостовский -

«Боярыня

«Грачи -

«Утро -

- Вопросы и задания: (для 5-7 классов)

«Жанры в изобразительном искусстве»


  1. Какие картины можно отнести к следующим жанрам:

  • Анималистический ___________________________________________________

  • Портрет ____________________________________________________________

  • Натюрморт _________________________________________________________

  • Сюжетно-тематическая картина________________________________________

К этому вопросу необходимо подобрать иллюстрации.

  1. Соотнеси названия картин с их изображением:

- Васнецов «Алёнушка»_____________________________________________________

- Репин «Портрет Н.И. Репиной»______________________________________________

- Перов «Птицелов»________________________________________________________

- Левитан «Уомута»________________________________________________________

К этому вопросу необходимо подобрать иллюстрации.

3. Ответь на вопросы:

- какие разновидности портрета ты можешь назвать?____________________________

- какие ты знаешь разновидности пейзажного жанра?___________________________

- каких русских художников-пейзажистов ты знаешь?____________________________

- какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?__________

__________________________________________________________________________

- каких мастеров портрета ты можешь назвать?_________________________________

4.Реши кроссворд.

Если ты правильно разгадаешь кроссворд по горизонтали, то по вертикали получишь универсальное слово, объединяющее все отгаданные тобой. (Жанр).


1













  1. Жанр, в котором главный герой - природа. (Пейзаж.)

  2. Самый древний жанр. (Анималистический.)

  3. Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Алёнушка». (Васнецов)

  4. Художник, изображающий море. (Маринист.)

Итак, применение оценочного инструментария позволяет

  • организовать самостоятельную деятельность школьников по самооценке и взаимооценке знаний и умений на каждом из этапов их освоения;

  • побуждать учеников к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи, доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга.

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения // Библиотека журнала «Директор школы». - М., 2004. - №5.

  2. Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков // Практика административной работы в школе. - М., 2004 - № 5.

  3. Калдыбаев С.К., Бекежанов М.М. Содержание и структура результата обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2008. -№2.

  4. Медведенко Н.В., Рубцова С.Ю. Оценка и её взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2008. -№2.

  5. Новиков А.М. Формы учебной деятельности //Школьные технологии. - М., 2007. -№4.

  6. Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследователей Pisa) // Библиотека журнала «Директор школы». - М., 2007. - №4.

  7. Черноусова Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности // Завуч. - М., 2003 - №8.



© 2010-2022