Рабочая программа кружок УЗНАЕМ САМИ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Таловка Калининского района Саратовской области»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР «МБОУ СОШ с Таловка»

_______________/Бобкова С.В../

«__»________________2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ с.Таловка

________________/Кулешова Л.А./


Приказ № ___ от «__»_______________2015г.


Рабочая программа внеурочной деятельности


Тупиковой О.А


Кружок «Узнаем сами»

Направление: Проектная деятельность


2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на работу с учащимися 7 класса.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1. непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

2. развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3. системность организации учебно-воспитательного процесса;

4. раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы - формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований.

Задачи программы:

1. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитывать целеустремленность и настойчивость;

- формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- учить самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- учить самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Учить решать творческие задачи.

В ходе решения творческих задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

1. рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2. целеустремленность и умение планировать (ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности);

3. умение моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

4. инициативность при поиске способа (способов) решения задачи;

5. коммуникативность (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного кружка. Кружок «Узнаем сами» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке в зависимости от выбора темы проекта. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 1 год.

Программа предусматривает достижение следующих результатов: приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по различным направлениям, выставки, конференции и пр.

Школьный учитель обычно является носителем «застывшего» знания, собрания фактов, переданного образованию наукой. Он не всегда умеет научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое знание и осваивают технику этой работы. В проектной работе целью обучения становится прежде всего развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, обучающиеся учатся проводить исследования, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий кружка «Узнаем сами», 1 час в неделю, 35 часов в год (теория - 18 часов, практика - 17 часов).

Руководитель: Тупикова О.А.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

Номер занятия

Тема занятия

Колич часов

Содержание занятия

Дата проведен

1.

Вводное занятие.

1

История возникновения и развития проектной методики, ее сущность, цели данного кружка.

04000

2.

Учимся проектировать.

1

Обучение методу ассоциаций и методу аналогий как одних из необходимых навыков проектирования.

3.

Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы.

1

Формирование положительной мотивации обучения. Обучение навыкам проблематизации на примере проектов «Сотовый телефон - нужен ли он нам, и если нужен, то какой?», «Легко ли быть молодым?», «Автомобиль в жизни человека».

9

4.

Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели.

1

Способствование развитию воли. Обучение школьников выдвигать конкретные цели. Построение своей «Лестницы успеха».

5-6.

Мой интеллект. Учимся планировать.

2

Развитие умения планировать свою деятельность. Развитие творческого мышления, воображения. Определение типа интеллекта обучающихся. Формирование умения составлять план, распределять свои дела.

7-8.

Мои способности и проект. Учимся применять способности.

2

Формирование умения на практике применять свои способности. Анкетирование «Мои способности», анкетирование «Способности и проект»

Продолжение работы над проектами.

9.

Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать.

1

Развивать умения адекватной самооце-нки. Формировать коммуникативные навыки. Развивать способности уважения к себе и к людям. Воспитывать справедливость, ответственность (на примере дилеммы Гайнца).

10-11.

Мои чувства и эмоции. Учимся презентации.

2

Учить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Анкета «Мои чувства и эмоции». Развивать презентационные умения. Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление. Выполнение мини-проекта «Сказка на новый лад».

12.

Критерии оценивания мультимедийных презентаций.

1

Обучение работы с оценочными листами.

13-14.

Способность управлять собой. Учимся рефлексировать.

2

Формировать оценочными навыки саморегуляции. Обучать навыкам осознания своего поведения. Развивать рефлексивно-оценочные умения. Презентации «Сказки на новый лад» и его оценка.

15-17.

Подводим первоначальные итоги.

3

Создание мультимедийных презентаций проектов (см. 3 занятие), их презентации, оценивание и рефлексия.

18.

Знакомство с мультимедийными презентациями различных проектов.

1

Знакомство с мультимедийными презентациями учебных проектв других обучающихся (на диске Intel), сравнение со своими работами. Выбор новых тем для индивидуальных проектов.

19-20.

Поиск полезной информации в Интернете.

2

Обучение находить необходимую для будущего проекта информацию в Интернете.

21-23

Информационные материалы к проекту.

3

Работа над собственными проектами: постановка основополагающих вопросов, сбор информации, обработка материала, создание мультимедийной презентации.

24-25.

Защита проектов.

2

Защита собственного проекта и участие в оценке других проектов.

26-33.

Работа над учебными проектами.

7

Работа над учебными проектами по предметам, изучаемым в 7-8 классах (по выбору учащихся), их защита. Участие в конкурсе социально-значимых проектов на школьном уровне.

34-35.

Итоговое занятие. Рефлексия.

2

Подведение итогов: что дало обучающимся занятие в данном кружке, какие навыки проектной и исследовательской деятельности развили в себе. Пожелания учителю на следующий учебный год.





Учебно - методические средства обучения:

Основная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. - М.: Просвещение, 2010.

2. Валерко Т.В. Программа проектной деятельности учащихся «Я - исследователь».- festival. 1 september.ru

3. Асламова Д.А. Клуб "Узнаём сами". - zavuch.unfo

Дополнительная литература:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.

8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

урока

Тема урока

Требования к знаниям и умениям учащихся





Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)

1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!

Усваивает понятия: проект, исследование, планирование, значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности.

2

Как много интересного вокруг.

Усваивает понятия: тема исследования, предмет исследования, объект исследования, цель проекта, задачи проекта.

3

Выбор проекта. Практическое занятие №1.

Ставит цели и задачи перед собой и партнерами, ведет диалог, координирует свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

Раздел 2. «Поиск информации» (19 часов)

4

Источники информации.

Знакомится с понятием: источник информации, с видами источников информации: книгами, периодическими изданиями, Интернет и др.

5

Библиотека. Словари.

Знакомится с понятием «словари», с видами словарей, принципами работы с ними.

6

Словари. Практическое занятие №2.

Знает виды словарей. Умеет находить значение слов.

7

Библиотека. Энциклопедии.

Знакомится с понятием «энциклопедия», типами и видами энциклопедий, их структурой, алгоритмом поиска.

8

Энциклопедии. Практическое занятие №3.

Умеет подбирать материал по заданной тематике, используя энциклопедию.

9

Библиотека. Справочники.

Знакомится с понятием «справочники», их видами и структурой, алгоритмом поиска.

10

Справочники. Практическое занятие №4.

Умеет подбирать материал по заданной тематике, используя справочники.

11

Библиотека. Периодические издания.

Различает понятия: периодическая печать, газета, журнал; усваивает отличительные признаки периодического издания от книги.

12

Периодические издания. Практическое занятие №5.

Умеет выбирать материал по заданной тематике, используя периодические издания.

13

Библиотека. Медиаресурсы.

Усваивает понятия: медиаресурсы, медиатека; знакомится с видами медиаресурсов, алгоритмом поиска.

14

Медиаресурсы. Практическое занятие №6.

Умеет подбирать требуемый материал, используя медиатеку.

15

Интернет.

Усваивает понятия: сеть Интернет, поисковая система; знакомится с алгоритмом поиска, принципами безопасной работы в сети Интернет.

16

Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.

Умеет находить информацию в поисковых системах «Mail», «Yandex»

17

Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.

Умеет находить информацию в поисковых системах «Googl», «Rambler»

18

Библиотеки нашего города.

Знакомится с системой библиотек города, правилами использования централизованных фондов.

19

ЦГДБ. Практическое занятие №9.

Умеет осуществлять поиск необходимой информации, используя ресурсы центральной городской детской библиотеки.

20

ГИРЦ. Практическое занятие №10.

Умеет осуществлять поиск необходимой информации, используя фонды городского информационного ресурсного центра.

21

Интервью.

Усваивает понятие «интервью»; знать как составить вопросы для интервью.

22

Интервью. Практическое занятие №11.

Умеет вести беседу.

Раздел 3 «Анализ и систематизация полученной информации» (3 часа)

23

Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.

Знакомится с алгоритмом анализа полученной информации, понятием «вторичный документ», правилами составления вторичного документа.

24

Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №12.

Умеет работать в группе, критически оценивать полученную информацию.

25

Вторичный документ. Практическое занятие №13.

Умеет составить вторичный документ.

Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)

26

Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.

Знакомится с понятием «презентация»; алгоритмом составления презентации.

27

Презентация. Практическое занятие №14.

Умеет выбрать шаблон презентации, задавать необходимые параметры.

28

Презентация. Практическое занятие №15.

Умеет наполнять слайды презентации необходимой информацией, логически их распределять.

29

Составление текста выступления к презентации.

Знакомится с приемами построения и корректировки текста.

30

Текст выступления. Практическое занятие №16.

Умеет составлять текст защиты полученных результатов.

31

Текст выступления. Практическое занятие №17.

Умеет корректировать текст выступления.

32

Культура выступления.

Знакомится с нормами и средствами выразительности литературного языка.

33

Презентация работ. Практическое занятие №18.

Умеет демонстрировать результаты работы.

34-35

Презентация работ. Практическое занятие №19.

Умеет демонстрировать результаты работы.

ИТОГО

35 час.





Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

часов


Дата проведения




Фактич.

ИКТ


Примечание

Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)


1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!

. 1

04.09


2

Как много интересного вокруг.

1

11.09


3

Выбор проекта. Практическое занятие №1.

1

18.09


Раздел 2. «Поиск информации» (19 часов)


4

Источники информации.

1

25.09


5

Библиотека. Словари.

1

02.10


6

Словари. Практическое занятие №2.

1

09.10


7

Библиотека. Энциклопедии.

1

16.10


8

Энциклопедии. Практическое занятие №3.

1

23.10


9

Библиотека. Справочники.

1

30.10


10

Справочники. Практическое занятие №4.

1

13.11


11

Библиотека. Периодические издания.

1

20.11


12

Периодические издания. Практическое занятие №5.

1

27.11


13

Библиотека. Медиаресурсы.

1

04.12


14

Медиаресурсы. Практическое занятие №6.

1

11.12


15

Интернет.

1

18.12


16

Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.

1

25.12


17

Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.

1

15.01


18

Библиотеки нашего села.

1

22.01


19

ЦГДБ. Практическое занятие №9.

1

29.01


20

ГИРЦ. Практическое занятие №10.

1

05.02


21

Интервью.

1

12.02


22

Интервью. Практическое занятие №11.

1

19.02


Раздел 3 «Анализ и систематизация полученной информации» (3 часа)


23

Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.

1

26.02


24

Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №12.

1

04.03


25

Вторичный документ. Практическое занятие №13.

1

11.03


Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)


26

Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.

1

18.03


27

Презентация. Практическое занятие №14.

1

25.03


28

Презентация. Практическое занятие №15.

1

08.04


29

Составление текста выступления к презентации.

1

15.04


30

Текст выступления. Практическое занятие №16.

1

22.04


31

Текст выступления. Практическое занятие №17.

1

29.04


32

Культура выступления.

1

06.05


33

Презентация работ. Практическое занятие №18.

1

13.05


34-35

Презентация работ. Практическое занятие №19.

2

20.05 27.05


ИТОГО

35 час.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «УЗНАЕМ САМИ»





Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)

1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с понятиями: проект, исследование, планирование. Значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности.

2

Как много интересного вокруг.

Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение предмета исследования, объекта исследования.

3

Выбор проекта. Практическое занятие №1.

Работа в группах: обсуждение возникших идей, постановка цели и задач перед собой и партнерами, учатся вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

Раздел 2 «Поиск информации» (19 часов)

4

Источники информации.

Понятие «источник информации».Виды источников информации: книги, периодические издания, Интернет и др.

5

Библиотека. Словари.

Понятие, виды словарей, принципы работы.

6

Словари. Практическое занятие №2.

Поиск необходимых слов в словарях.

7

Библиотека. Энциклопедии.

Понятие, типы и виды энциклопедий, их структура, алгоритм поиска.

8

Энциклопедии. Практическое занятие №3.

Подбор материала в энциклопедиях по заданной тематике.

9

Библиотека. Справочники.

Понятие, виды и структура справочников, алгоритм поиска по заданной тематике.

10

Справочники. Практическое занятие №4.

Поиск материала по заданной тематике в справочниках.

11

Библиотека. Периодические издания.

Понятия периодическая печать, газета, журнал; отличительные признаки периодического издания от книги.

12

Периодические издания. Практическое занятие №5.

Поиск материала по заданной тематике в периодических изданиях.

13

Библиотека. Медиаресурсы.

Понятие медиаресурсы, медиатека; виды медиаресурсов, алгоритм поиска.

14

Медиаресурсы. Практическое занятие №6.

Поиск необходимого материала в медиатеке.

15

Интернет.

Понятия: сеть Интернет, поисковая система; алгоритм поиска, принципы безопасной работы в сети Интернет.

16

Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.

Нахождение информации в поисковых системах «Mail», «Yandex»

17

Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.

Нахождение информации в поисковых системах «Googl», «Rambler»

18

Библиотеки нашего города.

Система библиотек города, правила использования централизованных фондов.

19

ЦГДБ. Практическое занятие №9.

Знакомство с центральной городской детской библиотекой. Поиск необходимой информации.

20

ГИРЦ. Практическое занятие №10.

Знакомство с городским информационно-ресурсным центром. Поиск необходимой информации.

21

Интервью.

Понятие «интервью». Методика составления интервью.

Правила ведения беседы.

22

Интервью. Практическое занятие №9.

Интервьюирование специалиста.

Раздел 3 «Анализ и систематизация полученной информации» (3 часа)

23

Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.

Алгоритм анализа полученной информации. Усвоить понятие «вторичный документ», знать правила составления вторичного документа.

24

Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №10.

Работа в группе. Критическая оценка, систематизация полученной информации.

25

Вторичный документ. Практическое занятие №11.

Составление вторичного документа.

Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)

26

Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.

Понятие «презентация». Алгоритм составления презентации.

27

Презентация. Практическое занятие №12.

Выбор шаблона презентации. Необходимые параметры.

28

Презентация. Практическое занятие №13.

Наполнение слайдов презентации необходимой информацией, логическое их распределение.

29

Составление текста выступления к презентации.

Приемы построения и корректировки текста.

30

Текст выступления. Практическое занятие №14.

Составление текста защиты проекта. Структура : введение, основная часть, выводы.

31

Текст выступления. Практическое занятие №15.

Корректировка текста выступления. Оформление текста: параметры страницы, междустрочный интервал, цитирование, ссылки, сноски.

32

Культура выступления.

Нормы и средства выразительности литературного языка. Значение интонации голоса при выступление.

33

Презентация работ. Практическое занятие №16.

Группа 1. Демонстрация проектов. Обмен впечатлениями.

34

Презентация работ. Практическое занятие №17.

Группа 2. Демонстрация проектов. Обмен впечатлениями.





Учебно - методические средства обучения:

Основная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. - М.: Просвещение, 2010.

2. Валерко Т.В. Программа проектной деятельности учащихся «Я - исследователь».- festival. 1 september.ru

3. Асламова Д.А. Клуб "Узнаём сами". - zavuch.unfo

Дополнительная литература:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.

8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1.issl.dnttm.ru - сайт журнала « Исследовательская работа школьника».

2.researcher.ru/UTM/a_371pig.html-Интернет-портал « Исследовательская деятельность школьников»

Технические средства обучения:

1. АРМ педагога

2. АРМ обучающихся

3. Проектор

4. Демонстрационный экран

5. Комплект презентаций


© 2010-2022