• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков

Критическое мышление- ведущее  современное  педагогическое понятиеактуальное для развития  преподавания в Казахстане. Это дисциплинарный  подход к  осмыслению, оценке, анализу  и  синтезу  информации, полученной  в  результате  наблюдения, опыта, размышления  или  рассуждения, что может в дальнейшем послужить  основанием к действию (Рук-во для учителя  стр.154)   Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как  включает в себя взаимосв...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Васькова Елена Михайловна портфолио учителя отчёт А1

Группа № 6 3-го уровня

Город Павлодар 26.05.2013.


Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Критическое мышление- ведущее современное педагогическое понятие

актуальное для развития преподавания в Казахстане. Это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию (Рук-во для учителя стр.154)

Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь самых современных технологий. Это и обучение через диалог, и оценивание учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных детей, и обучение в связи с возрастными особенностями учащихся.

Раньше я не использовала в своей работе технологию критического мышления, хотя о ней была наслышана. Готовя традиционные уроки, я была нацелена на результат практической работы, теперь, когда мы изучили модуль критического мышления, могу сделать вывод: те уроки, которые я вела раньше не давали развития интеллекта нашим ученикам. Но теперь когда я на практике, продумывала и тщательно планировала все этапы урока ,я поняла значимость этого термина. Эта технология дает положительный результат, и учащиеся готовы к переменам в личном обучении, они с интересом принимают участие в разных видах работ.

Идея модуля «Критического мышления» раскрылась в совместной деятельности учащихся. Ну во первых, для своей серии последовательных уроков я взяла раздел по предмету Изобразительное искусство "Перспективы". На протяжении четырех уроков я постаралась как можно больше разнообразить формы и методы проведения уроков. С первого урока до четвертого я старалась продумать такие задания, которые заставили бы детей думать, размышлять, другими словами критически мыслить. Почему именно с первого урока? Развитие критического мышления, это долгий процесс к которому ученики должны подойти осознанно, но прежде учитель сам должен понять суть этой идеи. С первого урока я, показав презентацию: "Виды перспективы", вывела детей на осмысление увиденного; дети сами, просмотрев ее вышли на тему нашего урока, попробовали сформулировать цели. Им практически это удалось. Это было маленькое достижение, потому, что ребята высказывали свое мнение, слушали других и сумели сделать из всего сказанного вывод.

После показа второй презентации: "Правила линейной и воздушной перспектив", ребята работали с раздаточным материалом- искали ответы на поставленные вопросы. Ответив на все вопросы, сами определили правила изображения пространства. Далее уже для каждой пары давала по 3 вопроса: 1вопрос низкого порядка, второй и третий вопрос высокого порядка. Ребята, просмотрев презентацию по картинам, обсудив в паре вопрос, давали ответы. Хочется отметить работу детей со слабым уровнем мотивации. Я намеренно на первом уроке посадила их в группу, что бы выявить среди них лидера. Они работали по составлению вопросов для других групп и их вопросы были составлены грамотно. Далее я организовала другой состав групп и показала следующую презентацию. Ребята, советуясь в группе, выходили на понятия видов перспектив, определяли правила изображения перспективы и пробовали делать вывод на сколько видов они бы разделили изображение перспективы. Следующим этапов было рисование и оформление постера. Дети в группах работали с интересом, все старались высказаться, даже Катя З., ученица с низким уровнем знания. Просто она попала в пару к Бауржану - очень разносторонний мальчик, он настолько грамотно объяснил ей сложные моменты, что она в дальнейшей работе хорошо смогла объяснить в группе на какие виды перспективы она бы разделила общее понятие.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

Защита постеров прошла интересно, каждая группа защищала свою работу и считала, что у них лучше.

На втором уроке по теме «Изображение быта при помощи правил линейной перспективы", я была просто наблюдателем.

Дети просмотрели презентацию и рассаживаясь в пары составляли вопросы высокого порядка для другой пары. Применяя прием перестрелка мы закрепляем новую тему и рассаживаемся за компьютеры для дальнейшей работы. Ребята, сами определили алгоритм построения табурета и за компьютерами проделали эту работу, причем очень быстро и качественно. Им очень понравилось работать по алгоритму, они самостоятельно усложнили задание и стали рисовать не просто табурет, а стулья со спинками, на одном рисунке появился стол. При выполнении данного задания учащиеся чувствовали комфорт, настроение у них было позитивное и с заданием они справились. Что способствовало такому результату? Этому способствовало начало урока, подготовительный этап и, наверное то, что у них это задание вызвало интерес.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

Этот момент показывает, что когда учитель берет на себя роль наблюдателя, у учащихся развивается самостоятельность при работе, вырабатывается навык размышлять, учащиеся готовы к переменам в личном обучении, они с интересом принимают участие в разных видах работ и критическое мышление этому способствует.

На третьем и на четвертом уроках сами ученики, используя опыт предыдущих уроков, анализируют информацию, размышляют и выстраивают рассуждения для определения дальнейших действий. На третьем уроке ребята рисовали пейзажи, работая в парах. Раньше я сама не могла себе представить, что картину можно рисовать одновременно двумя детьми, еще и красками. Но попробовав этот метод, поняла - можно и троим рисовать, но для этого учитель должен не просто подготовиться сам, а правильно организовать работу детей так, что бы они знали этапы выполнения работы и могли их распределять их между собой. Показав и на этом уроке презентацию, я попросила ребят выделить главные моменты изображения пространства. Дети выделили три плоскости плана: ближний, средний и дальний. Они смогли грамотно объяснить, как при помощи цвета можно показать глубину композиции.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

На четвертом уроке ребята уже ждали от меня каких-нибудь изменений в уроке, но не предполагали, что я сделаю пары сменного состава. Только благодаря маршрутным листам дети смогли без путаницы разойтись и работать. Каждый ребенок поработал с пятью одноклассниками, прежде чем они вышли на конкретное задание, алгоритм выполнения которого был показан на слайде и демонстрировался на доске. Остальную часть урока ребята,

рисовали по принципу: переход от простого к сложному и изображали кувшин, так как именно в его форме можно проследить такие очертания как у цилиндра, у шара.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

Работы, конечно получились разные, но они и не могли быть одинаковыми, потому что несколько человек могут видеть одно и то же, а представлять по разному.

Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.Рефлексивный отчет об использовании модуля Программы Обоснование и внедрение идей критического мышления при планировании серии последовательных уроков.

Делаю вывод: чувствуя ответственность, ребята с низким уровнем мотивации начинают работать лучше.

Как применение форм и методов критического мышления отразились на совместной работе?

Рассмотрим транскрипт работы учащихся в паре: фрагмент записи на первом уроке по теме: Виды перспективы". Учащиеся, работая в парах, рассуждают по карточкам и дают ответы на вопросы по двум уровням.

Бауржан задает вопрос Айсулу: " Как мы можем показать пространство на листе? Айсулу вначале ответила очень просто: "При помощи правил перспективы, Бауржана этот ответ не устроил и он перефразировал свой вопрос: " Показывая пространство на листе, как мы можем изобразить даль?" И Айсулу пришлось полно давать ответ на вопрос. Она рассказала, как меняется цвет и размер изображаемых предметов по мере удаления. Бауржан сумел подобрать вопрос высокого порядка, дети при этом почувствовали разницу между вопросами.

Что получилось у детей? Проанализировав те диалоги, которые я отслеживала, меня удивило, что пассивная и неразговорчивая Катя З. стала обмениваться мнением в группе, высказывала свое видение проблемы. Данный пример доказывает, что Катя «раскрылась». Что касается Сергея Ф., он активен только дома, со слов мамы, в классе он всегда брал роль пассивного наблюдателя. При распределении ролей в группе во время второго урока его назначили быть секретарем, он вначале попытался уйти от ответа, но участники группы попросили его высказаться, сделав упор на то, что именно он готовил задание и если его не выполнит, группа наберет мало баллов. Общий настрой группы сказался и ребенок высказал свое мнение.

Наблюдая за Кристиной (слабая мотивация к обучению) за время проведения практики, она тоже стала говорить, предлагать свое мнение, научилась оценивать свою деятельность. Особенно у нее получается высказывать суждения при оценивании по стратегии «дерево успеха»,например она себя отметила практически на самом верху дерева. Я спросила ее, почему так высоко. Она объяснила это тем, что все поняла на уроке, и ей просто хочется нарисовать себя выше всех.

После первого урока я задала детям вопрос: "Как вам нравится работать и почему?" Как мы работали раньше - каждый сам за себя или в группах и парах? Даша Р. высказывала свое мнение: «Работать в паре намного легче, и интереснее, чем на обычных уроках, потому, что если ты чего не понял, можно спросить у напарника», «Работая в группе по стратегии думай в паре и делись, пришли к такому выводу: мы сумели составить алгоритм изображения пространства, если б работали по отдельности, то каждый изобразил бы пейзаж по своему, без обязательных установок деления пространства. И неизвестно какие у нас вышли бы работы. С ней согласился весь класс. Из наблюдений уроков видно, что к третьему уроку у детей повысился интерес. Учащиеся свободно высказывают свое мнение, рассуждают, предлагают сделать выбор - тем самым продемонстрировано наличие у учащихся критического мышления.

Что не получилось? Были и отрицательные моменты они проявлялись в следующем, не все учащиеся готовы делиться идеями. Они привыкли о своих идеях говорить от одного лица. А представлять всю группу не все хотят. Здесь сказались возрастные особенности. В 6 классе у детей еще нет работы принципа - один за всех и все за одного, в этом возрасте еще каждый за себя и они не сильно радуются успехам товарищей, если у самих что то не получается.. И другая проблема, уже учителя- специфика уроков изобразительного искусства и технологии заключается в практической направленности и чаще всего это продукт деятельности каждого индивидуально. Поэтому для меня большой сложностью будет составление заданий для работы в парах, в группе.

Что получилось у меня? Мне удалось отследить уровень вопросов и ответов после первого и второго парного обсуждения: покажем на примере, сравнивая парную работу второго и третьего урока, то можно найти большие изменения. Эти изменения проявлялись так, на третьем уроке была нужна помощь учителя - для подсказки некоторых действий, учащиеся справились, только благодаря находчивости. Для меня этот урок то же был поучительным, в том плане, что я заранее предугадала, что мы можем не успеть выполнить все за урок по той простой причине что рисуя фон, следует дать время на высыхание красок. Предвидя этот момент, взяла на всякий случай с собой фен, он очень пригодился. В другом случае мы просто бы не успели выполнить работу. Детям, кстати, тоже было интересно применять бытовой прибор на уроке, добавился элемент веселья и хорошего настроения.

Что требует улучшения? На мой взгляд при проведении серии последовательных уроков , наблюдая за ответами учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечают в основном сильные учащиеся. Лишь только после распределения конкретных заданий или ролей можно и со слабых учеников что либо спросить. Где- то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица Айсулу, при этом смогла аргументировать свой ответ предположениями.

Какие изменения произошли у моих учеников в результате внедрения модуля «Критического мышления»

Применение на своих уроках форм и методов критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли улучшить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и паре, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением. По проведенным четырем урокам нельзя сказать, что у учеников развилось критическое мышление на все 100%, так как это процесс развития и необходимо наблюдения проводить хотя бы в течение года, тогда можно получить определенные изменения в преподавании. А так же необходимо если не весь урок использовать критическое мышление, то хотя бы элементы.

Я думаю, что внедрение в процесс обучения модуля критического мышления хорошее применение должен найти в малокомплектных школах, ведь заглядывая немного вперед, приходится осознавать, что очень много людей уезжает из села. И в ближайшем будущем нашей школе тоже возможна перспектива перехода в статус малокомплектной школы. Так как в сельских школах учащихся мало, классы объединены и учителю приходится в итоге этих обстоятельств вести один урок - но по двум темам в разных классах. Как это было раньше: одному классу даешь задание, объясняешь, а про других иногда просто забываешь уделить им время. Итог такого урока - учащиеся конечно же ничего не поймут. Теперь на практике применяя активные формы обучения, в частности стратегии для обучения, эта проблема может быть решена, достаточно только подготавливать задания для разных возрастных групп (имеется в виду - разные классы), детям будет легче работать при такой форме проведения занятий.

Для меня основной задачей на будущее стало: развивать умения учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Я убедилась, что можно и нужно учить детей задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое; Мне, как учителю -уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения его самооценки и самопознания.


© 2010-2022