Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муллашинская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района





РАССМОТРЕНО_________

на заседании МО учителей начальных классов Баширова Айна Магзомовна

№ протокола ______

«___»____________ 2015 г.


СОГЛАСОВАНО__________

Заместитель директора по УВР

Юсупова Рамиза Максутовна

«___» ________________ 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ____________

Директор школы

Назмутдинова Гульчара Такиулловна

«___»______________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

Изобразительное искусство

Учебный год

2015-2016

Класс

3

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1



Учитель: Ищенко Елена Ивановна



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по предмету изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе:

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010, от 22 сентября 2011, от 18 декабря 2012.);

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Муллашинской СОШ, утвержденной приказом директора школы Назмутдиновой Г.Т. №57/2 ОД от 14.05.2011г

  5. Учебного плана МАОУ Муллашинской СОШ на 2015-2016 учебный год, утвержденного директором МАОУ Муллашинской СОШ Г.Т. Назмутдиновой приказ № 29 ОД от 01.06.2015г. и согласованного Управляющим Советом МАОУ Муллашинской СОШ А.М. Башировой 27.05.2015, протокол №5;

  6. Программы, выбранной общеобразовательным учреждением УМК «Перспективная начальная школа», изобразительное искусство , 3 класс, ав. программы Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, В.Г.Горяева, О.А. Колбова, Т.А. Мухина, издательство - М.: Просещение, 2013г.

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по Изобразительному искусству и художественному труду и на основе авторской программы Б.М. Неменский, В.Г.Горяева, Л.А.Неменская, М.Т.Ломоносова, Г.Е.Гуров, А.А.Кобозев.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию окружающего мира, умений и навыков сотрудничества;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыт работы в различных видах художественно творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности назвать культурные традиции своего региона, России и других государств;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

  • овладение первоначальными умениями передачи. поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска(проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами;


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Изобразительное искусство и художественный труд» который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью обще­ства и человека.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

В соответствии с требованием стандарта в программу добавлен модуль, связанный с овладением обучающимися основ информатики. Модуль изучается в 3-4 классах на протяжении всего курса.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 3 классе начальной школы отводится 1 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 34 часа.

ΙV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе -духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

Познавательные УУД:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия;

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

Предметными результатами изучения "Изобразительное искусство и художественный труд" являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

- узнавать основные виды и жанры изобразительных искусств;

- знать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

-имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­изведения;

-названия наиболее крупных художественных музеев России;

-названия известных центров народных художественных ремесел России;

-применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

-различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

-применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творче­ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Обучающийся получит возможность научиться:

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы

-владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной;

-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

-планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-альбомы по искусству;

-схемы по правилам рисования;

-дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте;

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

-контроль качества выполненной работы ежеурочно;


VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРЗИТЕЛЬНЕ ИСКУССТВО» (34 часа)

№п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание программы

1

«Искусство в твоём доме»

8

Характерные черты игрушки. Роль игрушки в жизни людей. Разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки.

Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды. Посуда из различных материалов.

Художественная роспись тканей. Выражение в художественном образе платка, его значения: праздничный или повседневный. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка, как средство выражения. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение её назначения6детская, спальня, зал, рабочая комната. Роль цвета обоев в настроении комнаты.

Книжная иллюстрация.

Обложка книги.

Оформление поздравительных открыток.

2

«Искусство на улицах твоего города»

7

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома.

Характерные черты парков и садов.

Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.

Художественные образы фонарей. Фонари праздничные, торжественные лирические.

Фонари на улицах городов, в парках.

Реклама товаров. Витрины как украшение города.

Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времён.

3

«Художник и зрелище»

11

Цирк - образ радостного, искромётного и волшебного зрелища. Искусство цирка - искусство преувеличения и праздничной красочности - весёлая тема детского творчества.

Театр. Декорации, костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления.

Лицедейство и маска. Маски разных времён и народов. Маска как образ персонажа.

Куклы. Образ куклы. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки.

Афиша, плакат. Единство изображения и текста.

Праздничный облик города.

Элементы праздничного украшения.

4

«Художник и музей»

8

Музеи в жизни города и всей страны. Крупнейшие музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей.

Картина - пейзаж. Образ Родины в картинах - пейзажах: Левитана, Саврасова, Рериха.

Создание портрета: красота внешняя и внутренняя, красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Картина - натюрморт.

Предметный мир в изобразительном искусстве.

Выражение настроения в натюрморте.

Картины из жизни людей.

Исторические события или повседневная жизнь.

34


VӀӀ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся.

«Искусство в твоём доме».

Изображение любимой игрушки.

Лепка из пластилина любимой игрушки.

Украшение народной игрушки.

Изготовление мягкой игрушки.

Изготовление мягкой игрушки.

«Посуда у тебя дома».

Изображение и роспись вазы для цветка (праздничный сервиз)

Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

«Мамин платок».

Роспись платка.

Аппликация из ткани на платке.

Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

«Обои и шторы в твоём доме».

Создание эскизов для обоев и тканей.

Изготовление мебели из бумаги для игрушечной комнаты.

«Твои книжки».

Эскиз обложки книги и роспись.

Конструирование книжки - игрушки.

8

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Моделировать формы средствами различных материалов;

Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений разных видов искусства и т.д.;

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления;

Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера;

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы;

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

«Искусство на улицах твоего города».

Изображение красивого здания.

Макет из бумаги красивого здания для своего города.

«Парки, скверы, бульвары».

Изображение образа парка.

Мышь. Устройство мыши. Приёмы работы с мышью.

«Ажурные ограды».

Изображение ажурной ограды.

Вырезание ажурной решётки и вклеивание в композицию.

«Фонари на улицах и в парках».

Изображение красивого фонаря для улицы.

Проект фонаря из бумаги в объёме.

«Витрины магазинов».

Изображение и украшение витрины магазина.

Плоский эскиз витрины.

Объёмный макет витрины.

«Транспорт в городе».

Изображение фантастической летающей машины.

Изготовление из коробок необычных машин.

Компьютерные программы. Первоначальное понятие об управление работой компьютерной программой.

7

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Моделировать формы средствами различных материалов;

Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения искусства и называть их авторов;

Принимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно - прикладное искусство);

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цветов.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумагу);

Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.

Художник и зрелище.

Изображение акробата, клоуна, фокусника, дрессировщика, наездника на лошади.

Изготовление из природных материалов циркового персонажа.

«Художник в театре».

Изображение декорации к спектаклю.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютере. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

«Театр кукол».

Изображение театральной куклы.

Лепка театральной куклы из пластилина.

Изготовление куклы из ткани с использованием природных материалов.

«Маска».

Изображение весёлой и грустной маски.

Изготовление маски из бумаги.

Изготовление маски папье - маше.

Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Театральный занавес.

Изображение и украшение занавеса.

Изготовление театрального занавеса из ткани и бумаги.

Изготовление театрального занавеса из ткани и бумаги

«Афиша и плакат».

Эскиз плаката - афиши к спектаклю.

Графические редакторы, их назначение и возможности.

«Праздник в городе».

Изображение городского праздника.

Конструирование из бумаги праздничной площадки.

«Школьный карнавал».

Изображение школьного карнавала.

Обобщающий урок «Как художники помогают сделать праздник».

Коллективное панно «Школьный карнавал».

11

Изображать человека и животных разными художественными материалами;

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Создавать сюжетные объемно - пространственные композиции по мотивам спектакля;

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;

Изготавливать игрушки в национальных костюмах в технике бумажной пластики с применением различных готовых форм (бутылки, коробки);

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы;

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно - прикладное искусство);

Создавать сюжетные композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа, объемно - пространственных композиций;

Иметь представление о творчестве русских и зарубежных художников.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно - творческой деятельности;

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

Создавать сюжетные объемно - пространственные композиции;

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики;

Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами;

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

Художник и музей.

Изображение музея, в котором хотелось бы побывать.

Работа с простыми информационными объектами: создание, редактирование.

«Картина - особый мир».

Встреча с томскими художниками.

«Картина - пейзаж».

Пейзаж на тему «Весенняя гроза».

«Картина - пейзаж».

Пейзаж на тему «Сады цветут».

Поделка на тему «Пейзаж любимого уголка».

«Картина - портрет».

Портрет на тему «Отважный капитан».

Портрет любимого книжного героя.

Автопортрет с аппликационным украшением.

Автопортрет с аппликационным украшением.

«Картина - натюрморт».

Праздничный натюрморт «День рождения».

Натюрморт на тему «Весенний букет».

Натюрморт на тему «Цветы лета».

Работа с простыми информационными объектами: создание, редактирование.

Лепка предметов натюрморта.

Лепка предметов натюрморта.

«Исторические картины и картины бытового жанра».

Изображение русской былинной истории или повседневной жизни.

«Скульптура в музее и на улице».

Лепка фигуры человека или животного для парковой скульптуры.

Обобщающий урок « Роль художника в жизни каждого человека».

Создание «собственной выставки работ».

Итоговый урок. Праздник искусства. Экскурсия в музей.

8

Изображать человека и животных разными художественными материалами;

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Создавать сюжетные объемно - пространственные композиции по мотивам спектакля;

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы;

Изготавливать игрушки в национальных костюмах в технике бумажной пластики с применением различных готовых форм (бутылки, коробки);

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы;

Создавать простые художественные изделия подарочного характера;

Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок;

Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запечатленные в искусстве;

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно - прикладное искусство);

Создавать сюжетные композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа, объемно - пространственных композиций;

Иметь представление о творчестве русских и зарубежных художников.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно - творческой деятельности;

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем);

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность;

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла;

Создавать сюжетные объемно - пространственные композиции;

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики;

Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами;

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

34


VIIӀ. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическая литература

1.Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 3 класс. М.: «Просвещение», 2012 г

2.Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г

3. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

4. Портреты русских и зарубежных художников.

6.Схемы

7.Таблицы

8.Альбомы с демонстрационными материалами

9.Электронные ресурсы

2. Интернет-ресурсы

1. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : uroki.ru

3. Технические средства обучения

1. Экран

2. Проектор.

3. Компьютер







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Формы контроля

Дата проведения

Предметные результаты

Личностные результаты, УУД


План

Факт

1 четверть - 9 часов

Искусство в твоем доме (8 ч)

1.

Твоя игрушка

1



Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели.

Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки

П: Знать, чем отличается Гжель от Хохломы (цвета).

Уметь выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки

Л:Уметь находить нужную инфор­мацию и поль­зоваться ею

Самостоятельная работа

08.09

2.

Посуда у тебя дома

1

Знать работу мастеров

Постройки, Украшения, Изображения.

Уметь изобразить посуду по своему образцу

П: Знать работу мастера по изготовлению посу­ды: конструкция, фор­ма, украшение, роспись.

Уметь расписать посу­ду, используя элементы хохломской росписи

Л: Эмоциональная отзывчивость

на произведения ИЗО

Самостоятельная работа

15.09

3.

Мамин платок

1

Знать в общем искусство росписи тканей.

Уметь составить про­стейший орнамент


П: Знать разнообразие ху­дожественных росписей платков, назначение платков.

Уметь отличать платок от ткани

Л: Чувство сопричастности к художественной культуре России через картины

Самостоятельная работа

22.09

4.

Обои у тебя дома

1

Знать роль художников в создании обоев, штор.

Уметь разработать эскиз для создания образа бу­дущей комнаты в соответ­ствии с ее назначением (детская, спальня и т. п.)

П:Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в соз­дании обоев и штор: по­строение ритма, изобра­зительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа)

Л: Уметь находить нужную по теме инфор­мацию и поль­зоваться ею.

Полное отношение к урокам ИЗО

Самостоятельная работа

29.09

5.

Шторы у тебя дома

1

Самостоятельная работа

06.10

6.

Твои книжки

1

Знать роль художника в создании книги, много­образие видов книг. Уметь отличать назначе­ние книг, оформлять об­ложку иллюстрации

П:Знать роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформить обложку, ис­пользуя придуманный шрифт

Л: Основа для развития чувства

прекрасного.

Самостоятельная работа

13.10

7.

Поздравительная открытка

1

Знать виды графических работ.

Уметь выполнить простую графическую

работу

П:Знать отличие литогра­фии от линогравюры.

Уметь выполнить эскиз открытки или декора­тивной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно

Л: Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Самостоятельная работа

20.10

8.

Что сделал художник в нашем доме

1

Знать работу мастеров

Постройки, Украшения, Изображения.

Л: Основа для развития чувства

прекрасного

Самостоятельная работа

Искусство на улицах твоего города (6 ч)

9.

Памятники архитектуры

1

Знать основные памят­ники города, места их нахождения.

Уметь узнавать памят­ники, посвященные со­бытиям Гражданской и Великой

П: Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников

Л: Уметь находить нужную инфор­мацию и пользо­ваться ею

Самостоятельная работа

27.10

2 четверть - 8 часов

10.

Витрины на улицах

1

Знать оформление витрин по назначению и

уровню культуры города.

Уметь отличать разные

по назначению и оформ­лению витрины

П: Знать о назначении витрин как способе

украшения улицы.

Уметь составить проект оформления витрины

Л: Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме пользоваться им

Самостоятельная работа

10.11

11.

Парки, скверы, бульвары

1

Знать, в чем заключается

работа художника-архитектора.

Уметь изобразить парк

или сквер

П: Знать, что такое ландшафтная архитектура; что работа художника-архитектора - работа целого коллектива.

Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар для раздумий»

Л: Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме поваться им

Самостоятельная работа

17.11

12.

Ажурные ограды

1

Знать разные инженерные формы ажурных

сцеплений металла.

Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки

Л:Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

24.11

13.

Волшебные фонари

1

Знать виды и назначение

фонарей.

Уметь придумать свои

варианты фонарей для

детского праздника

П:Знать, как конструировать фонарь из бумаги.

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику

Л: Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме пользоваться им

Самостоятельная работа

01.12

14.

Удивительный транспорт

1

Знать разные виды

транспорта.

Уметь изобразить разные виды транспорта

П: Знать многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью.

Уметь создать панно с аппликацией

Л: Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме пользоваться им

Самостоятельная работа

08.12

Художник и зрелище (10 ч)

15.

Художник и театр

1

Знать истоки театрального искусства.

Уметь создать эпизод

театральной сказки

П: Знать, каким был древний античный театр.

Уметь нарисовать арену древнего театра

Л: Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме пользоваться им

Самостоятельная работа

15.12


16.

Образ театрального героя

1

Знать театр кукол как

пример видового разно­образия театра.

Уметь создать эскиз театральных кукол-персо­нажей

П:Знать термин спектакль как цепь взаимосвязан­ных действий.

Уметь создать кукольного героя с вырази­тельным характером

Л: Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме пользоваться им

Самостоятельная работа

22.12

17.

Театр кукол

1

Знать отличие кукольно-

го театра от других видов театра.

Уметь создать в паре го­лову кукольного персо­нажа

П:Знать, что такое перчаточная кукла.

Уметь изготовить голову перчаточной кукле

Самостоятельная работа

29.12

3 четверть - 8 часов

18.

Театр кукол

1

Знать отличие кукольно-

го театра от других видов театра.

Уметь создать в паре го­лову кукольного персо­нажа

П:Знать, что такое перчаточная кукла.

Уметь изготовить голову перчаточной кукле

Самостоятельная

работа

19.01

19.

Маска

1

Знать историю происхо­ждения театральных масок.

Уметь конструировать маску из бумаги

П:Знать о роли художника в создании маски, об условности языка

масок.

Уметь конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая ее харак­тер

Л: Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Самостоятельная работа

26.01

20.

Маска

1

Самостоятельная работа

02.02

21.

Афиша и плакат

1

Знать о назначении афиши.

Уметь создать эскиз

афиши к спектаклю

П:Знать различие между плакатом и афишей.

Уметь создать эскиз афиши группой без по­мощи учителя

Самостоятельная работа

09.02

22.

Афиша и плакат

1

Самостоятельная работа

16.02

23.

Праздник в городе

1

Знать отличие и сходст­во театра и цирка.

Уметь создать эскиз циркового представления

П:Знать элементы оформ­ления, созданные ху­дожником в цирке: кос­тюм, реквизит.

Уметь изобразить цир­ковой персонаж в дви­жении

Л:Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

01.03

24.

Художник и цирк.

1

Самостоятельная работа

15.03

Художник и музей (10 ч)

25.

Музей в жизни города


1

Знать, что в музеях хра­нятся лучшие произведе­ния искусства, подлин­ники авторов.

Уметь изобразить ин­терьер музея

П:Знать, из чего состоит интерьер музея; круп­нейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре)

Л:Уметь находить необхо­димый справочно-информационный материал по теме и поль­зоваться им

Самостоятельная работа

22.03

4 четверть - 9 часов

26.

Картина - особый мир

1

Знать, что в музеях хра­нятся лучшие произведе­ния искусства, подлин­ники авторов.

Уметь изобразить ин­терьер музея

П:Знать, из чего состоит интерьер музея; круп­нейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре)

Л:Уметь находить необхо­димый справочно-информационный материал по теме и поль­зоваться им

Самостоятельная работа

05.04

27.

Музеи искусства

1

Самостоятельная работа

12.04

28.

Картина-пейзаж

1

Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже.

Уметь изобразить пей­заж по представлению

П:Знать знаменитые кар­тины-пейзажи И. Айва­зовского, И. Шишкина.

Уметь передать на­строение пейзажа

Л: Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

19.04

29.

Картина-портрет

1

Знать жанр портрета.

Уметь нарисовать портрет близкого человека

П: Знать знаменитые картины, портреты.

Уметь создать самостоятельно живописный портрет близкого человека

Л: Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

26.04

30.

Картина-натюрморт

1

Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Уметь изобразить

натюрморт по представлению

П:Знать о средствах выражения настроения в натюрморте, о роли

цвета.

Уметь создать натюрморты с разными строением (веселый,

грустный)

Л: Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

03.05

31.

Картины исторические и бытовые

1

Знать отличие исторических и бытовых картин.

Уметь изобразить сцену

из повседневной жизни людей

П: Знать мемориальный

комплексы Воинской

славы в городах - героях

Уметь изобразить ме­мориальный комплекс Воинской славы

Л: Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

10.05

32.

Скульптура в музее и на улице

1

Знать, что такое скульптура.

Уметь смотреть на скульптуру

Знать разнообразие

скульптурных материалов, особенности парковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека и животного в движении

Самостоятельная работа

17.05

33.

Художественная выставка

1

Знать, что такое выставка.

Уметь подготовить к

выставке лучшие работы

Л: Основа для развития чувства прекрасного

Самостоятельная работа

24.05

34.

Художественная выставка

1

Самостоятельная работа

31.05









НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Оценка



Теоретические знания


Практические знания и умения


5

(отлично)


Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы

Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой, отличным качеством на творческом уровне, при этом соблюдая правила безопасной работы


4

(хорошо)


Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на аналитико-синтетическом уровне

Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой на хорошем уровне, при соблюдении правил безопасной работы.


3

(удовлетворительно)


Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на репродуктивном уровне

Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой и удовлетворительном качестве, при соблюдении правил безопасной работы.

2

(неудовлетворительно)


Ставится за не усвоение знаний в объеме стандарта и программы

Ставится за не выполнение работы в полном объеме и плохом качестве, не выполнении или нарушении правил безопасной работы.

































НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Оценка



Теоретические знания


Практические знания и умения


5

(отлично)


Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы

Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой, отличным качеством на творческом уровне, при этом соблюдая правила безопасной работы


4

(хорошо)


Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на аналитико-синтетическом уровне

Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой на хорошем уровне, при соблюдении правил безопасной работы.


3

(удовлетворительно)


Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на репродуктивном уровне

Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой и удовлетворительном качестве, при соблюдении правил безопасной работы.

2

(неудовлетворительно)


Ставится за не усвоение знаний в объеме стандарта и программы

Ставится за не выполнение работы в полном объеме и плохом качестве, не выполнении или нарушении правил безопасной работы.



© 2010-2022