Докладна тему: «Рисование как средство коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Чернухинскаяспециальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Доклад на тему:

«Рисование как средство коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ»



Учитель: Атякина С.К.

Один из первых создателей вспомогательной школы А.Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, особо выделял рисование. На необходимость использования рисования как средства коррекции недостатков умственного развития детей указывает И.А. Грошенков. Вопросы развития умственно отсталых детей средствами рисования были предметом внимания Т.Н. Головиной, Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, И.М. Соловьева, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М.М. Нудельмана, Ж.И. Шиф и многих других. Ученые подчеркивали, что посредством рисования развиваются наблюдательность, умение анализировать предметы, их форму, цвет, величину, конструктивные особенности, обогащаются представления ребенка об окружающем мире. В процессе обучения зрительные представления имеют большое значение. От качества зрительных представлений изображаемых предметов и представления последовательности самого процесса рисования зависит правильность и качество рисунка. Обучение чтению и письму требует ясного и четкого представления начертания букв, иначе учащиеся не научатся правильно писать. Недостатки представлений - это, по существу, недостатки восприятия. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Эти особенности очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьёв, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева и мн. др.). Школьники с интеллектуальным недоразвитием в силу особенностей своего дефекта имеют своеобразие развития зрительного восприятия, что влияет на формирование у них зрительных представлений о цвете, форме, величине. Их представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов. Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта.

На уроках рисования у обучающихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в пространстве предметов окружающей действительности. Детей учат находить сходство и различие между объектами изображения. У обучающихся развивают графические и изобразительные умения и навыки.

В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус.

У школьников с недоразвитием интеллекта отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Всё это ставит перед вспомогательной школой задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путём тщательного изучения обучающимися величины, цвета и структуры предметов.

Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Всё, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы ещё и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, например, у многих обучающихся наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые развивают глазомер ребёнка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твёрдость. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении обучающихся. Они становятся более сдержанными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере обучающихся.

Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания.

В целях удовлетворительного решения задач, связанных с восприятием, существенное значение имеет правильный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые наглядные средства были достаточно чёткими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности.

Особое коррекционно-воспитательное значение приобретает целенаправленная организация наблюдений обучающихся. В процессе специальных наблюдений дети осуществляют узнавание предметов, анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают обучающихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.

Систематическая демонстрация и изучение разнообразных со вкусом подобранных объектов способствуют тому, что младшие школьники спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны, встреча с прекрасным на уроках изобразительного искусства пробуждает в них эстетические чувства.

У детей с недоразвитием интеллекта представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.

Одно из фундаментальных исследований, обнаруживших замедленный темп зрительного восприятия у умственно отсталых детей, было осуществлено К.И. Вересотской. Её исследования доказали, что темп зрительного восприятия у умственно отсталых детей замедлен. Другие виды восприятия также замедляются в развитии. Соловьёв И.М. подтвердил эту точку зрения в своей работе "Восприятие действительности умственно отсталыми детьми. Он свидетельствовал, что у умственно отсталых первоклассников процесс восприятия протекает значительно медленнее, чем у нормальных школьников.

Умственно отсталые первоклассники обладают иными возможностями обозрения действительности, чем нормальные: медленность восприятия снижает ясность восприятия предметов скользящим взором, узость восприятия при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов.

Следует отметить, что среди обучающихся с интеллектуальным недоразвитием особенно часто встречаются дети с аномалиями или болезненными повреждениями органов зрения. Как правило, в этих случаях наблюдается снижение зрения. Однако надо иметь в виду, что зрение всех школьников-олигофренов, в том числе и обучающихся, глаза которых не имеют никаких аномалий или повреждений, значительно отличается от зрения нормальных детей.

Многопредметный участок действительности оказывается в восприятии умственно отсталого ребенка до некоторой степени как бы "мало предметным.

Восприятие объектов без различий и светотени или без тонких различий в окраске, без различия деталей или с расплывшимися нечёткими деталями возникает у умственно отсталых и при тех условиях, когда нормальный школьник воспринимает объект уже вполне дифференцированно.

Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием в специальной школе.

Правильное планирование коррекционно-воспитательной работы по изобразительному искусству возможно в том случае, когда учитель знает особенности конкретного ученика и имеет представление о его готовности к обучению. Поэтому одной из первых задач пропедевтики рисования является изучение характерных особенностей каждого ученика. В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.

Занятия рисованием позволяют определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для выявления способности различать форму, величину, цвет и пространственные соотношения зрительно воспринимаемых объектов. На уроках рисования обучающиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции. Графические задания позволяют установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка - круг, салфетка - квадрат и т.д.).

На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и образца) нарисовать предметы разной величины, способен ли он сравнить по величине 2-3 предмета и передать величинные соотношения в рисунке. Проверяется также способность ребёнка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету, соответствует ли окраска изображённых предметов их реальному цвету и соблюдается ли цветовая последовательность в рисунках декоративного характера.

Изобразительная деятельность создаёт благоприятные условия для специфических особенностей школьников с интеллектуальным недоразвитием в плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты на плоскости листа бумаги.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами, практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи - адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха, речи, с задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями); оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Литература

. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.

. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. - М., 1993.

. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. Уч. Пособие для дефектологического факультета педагогического института. - М., "Просвещение, 1982.

© 2010-2022