- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по МХК (11 класс)
Программа по МХК (11 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мороз И.В. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
Дальнереченского городского округа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического заместитель директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 5»
совета школы ________ ( _____________________) _________ (С.Ю. Летовальцева)
Протокол №_______ «____»____________2014 г . «_____»_________________ 2014 г.
от «_____»___________ 2014 г.
Руководитель МС
________ (_____________________)
Рабочая программа
учебного курса по мировой художественной культуре
для учащихся 11-х классов
Учитель: Мороз И.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
При разработке рабочей программы использован Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования
Рабочая программа составлена на основе программ - Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5-9 (10) кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 (11-12) кл.: Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев / Сост. Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2002. - 192 с.
Количество часов: изучение курса рассчитано на 34 (35) часов (1 урок в неделю) в рамках базового курса.
Основное содержание курса:
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (10-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Основные темы курса:
-
Художественная культура XVII- XVIII веков (13 часов)
-
Художественная культура XIX века (10 часов)
-
Художественная культура XX века (11 часов)
ЗУН: В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:
· основные виды и жанры искусства;
· изученные направления и стили мировой художественной культуры;
· шедевры мировой художественной культуры;
· особенности языка различных видов искусства;
уметь:
· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
· для выбора путей своего культурного развития;
· организации личного и коллективного досуга;
· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
· самостоятельного художественного творчества.
УМК:
-
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.И. Данилова.- 3-е изд. - М.; Дрофа, 2007
-
Ойстрах- Демидова Т.Л. Мировая художественная культура (конец XIX- XX век). - М.: 5 за знания, 2007
-
Александров В.Н. История русского искусства.- Минск «ХАРВЕСТ», 2007
-
Шалаева Г.П. История мировой культуры (новейший справочник школьника).- М.: «Слово», 2007
-
Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов н /Д: Феникс, 2007
-
Рыбакова О.Ю. Азбука искусств (методы преподавания курса МХК).- Волгоград: «Панорама», 2006
Критерии оценок.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы являются на уроке основными. Формы организации деятельности учащихся на уроке - фронтальная, групповая, индивидуальная.
Критерии оценок письменных работ:
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.
Критерии оценок эссе:
«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные сведения.
Критерии оценок «экскурсии»:
«5» - Яркая запоминающаяся «экскурсия», точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.
«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная «экскурсия», или бедная экспозиция.
«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная «экскурсия»; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.
«2» - формальное отношение к выполнению задания.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты:
«5»- 90 % - 100 %
«4»- 70 % - 85 %
«3»- 50 % - 65 % «2»- менее 50 %