- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО 8 класс
Рабочая программа по ИЗО 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воронина М.А. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса рассчитана на изучение изобразительного искусства на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий ее реализацию, на особенности учащихся данного класса и разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
1) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2) Приказа №1089 от 05.03.2004 Минобразования РФ» Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
А также на основе:
1) Примерной программы по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-11 классы» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).2009 г.;
2) Рабочей программы по изобразительному искусству для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского, 2013 г.;
3)Приказа №1312от 09.03.2004 Минобразования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 уч. год»;
5) Учебного плана МБОУ Красноколоссовской ООШ» на 2014-2015 уч. год
7) Устава школы;
8) Лицензии ОУ;
9) Учебного и учебно-методического обеспечения по изобразительному искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 8 класса - помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Учащиеся должны:
-
освоить элементарную азбуку фотографирования;
-
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
-
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
-
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 8 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 8 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 2010г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю; в том числе контрольных работ - 4.
Для изучения раздела программы «ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА.
Роль изображения в синтетических искусствах»-8ч.
Для изучения раздела программы «ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.
«Эволюция изобразительных искусств и технологий».-7ч.
Для изучения раздела программы «ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. Что мы знаем об искусстве кино?» - 10ч.
Для изучения раздела программы «ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? Экран - искусство - зритель.»- 9ч.
Учебно - тематический план
№раздела
№ урока
Содержание темы урока
Кол-во часов
1
ВВЕДЕНИЕ. МИР ТВОИМИ ГЛАЗАМИ. Изображение вокруг нас
1
I
ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА.
Роль изображения в синтетических искусствах
8
2
Глава 1. Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
1
3
Глава 2. Правда и магия театра. Театральное искусство.
1
4
Глава 3. Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества.
1
5
Сценография как искусство и производство.
1
6
Глава 4. Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
1
7
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска.
1
8
Глава 5. Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
1
9
Глава 6. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Театрализованный показ проделанной работы.
1
II
ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.
«Эволюция изобразительных искусств и технологий».
7
10/1
Глава 1. Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
1
11/2
Глава 2. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
1
12/3
Глава 3. Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
1
13/4
Глава 4. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
1
14/5
Глава 5. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
1
15/6
Глава 6. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Глава 7. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
1
16/7
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
1
III
ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. Что мы знаем об искусстве кино?
10
17/1
Глава 1. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
1
18/2
Пространство и время в кино.
1
19/3
Глава 2. Художник - режиссер - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
1
20/4
Глава 3. От общего экрана к твоему видео. Азбука киноязыка.
1
21/5
Фильм - «рассказ в картинках».
1
22/6
Воплощение замысла.
1
23/7
Чудо движения: увидеть и снять.
1
24/8
Глава 4. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше, че художник.
1
25/9
Живые рисунки на твоем компьютере.
1
26/10
Компьютер на службе художника. Презентации обучающихся.
1
IV
ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? Экран - искусство - зритель.
9
27/1
Глава 1. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
1
28/2
Глава 2. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
1
29/3
Глава 3. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества.
1
30/4
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
1
31/5
Видео сюжет в репортаже, очерке, интервью.
1
32/6
Глава 4. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
1
33/7
Глава 5. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелещных искусств в жизни общества и человека.
1
34/8
Искусство - зритель - современность. Обобщение.
1
35/9
МИР ТВОИМИ ГЛАЗАМИ. Изображение вокруг нас. Обобщение темы года
1
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
№ п/п
Название темы урока
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности
Кол-во уроков
Календарные сроки.
план
факт
1
ВВЕДЕНИЕ. МИР ТВОИМИ ГЛАЗАМИ. Изображение вокруг нас
1
04.09.
-
ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. Роль изображения в синтетических искусствах - 8ч.
Театр и кино - синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.
Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра - самого древнего пространственно-временного искусства.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм - неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.
Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.
Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театральнозрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.
Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.
2
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль художника в содружестве драматурга, режиссера и актера в спектакле. Коллективность творчества - основа синтетических искусств.
Задания: обзорно-аналитические упражнения, исследующие специфику изображения в театре и кино: художес- твенно-творческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» с целью создания облика спектакля, предлагаемого режиссером, создание набросков и выработка предложений на тему «Как это изобразить на сцене».
Материалы: карандаши, бумага, компьютер.
Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.
Приобретать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссера и актера.
Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.
Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
1
11.09.
3
Правда и магия театра. Театральное искусство.
Актер - основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценографии и художника в театре. Сценография - элемент единого образа спектакля. Оформление живет только через актера, благодаря его игре. Природа актерской игры и основы актерского искусства.
Изменения театрального здания и сцены вследствие эволюции художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих актерскую природу театрального искусства и роль сценографии как части единого образа спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» («перемена отношения к вещи и месту действия»); создание подмакетника для спектакля и развитие в себе фантазии и веры в предлагаемые обстоятельства.
Материалы: карандаши, бумага, картон и иные материалы для этюдов и макетирования, а также компьютер.
Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля.
Узнавать, что актер - основа театрального искусства и носитель его специфики.
Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля.
Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актера, благодаря его игре.
Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).
1
18.09.
4
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества.
Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актера (т. е. создание образа места действия и костюма).'Типы декорационного оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства.
Анализ драматургического материала - основа режиссерского и сценографического решения спектакля.
Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене.
Основы режиссерско-сценографической и актерской грамоты.
Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих отличие бытового предмета и среды от сценических, а также роль художника-сце- нографа в решении образа и пространства спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» (создание образа места действия и сценической среды - лес, море и т. п.) как в актерски-игро- вой форме, так и в виде выгородки из 3-4 предметов, рисунке или макете.
Материалы: карандаши, бумага, картон; материалы, необходимые для этюда или макета, а также компьютер.
Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.
Приобретать представление об
исторической эволюции театральнодекорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.
Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении
1
25.09.
5
Сценография как искусство и производство.
Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения.
Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. Цвето-световая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и шоу. Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных технологий, требующие новые специальности дизайна сцены.
Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих творческие и производственно-технологические формы работы театрального художника (от эскиза и макета до их сценического
воплощения); индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» (создание игровой среды и ситуации, в которых актер может вести себя естественно, т. е. «быть», а не «казаться»), а также продолжение работы по пространственному и образному решению спектакля.
Материалы: карандаши, бумага, картон и иные материалы, необходимые для данного этюда или макета, а также компьютер.
Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.
1
02.10.
6
Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и прически от сценических.
Костюм - средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях.
Внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актерского перевоплощения.
Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих искусство внутреннего и внешнего перевоплощения актера при помощи костюма и грима; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» (создание костюма персонажа и его сценическая апробация, как средство образного перевоплощения).
Материалы: материалы, необходимые для создания костюма и его эскиза, а также компьютер для моделирования грима и прически персонажа.
Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.
Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера (наряду с гримом, прической и др.).
Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
1
09.10.
7
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска.
Искусство и специфика театрального костюма. Костюм, грим и маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.
Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.
1
16.10.
8
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа.
Виды театра кукол и способы работы с ними.
Технологии создания простейших кукол на уроке.
Игра с куклой - форма актерского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге.
Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих особо значительную роль художника в кукольном спектакле; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр - спектакль - художник» (создание куклы и игры с нею в сцени- чески-импровизационном диалоге).
Материалы: материалы, необходимые для создания кукольного персонажа и его эскиза, а также компьютер.
Понимать и объяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нем в качестве художника, режиссера или актера.
1
23.10
9
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Театрализованный показ проделанной работы.
Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.
Важнейшая роль зрителя как участника спектакля.
Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная значимость.
Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей.
Творческие упражнения и этюды ^г-! эффективная форма развития театрального сознания учащихся.
Задания: обзорно-аналитическая работа по итогам исследовательской и проектно-творческой деятельности на тему «Театр^ спектакль - художник» (в выставочных или сценических форматах).
Материалы: весь спектр материалов (включая компьютерное оборудование), необходимых для проведения итогового просмотра.
Подведение итогов четверти.
Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.
Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя - равноправного участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления - катарсиса.
Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.
1
30.10.
-
ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. «Эволюция изобразительных искусств и технологий».- 7 ч.
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).
Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от, рисунка к фотографии).
Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок - изображение действительности в формах самой действительности.
Фотография - не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.
Фотография - вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.
Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.
Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.
Сегодняшняя доступность фотоаппарата - не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.
Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проекг- но-творческой практике.
10/1
Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография - новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного.
История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение - не реальность, а новая художественная условность, несмотря на свое внешнее правдоподобие.
Центральное положение темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотогра- фирующего.
Задания: выполнение обзорно-аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника; пробные съемочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству», показывающие фотографический опьгг учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие.
Различать особенности художест- венно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии.
1
13.11.
11/2
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Опыт изобразительного искусства фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и отбора - основа операторского мастерства.
Практика фотокомпозиции и съемки: выбор объекта и точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии.
Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих операторское мастерство как умение фотохудожника видеть натуру, фиксировать в обыденном необычное; проектносъемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты и об- разно-кОмпозиционной выразительности фотоснимка).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.
Уметь применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.
1
20.11.
12/3
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
Свет - средство выразительности и образности. Фотография - искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, а ее изобразительным языком.
Операторская грамота съемки фотонатюрморта. Роль света в выявлении формы и фактуры вещй.
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественную роль света в фотографии; проектно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты съемки фотонатюрморта и выявление формы и фактуры вещи при помощи света).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для Передачи объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.
Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.
1
27.11.
13/4
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Образные возможности цветной и черно-белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход) как объект съемки.
Цвет в живописи и фотографии (ав- торски-сочиненный и природно-фикси- рующий). Графическая природа чернобелой фотографии.
Фотопейзаж - хранилище визуальноэмоциональной памяти об увиденном.
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих визуально-эмоциональную и репортаж- ную специфику жанра фотопейзажа; проектно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты в передаче образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съемки природного или архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.
1
04.12.
14/5
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека?
Постановочный и репортажный фотопортреты. Типичное и случайное при передаче характера человека в фотографии.
Операторская грамота репортажного фотопортрета: оперативность в выборе момента и места съемки, передача эмоционально-психологического состояния и др.
Практика съемки постановочного портрета.
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих общее и различное в природе образа в картине и фотографии, соотношения в них «объективного-субъективного»; проектно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты съемки репортаж- ного и постановочного фотопортрета).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Приобретать представления о
том, что образность портрета в фотографии достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского мастерства при съемке фотопортрета.
Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определенного
душевно-психологического состояния человека.
При съемке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека.
1
11.12.
15/6
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа.
Методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съемка с отвлечением и др.
Семейная фотохроника (альбом или электронная презентация) - история в родных лицах, запечатленная навсегда память о близких.
Операторская грамота фоторепортажа: оперативность съемки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др.
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих информационную и историческую значимость фотографии как искусства фактографии; проекгно-съемочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение навыков ре- портажной съемки).
Материалы: различные типы съемочной фотоаппаратуры, а также компьютер.
Фотография - остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации (СМИ).
Возможности компьютера в обработке фотографического материала.
Значение фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение художественных возможностей или фальсификация документа?
Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественные и технологические возможности компьютера в фотографии и его роль в правдивой трактовке факта; проектно-съемочный практикум на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение грамоты работы с компьютерными программами при обработке фотоснимка); участие в итоговом просмотре учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и их коллективное обсуждение.
Материалы: различные типы программ для компьютерной работы с фотографиями.
Понимать и объяснять значение ин-
формационно-эстетической и историко-
документальной ценности фотографии.
Осваивать навыки оперативной
репортажной съемки события и учиться
владеть основами операторской гра-
моты, необходимой в жизненной практике.
Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.
Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.
1
18.12.
16/7
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.
Подведение итогов четверти.
Выставка работ учащихся.
Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фотосъемка натюрморта и пейзажа.
1
25.12.
-
ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. Что мы знаем об искусстве кино? - 10ч.
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).
Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).
Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.
Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета).
Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и - прежде всего - режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).
Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).
Необходимость овладения азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма).
Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.
Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики - фундамент эффективности освоения кинокультуры.
17/1
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Кино - синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное изображение. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение - т. е. монтаж, который рождает экранный образ, придает смысл изображаемому и является языком кино.
Художественная условность пространства и времени в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от «Великого Немого» до прихода в кинематограф звука и цвета.
Задания: выполнение обзорно-ана- литических разработок, исследующих синтетическую природу киноизображения, условность экранного времени и пространства, роль монтажа, звука и цвета в киноискусстве; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (понимание взаимосвязи смысла монтажного видеоряда и его хронометража).
Материалы: видеоматериалы, необходимые для монтажного построения видеофразы при помощи компьютера.
Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.
1
15.01.
18/2
Пространство и время в кино.
1
22.01.
19/3
Художник - режиссер - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
Коллективность художественного творчества в кино. Художническая роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма.
Специфика творчества художника- постановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих особенности художественного творчества в киноискусстве; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео», моделирующие работу киногруппы и роль в ней ху- дожника-постановщика (выбор натуры для съемки, создание вещной среды и художественно-визуального строя фильма).
Материалы: видеоматериалы, необходимые для упражнений на данную тему при помощи компьютера.
Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино
1
29.01.
20/4
От общего экрана к твоему видео. Азбука киноязыка.
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции рассматриваются в трех аспектах: сценарном, режиссерском и операторском.
-
Фильм - «рассказ в картинках».
Значение сценария в создании фильма. Сценарий - литературнотекстовая запись будущего фильма. Раскадровка - изобразительная запись (покадровая зарисовка) фильма, в которой планируется монтажная последовательность планов.
Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съемки со схематическими зарисовками - наилучшая сценарная форма для любительского видео.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих роль сценария для большого экрана и любительского фильма; съемочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему видео» (формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана).
Материалы: бумага, авторучка и карандаш или компьютер.
Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме.
Приобретать представление о
значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.
Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы.
Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы».
1
05.02.
21/5
Фильм - «рассказ в картинках».
1
12.02.
22/6
Воплощение замысла.
-
Воплощение замысла.
Художническая природа режиссерско-операторской работы в создании фильма.
Искусство видеть и осознано выражать свою мысль на киноязыке (или читать ее на экране) - основа зрительской и творческой кинокультуры.
Образ как результат монтажного соединения планов. Азбука композиции «кинослова» и «кинофразы». Последовательный и параллельный монтаж событий. Организация действия в кадре - главная задача режиссера.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих смысл режиссуры в кино и роль режиссера при съемке домашнего видео; съемочнотворческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (практическое воплощение сценарного замысла в ходе съемки и монтажа фильма).
Материалы: видеоматериалы, необходимые для упражнений на данную тему при помощи компьютера.
Приобретать представление о творческой роли режиссера в кино, овладевать азами режиссерской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.
1
19.02.
23/7
Чудо движения: увидеть и снять.
-
Чудо движения: увидеть и передать.
Азы операторского мастерства при съемке кинофразы. Умение оператора «монтажно» мыслить и снимать. Замысел и съемка. Опыт фотографии - фундамент работы кинооператора (точка съемки, ракурс, крупность плана, свет).
Техника съемки камерой в статике и в движении. Влияние хронометража на ритм и восприятие происходящего на экране.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих художническую роль оператора в визуальном решении фильма; съемочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (освоение операторской
грамоты при съемке и монтаже кино- фразы.
Материалы: съемочная видеоаппаратура и компьютерные программы, необходимые для видеомонтажа.
Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно их применять в работе над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы повышать багаж своих знаний и творческих умений.
1
26.02.
24/8
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше, че художник.
-
Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник.
Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию.
Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбастеров (популярный и успешный в финансовом смысле фильм) до мини-анимаций или видеоклипов. История и специфика рисованного фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссера.
Задания: выполнение аналитических упражнений на темы жанрового и видового многообразия кино (на примере анимации), а также роли художника в создании анимационного фильма; съемочно-творческие работы на тему
«От большого кино к твоему видео» (создание авторского небольшого анимационного этюда).
Материалы: весь комплекс необходимой съемочной и монтажно-компьютерной аппаратуры.
Приобретать представления об
истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).
Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съемке.
Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и ее монтажа.
1
05.03.
25/9
Живые рисунки на твоем компьютере.
• Компьютерный анимационный фильм.
Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения или любительского видео. Разные типы компьютерных анимационных мини-фильмов, опыт их создания, актуальный для школьной практики («перекладки», «коллажи» и др.). Технология создания и основные этапы творческой работы.
Значение сценарно-режиссерских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной «кинофразы». Роль звукового оформления и типичные ошибки при создании звукоряда в любительской анимации.
Задания: анализ художественных достоинств анимаций, сделанных учащимися; заключительный этап проектно-съемочной работы над авторской мини-анимацией; участие в итоговом просмотре творческих работ по теме
Материалы: весь комплекс необходимой съемочной и монтажно-компьютерной аппаратуры.
Приобретать представления о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.
Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
1
12.03.
26/10
Компьютер на службе художника. Презентации обучающихся.
1
19.03.
-
ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? Экран - искусство - зритель. - 9 ч.
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов.
Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.
Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения - просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение -
мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.
Специфика телевидения - это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа - основа телеинформации.
Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.
Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения - от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни.
Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение - мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры - важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.
Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших - глубоких и талантливых - просветительских телепередач.
27/1
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение - новая визуальная технология или новая муза? Визуальнокоммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения - просветительской, развлекательной, художественной - его доминанту составляет информация. Телевидение - мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура - средство «фильтрации» и защиты от пошлости и разложения, льющихся с телеэкрана.
Интернет - новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в процессе создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и необходимость зрительской и творческой телеграмоты для современных школьников.
Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих информационную и художественную природу телевидения, его многожанровость и специфику»прямого ТВ», транслирующего экранного изображения в реальном времени; проектно-творческие упр. На тему «Экран - искусство - жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи.
Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени.
Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить все время перед экраном.
1
02.04.
28/2
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Специфика телевидения - это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документального репортажа - основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной тележурналистики.
Задания: выполнение аналитических разработок, рассматривающих кинодокументалистику как основу телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); проектно-творческие упражнения на тему «Экран - искусство - жанр», моделирующие состав репортажной съемочной телегруппы, ее творческие задачи при создании телепередачи, условия работы и др.
Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.
Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт документальной съемки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.
1
09.04.
29/3
Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества.
-
Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества.
Метод кинонаблюдения - основние средство изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей действительности - главное содержание телеинформации. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре - основная задача авторов-документалистов.
Средства достижения правды на телеэкране и в собственных видеосюжетах. Фиксация события, пусть долгая и кропотливая съемка, но не инсценировка.
Режиссерско-операторская грамота рассматривается на примере создания видеоэтюда и видеосюжета.
Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.
Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке.
1
16.04.
30/4
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
-
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
Дальнейший этап освоения кинограмоты: от «видеофразы» к «видеоэтюду». Анализ драматургического построения экранного действия на примере фрагментов документальных телефильмов (3-5 фрагментов).
Видеоэтюды на передачу настроения; пейзажные, архитектурные или портретные зарисовки, в которых воплощается образно-поэтическое видение мира и человека.
Композиция видеоэтюда: драматургическое взаимодействие изображения и звука.
Задания: выполнение аналитических разработок, раскрывающих эмоцио- нально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нем человека и природы; проектно-съемочный практикум на тему «Экран - искусство - жизнь» (процесс создания видеоэтюда).
Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съемки и компьютерного монтажа видеоэтюда.
Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нем человека и природы.
Учиться реализовывать сценарнорежиссерскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда.
Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения.
1
23.04.
31/5
Видео сюжет в репортаже, очерке, интервью.
Художественно-информационное сообщение о событии любой значимости - содержание видеосюжета, который может решаться как интервью, репортаж с места события или очерк. В них, в отличие от видеоэтюда, главное - не эмоционально-поэтическое видение и отражение мира, а его осознание. Авторская подготовленность к выбору и освещению события, а также оперативность в проведении съемки.
Большая роль слова в сюжете: в кадре и за кадром, в виде «внутреннего монолога» или комментария. Музыка и слово преобразуют содержание «картинки» и создают новую смысловую образность. Контрапункт в сочетании изображения и звука (слышу - одно, вижу - другое), расширяющий эмоционально-смысловое содержание сюжета.
Задания: выполнение аналитических разработок, раскрывающих информаци- онно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нем события и человека; проектно-съемочный практикум на тему «Экран - искусство - жизнь» (процесс создания видеосюжета).
Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съемки и компьютерного монтажа видеосюжета.
Понимать информационно-репор- тажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нем события и человека.
Уметь реализовывать режиссерско- операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки видеосюжета.
Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съемке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете.
1
30.04.
32/6
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным.
Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или текстовой фабулы.
Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет-простран- стве.
Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих изменения формы киноязыка современных экранных произведений на примере видеоклипа и т. п.; проектно-творческие работы на тему «Экран - искусство - жизнь» (овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания).
Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съемки и компьютерного монтажа видеоклипа.
Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п.
Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении.
В полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений
1
07.05.
33/7
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелещных искусств в жизни общества и человека.
• Роль визуально-зрелищных искусств в обществе и жизни человека.
Позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение - регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран - не пространство культуры, а кривое зеркало, отражающее пошлость и бездуховность. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры - путь духовно-эстетического становления личности.
Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих позитивные и негативные стороны влияния телевидения на человека и общество; проектно-творческие упражнения на тему «Экран - искусство - жизнь» (создание видеодайджеста о влиянии современного телевидения на искусство).
Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.
Узнавать, что телевидение, прежде всего, является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени.
1
14.05.
34/8
Искусство - зритель - современность. Обобщение.
-
Экран - художник - зритель.
Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя. Лучше ли модный фильм простого рисунка от того, что он создан при помощи компьютера? Никакая новая технология в искусстве не отменяет художественные произведения своих предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не отменяет художественные достижения кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство - бессмертно. Оно - вечный спутник человека на дороге длиною в жизнь.
Задание: итоговый просмотр учебно-аналитических и проектно-творчес- ких работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение.
Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияния на психологию человека, культуру и жизнь общества.
Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственно- го развития и своей творческой самореализации.
Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном.
Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное.
Рассуждать, выражать свое мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников.
Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства.
1
21.05.
35/9
МИР ТВОИМИ ГЛАЗАМИ. Изображение вокруг нас. Обобщение темы года
1
28.05.
Контроль знаний учащихся (8 класс)
-
Назовите общие выразительные средства визуальных искусств.
-
Какие выразительные средства сценографии вам известны?
-
Перечислите виды сценического оформления.
-
По каким общим законам строится восприятие композиции картины и сцены?
-
Назовите известных художников театра.
-
Роль и предназначение грима в театре? (дайте объяснение).
-
Перечислите виды театральных кукол.
-
Что вам известно об этапах развития фотографии?
-
Ракурс - …
-
Что подразумевает собой грамота портретной съёмки?
-
Монтаж - …
-
Как составляется сценарный план?
-
Назовите жанры кино.
-
Интервью - …
-
Какую роль играет звук и музыка в фильме?
-
Что вам известно о новых способах изображения?
-
Назовите этапы сценарной работы.
Требования к результатам обучения.
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Отметка
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Оценка «5» (отлично)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.
Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.
Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.
Оценка «4» (хорошо)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.
Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.
Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла
Оценка «3» (удовлетвори-
тельно)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.
Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.
Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.
Оценка «2» (неудовлетвори-
тельно)
ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Учебно-методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М.: Просвещение, 2010г.
Учебник «Искусство 8-9 класс» Сергеевой Г.П. - М.: Просвещение, 2009 г.,
«Хрестоматия музыкального материала»
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on - line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Б-Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
Работы учащихся.
Фотографии.
Проекты учащихся.
Контроль и оценивание
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Контрольных работ - 4.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству
-
Самостоятельность
«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);
«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).
-
Выразительность рисунка
«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный, наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное сочетание цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);
«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут, неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.
-
Способ выполнения рисунка
«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.
«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, отсутствует использование схемы, линий построения рисунка.
-
Эмоционально-эстетическое отношение
«5»-«4» - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;
«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в отсутствии интереса к работе.
34