Развитие творческих способностей учащихся на занятиях во внеурочной деятельности

Занятия внеурочной деятельностью имеют значительный простор для развития  индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками технологии и изобразительного искусства  и опираться на знания, полученные ранее учащимися на этих уроках, так как эти уроки и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи - всестороннее  и гармоничное развитие детей  в процессе их деятельности.     Самоделки из разных материалов  - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся. Из доступных, легко обрабатываемых материалов дети могут сделать много интересных и полезных вещей.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие творческих способностей учащихся на занятиях

во внеурочной деятельности.


Занятия внеурочной деятельностью имеют значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками технологии и изобразительного искусства и опираться на знания, полученные ранее учащимися на этих уроках, так как эти уроки и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи - всестороннее и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности.

Самоделки из разных материалов - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся. Из доступных, легко обрабатываемых материалов дети могут сделать много интересных и полезных вещей.

Изготовление поделок не должно являться самоцелью, оно призвано служить лишь средством для реализации поставленных целей и задач. Необходимо помнить, что труд учащихся должен быть общественно полезным, поэтому той или иной поделке следует иметь практическое назначение: служить наглядным пособием, счетным материалом, выставочным экспонатом детского творчества, подарком на праздник и т.п.

Изготовление самоделок имеет большое воспитательное значение. правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Видя готовые поделки, учащиеся сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к соей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление. память. особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность.

Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного. поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования ее там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы ее построения.

Внеурочные занятия являются составной частью всей учебно - воспитательной работы в школе, поэтому, приступая к их организации, прежде всего необходимо составить четкий план работы на четверть, полугодие, год. В плане следует наметить темы экскурсий, бесед, рассказов, инструктажей, практических заданий, предусмотреть наличие необходимых материалов и инструментов. В каждую тему надо включить несколько видов изделий, что даст возможность при необходимости заменить как материалы, так и практические задания.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводиться большая часть времени - 90 %.

Особо следует сказать о материалах. Их перечень и объем следует предусмотреть заранее - сбор некоторых из них зависит от сезонных условий.

Дети любят мастерить, шить, клеить. В этом им помогают родители, но, как правило, эта работа не имеет целевой направленности, поэтому целесообразно познакомить родителей с планом кружковой работы, рассказать о значении и задачах не только уроков, но и внеклассных занятий. Тесная связь семьи и школы будет способствовать трудовому обучению и воспитанию школьников.

На внеклассных занятиях необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовлении конкретной поделки, а на ее конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку.

Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к занятиям. То есть необходимо помнить, что внеклассные занятия должны строиться с учетом интересов учащихся - в этом их главное отличие от уроков.

В каждом конкретном случае занятия можно организовать по-разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного вида материалов, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.

При организации занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности, склонности, возрастную группу учащихся, материально-техническую базу. В группе должно быть 10 - 15 человек. С большим количеством учащихся трудно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения.

В процессе работы значительную роль играет степень подготовленности детей, умения и навыки, полученные ранее в детском саду, школе или дома.

Особо следует сказать о работе с детьми шестилетнего возраста. Они выполняют, как правило, простейшие изделия. К ним относятся лепка из пластилина овощей, фруктов, разных зверюшек, аппликации из листьев, бумаги, ткани, изготовление некоторых объемных поделок с использованием готовых разверток или по образцу и с применением природных материалов.

В начале занятий проводиться краткая беседа, рассказ, где сообщаются сведения об инструментах, материалах, их использовании в народном хозяйстве. У детей шестилетнего возраста отсутствует длительный интерес к определенному виду работы, поэтому им целесообразно давать такие задания, чтобы их можно было выполнить за одно занятие.

Целесообразно в рабочей комнате иметь постоянно действующую выставку или выставлять выполненные изделия. Дети видят результат своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.

Заключительной формой внеклассных занятий служит итоговая выставка творческих работ детей, к отбору экспонатов на которую необходимо активно привлекать самих учащихся. Экспонируются обычно лучшие образцы, но желательно, чтобы среди них были поделки всех участвовавших в работе школьников.

© 2010-2022