Методическая разработка урока Бабочки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9


Управление образования исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района


Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова







Методическая разработка урока

«Бабочки»



Разработала педагог

дополнительного образования

I квалификационной категории

детского объединения «Колорит»

отдела «Эстетики быта»

Глухарева И.С.






г. Нижнекамск, 2008

Содержание

Введение

  • цель и задачи занятия…………………………..………....3

  • материалы и инструменты…………………………..….…3

  • литература…………………………………………..……...3

Ход урока

  • организационный момент……………………………………4

  • теоретическая часть………………………………………...…4

  • практическая часть………………………………………..….5

Заключение………………………………………………...…………….6

Приложение…………………………………...…………………………7
















Введение

Цель урока: изучение видов бабочек, знакомство с их строением и цветовыми формами, освоение художественного метода «лессировка».

Задачи:

  1. Изучить виды бабочек, их строение, размеры, особенности их жизни;

  2. Научить поэтапно выполнять работу, освоение художественного метода «лессировка;

  3. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания, способствование развитию речи и памяти;

  4. Воспитать бережное отношение к природе, развитие наблюдательности у детей;

  5. Знакомство детей с русской (А.Барто) и японской поэзией.

Материалы и инструменты:

Для учащихся:

  • альбом (ф. А4, для композиции ф.А3);

  • краски (акварель, гуашь по выбору учащихся);

  • кисти № 2, №4;

  • простой карандаш и стерка;

  • баночка для воды,

палитра, клееночка на стол;

Для педагога:

  • поэтапные образцы работ;

  • авторские работы педагога;

  • детские работы;

  • репродукции;

  • иллюстрации;

  • фотографии.

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т2 Биология / Сост. Исмагилова С.Т.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аванта+, 1996. - 704с., ил.

  2. Агния Барто. Твои стихи. - М.: Гос. Издательство детской литературы Мин. Просвещения РСФСР, 1960. - 462с.: ил.

  3. Одинокий сверчок: Классические японские трехстишия хайку / Вступл. И перевод с японского А.А. Долина; Оформление Г.Ордынского. М. : Дет. Лит. 1987. - 63 с.

  4. Насекомые. Книжка - раскраска для дошкольников Н.В.Нищева - Спб: Детство - ПРЕСС, 2005. -16с.

  5. Бабочки - волшебницы. Серия «Мир нашего детства» И.Лыкова, Т.Корчемкина - М.: Издат. Дом «Карапуз»:, 2001, 14с.

  6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1- 4классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208с. - (Мастерская учителя)

  7. Карашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64с. (Серия «Вместе с детьми»)


Ход урока

Организационный момент:

  • Встреча детей, их размещение;

  • Проверка присутствия учащихся на уроке;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Организация рабочего места;

  • Техника безопасности на уроке.

Теоретическая часть

Весенний день… В окно трамвая

Влетела бабочка живая,

Влетела бабочка в окно,

Цветная, как в цветном кино.

- Вот пассажирка без билета ! -

Ей говорит кондуктор вслед.

Она уже далеко где-то,

Ее давно в трамвае нет.

Она летела по вагону

Оранжевая с ободком…

Она уже в кустах зеленых

На новом сквере городском.

Она на солнышке резвиться,

Она считает всю столицу

Огромным садом, цветником.

Агния Барто, 1951г.

А вот стихи японских писателей. Они немного необычны, но очень красивы:

Бабочка, не спи!

Ну, проснись же поскорее -

Давай с тобой дружить! (Басе)

Бабочка в саду.

Подползет малыш - отлетает,

Подползет - опять отлетает. (Исса)

В закатных лучах

Одинокая бабочка вьется

Над переулком… (Кикаку)

Ветер подует -

И на новую ветку вспорхнет

Бабочка на иве… (Исса)

Бабочка, бабочка,

Что за сон тебе снится?-

Крылышками машет…

(Тие-ни)




Мир нашего детства - это чудесный калейдоскоп, в котором бережно хранятся всю жизнь и часто вспыхивают в памяти самые красивые и необычные, удивляющие и восхищающие картины.

Одна из таких памятных картин - бабочки - красавицы.

Еще сидя в коляске или на руках у мамы, малыш заворожено следит за летающим цветком. Едва встав на ножки, спешит догнать порхающее чудо. И схватив в руки карандаш или кисть, торопится запечатлеть портрет радужной красавицы.

Бабочки (их более 140 видов) принадлежат к отряду чешуекрылых: их крылья покрыты чешуйками. От них зависит все великолепие окраски бабочек: в чешуйках находятся красящие вещества. Но особенно яркие, с металлическим блеском цвета придают чешуйки особого рода - оптические. В них нет пигмента, и все - таки они сверкают волшебными переливами. Получается это оттого, что оптические чешуйки преломляют солнечные лучи, разлагая их на различные цвета спектра, - вот и сияет бабочка, словно многоцветная радуга! В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

Корм бабочек - нектар цветов. Некоторые сосут сок гниющих плодов. Почти все бабочки и их личинки - создания мирные. Только гусеницы некоторых молей и совок нападают на других насекомых и поедают их.

Вот некоторые виды бабочек:

ЛИМОННИЦА - весной появляется раньше всех бабочек. Еще травы не зазеленели, только первые цветы распустились, а уже летают желтые бабочки, Это самцы. А самочки блеклые, почти белые. Живут до 10 мес. Перезимуют и весной снова порхают. Летом отложат яички и умирают.

АДМИРАЛ - бабочка путешественница. Эти бабочки летят на юг поодиночке, низко над землей. Бабочка черно- бурая, почти черная, а на крыльях - красные полосы, как лампасы на адмиральском мундире.

ТРАУРНИЦА - любят эти бабочки сидеть на дорогах, расправив черно-бархатные крылья с белой каймой. А если сложат их вместе, то всегда так повернутся, чтобы солнце прямо сверху светило. Утром к востоку, в полдень - на юг, а вечером к западу направлены. Живой компас получается!

МАХАОН - самая большая и самая красивая из бабочек, обитающих на территории бывшего СССР! Из жарких стран к нам переселилась. Их очень мало, поэтому берегите их.

ГОЛУБЯНКА - бабочка маленькая, на вид простенькая, но у ее гусениц интересная жизнь!

Они «дружат» с муравьями. Живут в муравейниках, едят здесь тлей и даже муравьиные яйца. А муравьи «доят» этих гусениц: щекочут усиками и получают сладкую капельку из особой железы на их спинке.

БРАЖНИК «МЕРТВАЯ ГОЛОВА» - это ночная бабочка, достаточно редкая. По ночам она «бражничает» - грабит пчел! Крепким хоботком проткнет соты и пьет мед. При этом жужжит по - пчелиному. Но обман не всегда удается - бывает, набросятся пчелы на грабителя и жажалят насмерть.

Практическая часть

Работа выполняет на листе ф. А4. Расположение листа - альбомное. Выполняется этюд бабочек разных по форме, по строению и цвету. Работа выполняется поэтапно.

Этапы выполнения работы:

  1. Закомпоновать бабочку простой геометрической формой, используя линию симметрии;

Методическая разработка урока БабочкиМетодическая разработка урока Бабочки









  1. Выполнить построение рисунка, соблюдая анатомически верные пропорции части тела бабочки;

Методическая разработка урока БабочкиМетодическая разработка урока Бабочки



  1. Выполнение работы в цвете методом лессировки.

Методическая разработка урока Бабочки




Заключение

В конце урока проводится анализ работ. Рисунки оцениваются по следующим параметрам:

  • схожесть изображения с оригиналом, его узнаваемость и характерное отличие;

  • сочетаемость цветов, прорисовка мелких деталей;

  • общая выразительность, аккуратность работы;

Наиболее удачные работы оформляются на выставку «Лучшие рисунки». Затем учащиеся проводят уборку рабочих мест, одеваются и уходят домой.

Физкульминутка


Видишь, бабочка летает,

(Машем руками - крылышками)

На лугу цветы считает.

(Считаем пальчиком)

-Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать!

(Прыжки на месте)

За день, за два и за месяц…

(Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы на смогла!

(Считаем пальчиком)

(Г. Виеру)

Гимнастика для глаз

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

ПриложениеМетодическая разработка урока БабочкиМетодическая разработка урока Бабочки




Лимонница Адмирал

Методическая разработка урока Бабочки

Методическая разработка урока БабочкиМетодическая разработка урока Бабочки




Траурница Махаон

Методическая разработка урока Бабочки




Голубянка Павлиний глаз

Приложение

Методическая разработка урока Бабочки

Методическая разработка урока БабочкиМетодическая разработка урока Бабочки

© 2010-2022