• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Мастер-класс «Воспитание этических чувств на занятиях внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Мастер-класс «Воспитание этических чувств на занятиях внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Мастер-класс "Воспитание этических чувств на занятиях внеурочной деятельности "Умелые ручки", проходил в рамках зонального Фестиваля педагогических идей«Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного, начального и общего образования в рамках реализации ФГОС». Состоял из двух частей выступления и практической части. Конспект выступления может быть использован учителями изобразительного искусства, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер- класс «Воспитание этических чувств

на занятиях внеурочной деятельности «Умелые ручки».

Герасимова Юлия Михайловна

Учитель изо МОУ «Липицкая СОШ»

Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.

Народная мудрость

Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой - телевидением, Интернетом, СМИ и т.д. Дети огромное количество времени проводят за экранами телевизоров и компьютеров, а что смотрят наши дети по телевизору? По всем каналам телестрашилки с рычащим тембром голоса за кадром. А все действительно нужные для их гармоничного развития программы сосланы на канал «Культура», который по моим опросам, смотрят единицы учащихся нашей школы.

Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип -человека, технически образованного, но духовно отчуждённого от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность. Во время поведения опроса детей «На кого вы хотели быть похожи?», почти 40% девочек начальной школы ответили, что они хотят быть похожими на героиню шоу «Битва экстрасенсов» Джулию Ванг, и только 3% девочек назвали имена добрых героинь детских сказок. Мальчики называли имена героев современных фильмов и компьютерных игр про вампиров и килеров.

Именно для того, чтобы ребенок мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, а не проводил время у телевизора и компьютера, важно приобщить его к занятиям творчеством. Что помогает с раннего детства развивать у ребенка стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Именно поэтому в нашей школе кроме уроков изобразительного искусства в начальных классах, отведено по два часа в неделю на занятия внеурочной деятельностью «Умелые ручки».

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей.

Основной целью программы «Умелые ручки» является формирование духовно-нравственной личности посредством изучения декоративно-прикладного искусства.

Большое внимание на своих занятиях я уделяю воспитанию этических чувств учащихся. Каждое занятие начинается с психологического настроя, в виде тренинга. Например - дети говорят друг другу комплементы, пожимают перед работой в парах руку партнеру и говорят о том, что им приятно работать сегодня именно с этим человеком и т.д. Объясняю детям, что очень важно то, что мы слышим и говорим друг другу, какую музыку слушаем, ведь наш организм почти на 80 % состоит из воды. А влияние звуков на кристаллы воды очень велико, подтверждением чего, является научный фильм, который просматривают дети на одном из вводных занятий.

Программа «Умелые ручки» включает в себя различные виды ручного художественного труда. Не малая часть программы отведена народному искусству. Ведь народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Народное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Например, на занятиях, где дети изготавливали различные народные куклы- обереги, я рассказываю им не только о технологии выполнения этих кукол, но и о том, что древние русы были духовно чистыми людьми. Их основными жизненными ценностями были совесть, достоинство личности, сбережение народа и абсолютная гармония с природой. Ненавязчиво вывожу детей на диалог о главном. Здесь важны мысли детей, обращение к их пусть еще небольшому, но собственному жизненному опыту. Важно обратиться к чувствам детей. И оформлено все это может быть в игровой форме. Например, на том же занятии по изготовлению кукол в первом классе, детям была дана возможность поиграть в «Дочки -матери» с любимой игрушкой, спеть колыбельную всей игрушке, поговорить о чувствах матери и ребенка. В работе с бросовым материалом (пластиковыми бутылками, одноразовой пластиковой посудой, обрезками тюли, старыми искусственными цветами, которые были модными в свое время и т.д.) важно говорить с детьми не только о бережном отношении к природе и второй жизни подаренной старой вещи, но и том, что так же как и в любой самой простой и невзрачной вещи можно увидеть красоту и необычность, в любом человеке можно рассмотреть индивидуальность и красоту. Поэтому в работе на своих занятиях я стараюсь использовать самые простые и доступные материалы. Разнообразить занятия с учащимися младшего школьного возраста довольно просто, для этого я использую игру, поучительный сказки и притчи, просмотр мультфильмов, способствующих воспитанию этических чувств учащихся.

Как правило, свои поделки ребята используют в качестве подарков родным и близким, и здесь немало важна беседа с детьми на тему «Поспешай делать добро».

В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс занятий «Умелые ручки».

-И сегодня я предлагаю вам выполнить своими руками сувенир «Ангелочек». А начать свой мастер-класс я хочу со знакомства, заодно и с психологического настроя.

Участникам мастер-класса предлагается на вырезанных из бумаги ладошках написать свое имя и дополнить сведениями о любимом занятии, хобби. Подписанные ладошки располагаются на доске в форме лучей солнца, вокруг круга с надписью названия мастер-класса. Сопроводить эту процедуру можно словами о том, что атмосфера на мастер-классе будет теплой и солнечной.

-Данный сувенир с детьми мы изготавливали в подарок мамам к празднику 8 марта. Вводную беседу с детьми я начинала с опроса, знают ли они кто такой ангел- хранитель? Постепенно выводя беседу к тому, что ангелом-хранителем для детей является мама, сопровождая беседу притчей о матери. Дети делились мыслями о том, какие чувства человек испытывает к маме? Какие чувства должен испытывать во время изготовления подарка для мамы?

Вниманию участников мастер-класса предлагается видеоролик «Притча о матери». После чего участники приступают к практической части -изготовлению сувенира.




© 2010-2022