Конструкт открытого урока по ИЗО Осень в твоем натюрморте по ФГОС

Представлен конструкт урока "открытия" новых знаний по ФГОС. Ребята работают с такими понятиями как: барельеф, бумагопластика, коллаж. Реализован деятельностный подход в групповой работе обучающихся. Работа была представлена на городском конкурсе "Педагогический дебют" и номинирована как "Лучшая методическая разработка" и дипломом победителя I степени.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока по теме «Осень в твоем натюрморте»


Тип урока:«открытия» новых знаний

Цель урока (для учителя):создать условиядля развития творческого мышления в процессе художественно-творческой деятельности

Задачи урока (для учителя):

  1. Образовательные:

  • Продолжить знакомство с жанром натюрморта, основами композиции и правилами постановки;

  • Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета;

  • Формирование навыков работы над натюрмортом в различных техниках

  1. Развивающие:

  • Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления;

  • Формирование у учащихся пространственного мышления;

  • Совершенствование у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета;

  • Развитие у учащихся глазомера;

  • Развивать творческий потенциал личности, художественный вкус.

3. Воспитательная:

  • содействовать формированию у обучающихся целостной картины мира;

  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда в группах;

  • продолжить формирование умений слушать собеседника и вести диалог в классе, в группе.

Средства обучения: электронная презентация, ПК учителя, проектор,пакет с заданиями для групп.предметы для постановки (молоток, яблоко, ваза с цветами, карандаши).

Цель урока (для ученика): Нарисовать натюрморт.

Задачи (для ученика):

  1. Узнать правила составления натюрморта.

  2. Составить (нарисовать) композицию в соответствии с этими правилами.

  3. Придумать название композиции.

Организация пространства: 4 парты «елочкой» с проходом между ними по 5-6 человек за партой, одна группа обучающихся с медленным темпом работы.

Структура урока

Этапы урока (время), задачи

Содержание этапа

Деятельность (УУД): Л - личностные, К - коммуникативные, Р - регулятивные,

Оценивание (показатели выполнения задачи)

учитель

ученик

Организационный (1'), Цель: подготовка обучающихся к работе, определение

содержательных рамок.

Приветствие,

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Здороваются, садятся.

На столах раздаточный пакет с заданиями и учебными принадлежностями.

Визуальный контроль. Наличие на столах пакетов с раздаточным материалом.

II. Актуализация знаний(3')

Цель:самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Формулирование цели урока.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Постановка цели урока

Определение понятия «Натюрморт»;

История натюрморта.

Формулирует тему урока;

Помогает поставить цель к уроку.

К:слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, обосновывают и доказывают свою точку зрения.

Л:осознают свои возможности. Предлагают формулировки целей урока.

П:строят осознанные речевые высказыванияв устной форме

П: дают определения понятиям.

Визуальный контроль.

Полно формулируют значение понятия «натюрморт».

Формулируют цель урока близкие по содержанию к эталону.

III. «Открытие» учащимися новых знаний(6')

Цель: создание условий для «открытия» новых знаний

Приведение примеров «неправильных» постановок натюрморта

Формулирование требований к постановке натюрморта.

Помогает решить проблему дисгармоничной композиции натюрморта и сформулировать требования к постановке.

П:анализируют условия задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, систематизируют знания.

К: вступают в диалог; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Р:используют личный опыт; принимают и сохраняют учебную задачу.

Формулируют требования к постановке натюрморта.

Обосновывают и доказывают свою точку зрения.

Физминутка(1')

Цель:развитие межполушарного взаимодействия

Применение здоровье сберегающих технологий.Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Проводит инструкцию по выполнению.

Р: встают на верных ответах

Визуальный контроль.

IV. Первичное закрепление(2')

Цель:

обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Инструктаж по работе в группах.

Объясняет план работы в группах.

Отвечает на уточняющие вопросы

Р: определяют последовательность действий длярешения задачи по инструкции.

К: слушают и слышат собеседника.

П: применяют полученные знания о составлении композиции из овощей и фруктов с соблюдением выявленных правил композиции.

Следуют инструкции в дидактических материалах.

Умеют планировать работу до ее начала.

Правильно устанавливают последовательность действий.

Верно выбирают темп работы для достижения положительного результата.

Составляют натюрморт по требованиям к композиции.

VПрактическая работа в группах. (10`)Цель: создать условия для реализации творческого потенциала участников групп

Работа в группах:

  1. Выполнение натюрморта из пластилина в технике барельефа

  2. Выполнение натюрморта в технике бумагопластики.

  3. Выполнение натюрморта в технике коллажа.

  4. Выполнение натюрморта в технике монотипия (группа с медленным темпом работы).

Целевые обходы:

1. Визуальный контроль: проверка организация рабочего места и правил техники безопасности. Отвечает на уточняющие вопросы.

2. Визуальный контроль: правильное выполнение композиционных правил, законов.Регулирует споры, порядок работы. В случае крайней необходимости оказывает помощь индивидуально или всей группе.

3. Визуальный контроль: проверка завершающего этапа работы Коррекция.

П: подготавливают рабочее место,соблюдая правила гигиены учебного труда.

Л: имеют желание работать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.

Р, К: обсуждают и составляют план и последовательность действий методом «мозговой штурм»

Р, К: принимают и находят пути решения учебной задачи.

Визуальный контроль: составленный натюрморт соответствует предъявленным требованиям;

в творческой работе участвуют все члены группы.

Выполняют работу в отведённый промежуток времени.

Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь.

VI. Рефлексия(5`) Самооценка

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.

Р:оценивают свою работу,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.

К:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Обсуждают и оценивают работу других групп.

VII. Домашнее задание (3').

Сформулировать задание на дом.

Подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Объясняет домашнее заданиез зультатов заполнения черновика таблицы, коррекция записей.ление инированности (соблюдение эстетических правил оформления т.

Р: записывают домашнее задания

Визуальный контроль учителя (записи в дневниках).


Аргументация действий учителя и обучающегося

Действие

Учитель

Обучающий

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Установление дисциплины, обеспечение необходимыми инструментами для качественной работы

Проверка наличия инструментов и материалов для творчества, настрой на плодотворную работу.

Актуализация знаний

Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через структурирование и обобщение знаний обучающихся

Выявление непонятных понятий для дальнейшего обсуждения, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

«Открытие» учащимися новых знаний

Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через создание ситуации несоответствия дисгармоничной постановки натюрморта и интуитивного представления о гармонии и красоте

Демонстрация понимания композиционных правил, принципов законов через формулирование требований к постановке натюрморта.

Первичное закрепление

Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через организацию работы в группах

Демонстрация навыков определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата через составление алгоритма действий.

Практическая работа в группах

Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через самостоятельную творческую работу в группах.

Закрепление навыков построения композиции согласно требованиям к постановке натюрморта и составленному группой плану.

Рефлексия

Фиксация успехов и трудностей работы, формирование коммуникативной компетенции

Закрепление умений рецензирования работ одноклассников, закрепление изученного на уроке нового материала.


Ожидаемые результаты:


Личностные. Проявление интереса учащихся к поставленной задаче, мотивация к учебной деятельности.

Предметные. Формирование представлений о жанре натюрморта, умение составлять натюрморт, следуя композиционным требованиям. Формирование навыков осознанного восприятия произведений искусства, композиционного мышления.

Метапредметные. Формирование умений определять цель и проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение, делать выводы, планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели, оценивать свою работу; корректировать своё мнение.

Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ (баллы суммируются).


  1. Оформление. 1б

Компоновка листа.

Организация плоскости листа:

- многоплановость (ближе- ниже, дальше - выше, ближе - больше, дальше - меньше, 1, 2, 3 …план);

- линия горизонта;

- способ загораживания;

2. Без ошибок. 1б

Использование композиционных правил, принципов, законов:

- ритм;

- центр композиции;

- симметрия/ асимметрия;

- статика/ динамика;

- цельность;

- жизненность;

-линейная перспектива.

Для живописи:

- теплые цвета/ холодные цвета;

- многочисленность оттенков.

3. Содержание. 1б

Декоративная переработка форм растительного мира.

Владение техникой выполнения.

Оригинальность работы.

4. Полнота. 1б

Самостоятельность выполнения работы.

Законченность работы.

5. Аккуратность. 1б


Приложение №1.

Презентация к уроку по теме «Осень в твоем натюрморте»

Приложение №2



Пакет с заданиями для 1 группы.

Состав пакета: инструкция, основа-фон для композиции, примеры работ, пластилин, стеки.

Инструкция для группы №1

Задание: выполнить осенний натюрморт из 3-4 предметов в технике барельефа*.

Алгоритм работы необходимо составить по порядку.

Придумать, что вы хотите изобразить.

Каждый участник лепит свой предмет натюрморта.

Распределить предметы натюрморта для лепки каждому участнику.

Силуэты предметов прикрепляем к основе.

Декорируем их, тонкой палочкой рисуем рельеф.

Определить местоположения предметов.

Советы мастера:

Следите, чтобы пропорции предметов соответствовали их реальному изображению.

Отметьте, что рельефное изображение можно выполнять разными способами: маленькими кусочками постепенно наращивать выпуклые формы или сразу готовые вылепленные формы налеплять в нужные места рисунка.

________________________

*Барельеф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма.


Пример работы.Конструкт открытого урока по ИЗО Осень в твоем натюрморте по ФГОС

Пакет №2: инструкция, основа-фон для композиции, примеры работ, цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы.

Инструкция для группы №2

Задание: выполнить осенний натюрморт из 3-4 предметов в технике бумагопластики.

План работы необходимо составить по порядку.

Придумать, что вы хотите изобразить.

Каждый участник вырезает свой предмет натюрморта.

Распределить предметы натюрморта для каждого участника.

Силуэты предметов приклеиваем к основе.

Определить местоположения предметов.

Советы мастера:

Для большей выразительности используйте темные и светлые оттенки.

Объем также подчеркнет вашу работу.

Возможно использование техники оригами


Пример работы.

Конструкт открытого урока по ИЗО Осень в твоем натюрморте по ФГОС

Пакет №3: инструкция, основа-фон для композиции, примеры натюрморта, кусочки ткани, газет, журналов, клей, ножницы.

Инструкция для группы №3

Задание: выполнить осенний натюрморт в технике коллажа*.

План работы необходимо составить по порядку

Определи, какой материал вы будете использовать для коллажа

Силуэты предметов приклеиваем к основе.

Нарвите или нарежьте кусочки подготовленной цветной бумаги, разложите их по цвету, чтобы заполнить разные фрагменты композиции

Начните работу с больших пятен, затем продолжите по задуманному эскизу

Выберите эскиз натюрморта или придумайте свой.

Определить местоположения предметов.

Советы мастера:

Для большей выразительности используйте темные и светлые оттенки.

_________________

Коллаж - это особая техника создания изображения с включением различных материалов.Например: кусочки газет, журналов, обоев, цветной бумаги, тканей, веревок.

Пример работы.Конструкт открытого урока по ИЗО Осень в твоем натюрморте по ФГОС

Пакет №4: инструкция, основа-фон для композиции, примеры работ, гуашь, баночка с водой, листья, трафареты.

Инструкция для группы №4

Задание: выполнить осенний натюрморт в технике монотипии*

План работы необходимо составить по порядку

Ровным слоем нанеси краски на лист или трафарет.

Положи лист, пока краска не высохла на фон-основу натюрморта и слегка прижми его.

Приподними за уголок и аккуратно сними лист.

Выбери цвета красок наиболее подходящие для натюрморта

Советы мастера:

Для большей выразительности используйте темные и светлые краски

Ягоды рябины можно сделать, используя обратную сторону карандаша с ластиком.

________________

Монотипия - вид печатной графики, в которой с каждой пластины можно получить только один отпечаток.


Пример работы.

Конструкт открытого урока по ИЗО Осень в твоем натюрморте по ФГОС


© 2010-2022