• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка урока изо на тему Рисование пейзажа. Перспектива по мотивам калмыцкой легенды о Цаган сар-Празднике весны

Разработка урока изо на тему Рисование пейзажа. Перспектива по мотивам калмыцкой легенды о Цаган сар-Празднике весны

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Рисование пейзажа. Перспектива»

(По мотивам калмыцкой легенды об истории праздника Цаhан сар)



Цель урока::

-Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения,

- дать определение перспективы;

- познакомить с особенностями построения перспективы,.

Оборудование: для учителя - рисунки по теме «Перспектива», картинная плоскость с изображением неба и земли, силуэты деревьев, кибиток, холмов,реки,4 вида дом. скота, людей и т.д. разной величины (маленькие, средние, большие); для учащихся - альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры.

Литературный ряд: легенда о Цаган сар, стихи и загадки о пейзаже.

Ход урока.

1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2.Работа по теме урока.

- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

Слово «пейзаж» в переводе с французского языка обозначает «природа». И поэтому картины, на которых изображается природа, ее многочисленные образы - леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белостенные кибитки

Иль калмыцкие стада,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!

Но, чтобы изобразить природу на картине, художник должен знать законы рисования пространства.

А вот изображение глубокого пространства называется перспективой. Слово «перспектива» с латинского языка, означает «ясно вижу».

В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга.

1)Первое свойство пространства. Масштабная разница.

Вы, вероятно, замечали, что по мере удаления люди как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.

(Показ рисунков). Вон на остановке шагах в тридцати от тебя стоит человек. Подведи свою ладонь под его башмаки - и вот ты великан, а он лилипут.

То же самое, не сходя с места, ты можешь сделать с памятником, домом, машиной.

- Итак, ближнее - крупно, дальнее - мелко. - Это первый закон рисования пейзажа.

Но, рисуя предмет меньше, вы еще не сделали его дальше.

Вот вы видите на рисунке мальчика ( показ рисунка), а позади этого мальчика линия - это линия горизонта, то есть линия которая делит землю и небо.

Любой предмет, помещенный между этим мальчиком и этой линией, мы можем делать больше или меньше.

Надо лишь не забывать, что все, находящееся выше этой линии, - небо, а ниже земля. И хотя голова человека или крыша дома могут находиться на уровне неба (выше линии горизонта), ноги человека или основание дома всегда на земле (ниже линии горизонта). То же самое касается и других предметов, и деревьев, и животных, и сооружений.

Все то, о чем мы говорили, художники называют перспективой. Итак повторим: перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей. Она способна из великана сделать карлика и наоборот.

2)Второе свойство пространства. Превращение частного (конкретного) в общее. Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. А также все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. Пронаблюдаем это свойство на примере деревьев изображенных на этом рисунке (показ рисунка).

Окон Тенгр стоит под деревом, а сзади него шумит лес. Дерево, под которым она стоит , можно отчетливо разглядеть: кору, ветви, листья, даже жучков ползающих по нему. Это от того, что оно стоит близко. Деревья же, которые далеко, предстают перед вами без особых подробностей. Литья сливаются в единый зеленый массив - листву, стволы и ветви также еле различимы, не говоря уже о рисунке коры, жучках и прочем. Помните, когда вы будете рисовать пространство (ближе - дальше), что оно обладает свойством не только уменьшать, но также и обобщать детали.

- Итак, чем дальше предмет, тем он более размыт. - Это второй закон рисования пейзажа.

3) Третье свойство пространства. Работа цветом.

Все предметы, которые вы хотите нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, вы как бы оптически приближаете к себе рисуемый предмет. А предметы, которые вы хотите нарисовать дальше, в цвет предмета добавляют холодные тона, таким образом, вы отодвигаете предметы немного в глубь пространства, которое вы создаете на листе. Это происходит из-за того, что между предметами находится слой воздуха (воздух как бы искажает цвет предмета, делает его холоднее).

Знание свойства теплых и холодных цветов приближать и удалять поможет вам в работе с пространством.

- Итак, расстояние изменяет цвет предметов. Краски как бы начинают делиться на две группы - удаляющиеся и приближающиеся. К первой группе относятся все холодные цвета, ко второй группе относятся все теплые цвета. - Это третий закон рисования пейзажа.

4) Четвертое свойство пространства. Оно очень простое: цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим.

(Показ рисунка). Дерево на переднем плане нарисовано ярче, чем деревья на дальнем плане.

Поэтому, если вы рисуете пространство карандашами - ослабьте нажим. Если гуашью - добавьте белил. Если акварелью - разбавляйте цвет водой.

3.Проверка полученных знаний.

А) А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «ближе -дальше» и заполним таблицу.

1

2

3

4

Ближе

Крупнее

Подробнее

Теплее

Ярче

Дальше

Мельче

Обобщеннее

Холоднее

Бледнее

Б) Второе задание. Дидактическая игра

Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Задание. Построить на заданной таблице из предлагаемых предметов пейзаж, учитывая правила перспективы.

С детьми идет обсуждение правил построения пейзажа.

«Композиция» ( латинское слово) означает «располагать какие - либо предметы красиво».

В) Практическая работа. Нарисовать пейзаж, учитывая правила перспективы.

1. Разделим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта.

- Ребята а, вы знаете, что такое план?

- Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо. На картине бывает передний план, средний и задний. Передний план составляют крупные предметы, средний - помельче, задний - еще меньше.

Целевые обходы учителя:

Контроль за организацией рабочего места.

Контроль за правильностью выполнения приемов работы

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль за объемом и качеством работы.

4. Анализ выполненных работ учащихся.

3


© 2010-2022