Проект Школа музейной педагогики

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 174


Проект


«Школа музейной

педагогики»



Автор-составитель: Дмитриева М.Г.




2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


По определению, данному в Педагогическом словаре: «Музейная педагогика - это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

В школе № 174 Музейная педагогика подразумевает обучение, воспитание и развитие учащихся посредством музейного образовательного пространства и приобщение их к культурному наследию Санкт-Петербурга, России и мировых культур.

  • Цель музейной педагогики:

    • Создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея и внедрения ее в предметно-средовую среду государственных, частных, краеведческих музеев.

  • Задачи музейной педагогики:

    • Научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

    • Расширить кругозор учащихся, приобщить к мировому культурному наследию;

    • Сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

    • Сформировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

    • Развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

    • Сформировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие;

    • Повысить интерес учащихся к изучению предметов «история», «мировая художественная культура», «история Санкт-Петербурга», «изобразительное искусство» и др.;

    • Вовлечь обучающихся в поисковую, исследовательскую деятельность;

    • Развить универсальные учебные действия и коммуникативную компетенцию учащихся;

    • Воспитать любовь к родному краю, школе, уважение к учителям, работникам школы;

    • Сформировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

    • Развить творческие и организаторские способности, предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

    • Освоить новый тип учебных занятий.

Ключевыми понятиями музейной педагогики в целом, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

  1. Музейный предмет - прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

  2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой - как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.

  3. Музейная коммуникация - такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах: Принцип активного отношения к музейному пространству - это означает необходимость формирования позиции интерпретатора; Принцип толерантности - он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование; Принцип авторства - диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Направления деятельности школьного музея в школе № 174:

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями - очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив - научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции - сложный процесс, проходящий несколько этапов:

  • Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

  • Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда - его изготавливать; на уроках рисования - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики - заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее - непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения. Например, при проведении Дней открытых дверей или семинаров на базе школы в музеях «Золотая лестница» и «Семь Я» обязательно проводятся экскурсии для гостей школы.

Кроме того, со школьной музейной экспозицией обязательно знакомятся учащиеся всех классов образовательного учреждения.

Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея - не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей - школа - музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле - его личным делом).

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

В школе № 174 создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, - создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

  • Музейная педагогика в школе № 174 реализуется по следующим направлениям:

  • Проект «Смольнинские чтения»: создание учебных экскурсий по микрорайону школы и проведение экскурсий для учащихся.

  • Экскурсионный практикум: 1) тематические экскурсии по Петербургу - «Средневековые мотивы в архитектуре Санкт-Петербурге», «Православные храмы Санкт-Петербурга», «Невский проспект - главная магистраль», «Главные площади города», «Дорога жизни», «Места сражения со шведами в Усть-Ижоре», «Пушкин. Лицей», «Петергоф» (1-8 классы), «Пушкин», «Павловск», «Петергоф», «Кронштадт», «Гатчина», «По шолоховским местам» (10 классы); 2) учебные экскурсии художественно-эстетического профиля школы в Русский музей, Эрмитаж; 3) учебные экскурсии военно-патриотического, исторического направления в Музей А.В.Суворова, Музей краснознаменной местной ПВО при школе № 154, Александро-Невскую Лавру, Казанский собор, Михайловский замок, Петропавловскую крепость, на фотовыставку «Блокада глазами фоторепортеров».

  • Организация выставок в районных и городских выставочных центрах: библиотека им. А.И.Герцена, музей им. А.В.Суворова, Муниципальное образование «Смольнинское», Администрация Центрального района, Пожарная часть Центрального района, выставочный зал государственного музея городской скульптуры.

  • Развитие школьных музеев «Золотая лестница», «Семь Я», «Слоники на удачу»: пополнение фонда и проведение экскурсий для учащихся, их родителей, гостей школы: воспитанников детских садов, учителей из Англии, Китая, Дании, работа музеев во время выборов Президента, Государственной Думы, депутатов Муниципального образования.

Библиографический список «Музейная педагогика»

  1. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

  2. Воронович В.М. Музейная педагогика.

  3. Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77

  4. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)

  5. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)

  6. Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9

  7. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

  8. Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107

  9. Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

  10. Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

  11. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5

  12. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

  13. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

  14. Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10

  15. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31Проект Школа музейной педагогикиПроект Школа музейной педагогики

10


© 2010-2022