Рабочая программа ИЗО (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004). Она составлена на основе примерной программы основного общего образования по ИЗО и на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2010 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Тематический план рассчитан на объем 35 часов(1 час в неделю). Уровень изучения учебного материала базовый.

Общая характеристика учебного предмета

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.






















Основное содержание

Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка-8ч.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Основой изобразительного творчества является рисунок. Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях. Объёмные изображения в скульптуре.

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт -8ч.

Реальность и фантазия в творчестве художников. Натюрморт - изображение предметных

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет - 10ч.

Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве - 9ч.


Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Разделы

Количество

часов

Кол-во

практических работ

1.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

6

3.

Вглядываясь в человека. Портрет

12

7

4.

Человек и пространство в изобразительном

7

4


Итого

35

25






Тематический поурочный план

п/п

Название темы урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Домашнее задание

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Знакомство с различными видами искусства - графика, живопись, скульптура

Различать виды искусства -живопись, скульптура, графика

Стр. 8

2

Рисунок- основа изобразительного искусства

Практическая работа

Производить зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости

Стр. 24

3

Линия и её выразительные возможности

Практическая работа

4

Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен

Практическая работа

Изображать различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

Стр. 30

5

Цвет. Основы цветоведения

Практическая работа

Изображать сказочные царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца». Работа красками.

Стр. 34

6

Цвет в произведениях живописи.

Практическая работа

Изображать осенний букет с разным настроением- радость, грусть, нежность. Работа красками.

Стр. 38

7

Объемные изображения в скульптуре

Практическая работа

Изображать животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Стр. 43

8

Основы языка изобразительного искусства.

Практическая работа

Использовать подручные материалы для достижения выразительности композиции

Стр. 48

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

Практическая работа

Работать карандашами на тему: «Этот фантастический мир»

Стр. 56

10

Изображение предметного мира- натюрморта

Практическая работа

Выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками

Стр. 58

11

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

Практическая работа

Конструировать из бумаги простые геометрические тела.

Стр. 62

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Практическая работа

Конструировать из нескольких геометрических тел, выполнять зарисовки карандашом.

Стр. 64

13

Освещение. Свет и тень.

Практическая работа

Изображать геометрические тела из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками.

Стр. 68

14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Практическая работа

Изображать натюрморт в заданном эмоциональном состоянии:

праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью.

Стр. 76-78

15

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Практическая работа

Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства

Стр. 86

16

Образ человека- главная тема искусства

Практическая работа

Изображать линиями различные положения фигуры человека

Стр. 90

17

Конструкция головы человека и ее пропорции

Практическая работа

Изображать голову с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.)

Стр. 102

18

Изображение головы человека в пространстве

Практическая работа

Конструктивно изображать голову карандашом.

Стр. 106

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Практическая работа

Выполнять рисунок - набросок с натуры.

Стр. 112

20

Портрет в скульптуре

Практическая работа

Изготавливать из пластилина выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Стр. 113

21

Сатирические образы человека

Практическая работа

Изображать сатирических литературных героев или создавать дружеские шаржи. Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом

Стр. 116

22

Образные возможности освещения в портрете

Практическая работа

Производить наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель.

Стр. 120

23-24

Портрет в живописи

Практическая работа

Производить зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше

Стр. 124

25

Роль цвета в портрете

Практическая работа

Изображать автопортрет или портрет близкого человека (члена семьи, друга).

Стр. 126

26-27

Великие портретисты (обобщение темы )

Путешествие по музеям мира

Обобщать знания о жанре портрета

Стр. 127

28

Жанры в изобразительном искусстве

Практическая работа

Различать жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.

Стр. 138

29

Изображение пространства

Путешествие по музеям мира

Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия

Стр. 142

30

Правила линейной и воздушной перспективы

Практическая работа

Изображать уходящую вдаль аллею с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Стр. 146

31

Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства

Практическая работа

Развивать творческое воображение.

Стр. 148

32

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

Практическая работа

Работать по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния.

Стр. 152

33-34

Городской пейзаж. Сельский пейзаж.

Практическая работа

Развивать творческое воображение, технику работы карандашом.

Стр. 156-168

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Творческая выставка

Выставка лучших работ учащихся за учебный год.


Основные формы контроля

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются практические работы.

Промежуточная аттестация проводится в виде творческих выставок, творческих работ.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Ресурсное обеспечение

Дополнительные пособия для учителя:

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 20010г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 20010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.;

6. История искусства зарубежных стран. - Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. - М.: Искусство, 1964. - 672 с.: ил.

- Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещение, 1981. -336 с.ил. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.

Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. - М.: Советский художник, 1989. - 416 с.: ил. - ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. - М.: Знание, 1972. - 128 с.: ил. - (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. - М.: Просвещение, 1979. - 183 с.: ил.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. - М.: Просвещение

© 2010-2022