Творческая гостиная на тему Бумага - удивительный, многофункциональный материал

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ ДОД «Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района

Курской области



сценарий для творческой гостиной:

«Бумага - удивительный,

многофункциональный

материал»







подготовила: Н.Н.Федорова

преподаватель класса ИЗО












12/12/2014 год

(Доклад, прочитанный на педсовете в 2009-2010 учебном году, побудил меня на проведение творческой гостиной на тему: «Бумага - удивительный, многофункциональный материал»)

Нашу творческую гостиную хочется начать отрывком из стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».

Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежащие места,-

Всё предварялось жаром беспокойства,

Всё начиналось с чистого листа.

Бумага - (от ит. bombagio - бумажный, от лат. bombacium - шёлковый) - материал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых изделий.

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше - из шёлка, которую изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет через военнопленных попадает к арабам.

В VI-VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI-XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV-XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно - ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.

Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата - ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Бумагу отливают из бумажной массы со скоростью до 8000 м/мин из четырех составных частей:

  1. Сеточная часть: Бумажная масса потоком поступает на сетку машины. Создающийся из кашеобразной массы тонкий волокнистый слой понемногу избавляется от воды на сеточной части.

  2. Прессовая часть: тут вода выжимается давлением прессов.

  3. Сушильная часть: бумажная лента, прижимаясь к сушильным цилиндрам, доводится до сухости 95%.

  4. Отделочная часть: с накатом бумаги (намотка в рулоны): 3-8 полированных чугунных цилиндров уплотняют бумагу, делая её поверхность глаже.

Свойства бумаги. Допечатные свойства бумаги, как правило, связаны с влажностью, упаковкой и хранением бумаги. Качества бумаги, именуемые печатными, заключают в себе характеристики, устанавливающие прохождение бумаги через бумагопроводящую систему печатной машины, а также свойства, устанавливающие качество печатного оттиска. Печатные свойства обеспечивают получение высококачественного оттиска.

Основные печатные свойства бумаги:
- белизна;
- гладкость;
- упругоэластичность;
- пластичность;
- впитываемость;
- непрозрачность;
- незасоренность;
- нрочность поверхностного слоя;
- плоскостность.

Эти свойства должны соответствовать условиям того или иного способа печати. Послепечатные свойства бумаги устанавливают процессы разрезки, фальцовки, шитья, высечки и тиснения, а также условия и требования прессования полуфабрикатов и их хранения и сушки.

Белизна бумаги. Высокий уровень белизны печатной бумаги крайне желателен, так как четкость, удобочитаемость издания зависят от контрастности запечатанных и пробельных участков оттисков.
Уровень белизны бумаги зависит от её возможно более глубокого и равномерного отражения лучей разнообразной длины по всему спектру дневного рассеянного белого света. Для того чтобы увеличить белизну бумаги, ликвидировать вероятный желтоватый оттенок, бумагу в процессе изготовления подкрашивают синими и фиолетовыми красителями или вводят в её состав оптические отбеливатели (показать несколько видов бумаги).

Степень белизны некоторых видов бумаги:
- мелованная с оптическим отбеливателем - 84%;
- мелованная без оптического отбеливателя - 78%;
- чистоцеллюлозная печатная бумага с оптическим отбеливателем - 83%;
- чистоцеллюлозная печатная бумага без оптического отбеливания - 78%;
- печатная бумага с белой древесной массой - 72%;
- газетная бумага - 65%.

Гладкость бумаги. Зависит от микрогеометрии поверхности бумаги, то есть рельефа, созданного выступами и впадинами между растительными волокнами и частичками наполнителя.
Глянцевитость или матовость бумаги также зависит от микрогеометрии её поверхности. Очень гладкая бумага будет глянцевой, шероховатая - матовой (показать несколько видов бумаги).

Упругоэластичность. Под действием рабочего органа машины бумага деформируется, однако в зависимости от степени механического напряжения и целей технологических операций появляются деформации всевозможного характера: упругие, эластические и пластические.
Свойство материала моментально изменяет свою форму и размеры под действием соответствующей нагрузки, и после прекращения её действия также моментально реставрировать их именуется упругостью. Таким образом, упругие - это мгновенно зарождающиеся, целиком обратимые деформации. Эластичность - это свойство материала изменять форму и размеры под действием нагрузки в течение отдельного времени и понемногу всецело воссоздавать начальную форму и размеры после прекращения действия. Свойство же материала сохранять приобретенную деформацию после снятия механического воздействия, возбуждающего его, называется пластичностью.
Упругоэластические свойства основательно действуют на процесс печатания, но нередко они бывают недостаточными для подобающего выравнивания поверхности бумаги в процессе печатания и возмещения неровностей, как печатной формы, так и самой бумаги. Пластические деформации бумаги технологически потребны при фальцовке, биговке, тиснении.
Эти разноречивые требования к свойствам бумаги решаются созданием всевозможных видов и сортов бумаги. Ведь выбор бумаги для олицетворения той или иной идеи на 50% предопределяет качество её исполнения (показать несколько видов бумаги).

Впитываемость. Подобающая впитывающая способность бумаги - значительное условие своевременного и абсолютного закрепления краски. Впитывание краски в бумагу определяется её пористо-капиллярным строением.
Впитывающая способность бумаги в особенности важна для способов печати и лакирования, где закрепление краски и лака в основном определяется впитыванием, к примеру, глубокая печать, флексографская печать на бумаге, лакирование дисперсионными лаками.
Порядок высушивания бумаги на бумагоделательной машине сказывается на пористости бумаги. Так при высокотемпературном режиме сушки пористость бумаги возрастает (провести кистью, смоченной в краске по разным видам бумаги).

Прочность. Это свойство в особенности существенно для иллюстрационной, многокрасочной печати.
Прочность поверхности бумаги вырастает при употреблении хорошо разработанной (показать и разорвать несколько видов бумаги).

Плоскостность. Для неизменной работы листовой печатной машины является безукоризненная плоскостность бумаги. Плоскостность бумаги во многом определяется климатическими условиями её упаковки, транспортировки и хранения.
Бумага не должна подвергаться отрицательному воздействию влаги и температурным колебаниям.

Любую бумагу следует использовать в соответствии с её качествами и предназначением. Но сначала необходимо узнать побольше об особенностях разных видов бумаги. Поговорим об этом более подробно:

Калька - без прозрачной и полупрозрачной кальки при создании ряда бумажных картин просто не обойтись, так как она помогает перенести выбранный рисунок на любую поверхность, тем самым облегчая работу (показать образцы).

Газетная бумага - на первый взгляд эта созданная из макулатуры бумага менее всего пригодна для создания картин (показ платья).

Водостойкая бумага - она содержит гораздо большее количество скрепляющего вещества, т.е. клея, чем другие виды бумаги. Водостойкая бумага редко используется для аппликационных картин т силуэтных вырезок, но она незаменима для создания размытых пейзажей и абстрактных произведений, выполняемых по сырой поверхности (показать образцы).

Типографская бумага - включает в себя нотную бумагу и синтетическую, используемую для журналов и обложек. Такая бумага обычно имеет гладкую поверхность, она устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет (показ платья).

Самоклеящаяся бумага - одна из последних достижений человека в области цветной бумаги. Эта бумага уникальна тем, что не нуждается в нанесении на свою поверхность клеящего вещества, а значит, исключает неаккуратность в работе. Самоклеящуюся бумагу выпускают нескольких видов: разноцветную, однотонную и прозрачную (показать образцы).

Бумага обёрточная или упаковочная - эта бумага запоминается всем, так как она самая яркая и красочная. Несмотря на свою глянцевость, она достаточно прочная и с трудом рвётся руками. Благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости эти виды бумаги прекрасно подходят для создания аппликационных картин (показ платья).

Мелованная бумага - это одна из разновидностей писчей бумаги. Мелованная бумага (меловка) может быть покрыта самыми разнообразными веществами, такими как каолин, карбонат кальция, а также иные минеральные вещества (показать образцы).

Писчая бумага - она нам известна как бумага для офисной техники. Писчая бумага обладает рядом преимуществ. Во-первых, она совершенно не капризна, превосходно складывается и удерживает любую заданную ей форму. Во-вторых, она относительно устойчива к воде и не сразу размокает и распадается. А в-третьих, её ценность определяется чистотой цвета и гладкостью поверхности (показ платья).

Эстампная бумага - другое её название - чертёжная бумага. Благодаря своему высокому качеству она может использоваться не только для выполнения чертежей, но и для многих других работ, включая процесс по созданию бумажной картины (показать образцы).

Обойная бумага - различают гладкую обойную бумагу с рисунком, а также рельефную. И та и другая незаменимы при создании картин, особенно объёмных, выполненных путём аппликации (показ платья).

Бархатная бумага - немного напоминает картон, с той лишь разницей, что с одной стороны её поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками. Это и делает материал похожим на бархат. Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках (показать образцы).

Санитарная бумага - этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец. Для создания картин такая бумага используется крайне редко, но человек с хорошей фантазией сумеет найти применение и ей (показ платья).

Шагреневая бумага - её легко определить по внешнему виду. Она очень напоминает тиснёную кожу. Шагреневая бумага хороша для аппликаций, особенно объёмных (показать образцы).

Специализированная бумага - к разряду специализированной бумаги можно отнести спецкартон, а также материал для вкладышей и изолирования различных поверхностей друг от друга. В быту она чаще встречается в коробках с конфетами. Обычно такая бумагу используют для создания объёмных рамочек (показ платья).

Гофрированная бумага - внешне такая бумага похожа на многослойный картон. Поверхность её может иметь гладкое покрытие. Такая бумага находит широкое применение при создании картин (показать образцы).

Картон - этот плотный и толстый материал, изготовленный из целлюлозы с грубыми волокнами, незаменим в качестве основы для любой бумажной картины. К тому же из картона можно изготавливать и рамочки для своих работ. Главное - правильно выбрать нужный вид картона: однослойный или многослойный, упаковочный или полиграфический. Кроме того, следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и если сгиб был выполнен неровно, исправить уже ничего нельзя (показ платья).

Денежная бумага - используется в процессе производства банкнот. Для изготовления денег применяется специальная высокосортная бумага, обладающая высокими техническими и потребительскими свойствами. Она является основой банкноты и в значительной мере определяет её качество. Влажнейшим требованием к денежной бумаге является износоустойчивость, сопротивление излому и разрыву (показать образцы).

Как видите, бумага может быть очень разноплановой. Перечислить все её виды даже не представляется возможным. Главное - это то, что это материал на любой вкус и цвет. Нужно лишь немного фантазии, чтобы превратить бумажный кусочек в настоящее в настоящее произведение искусства с гордым названием «картина».

Интересные факты:

  • Если мы разорвём бумагу по длине и по ширине листа, то разрыв по линии движения сетки бумагоделательной машины будет ровным, а в поперечном направлении разрыв будет неравномерным. Направление прямого разрыва бумаги и есть направление отлива бумаги (порвать бумагу и показать).

  • Отрезать полоски по длине листа и по его ширине. Взять в руку ножницы и провести ими по полоскам бумаги. Та полоска, которая завьётся сильнее будет определять направление отлива бумаги. Это упражнение необходимо при изготовление кудряшек (показать).

  • Если бумага держится в помещении с определенной относительной влажностью без упаковки, защищающей её от атмосферных влияний, то она воспринимает влагу из окружающего воздуха или отдает влагу до тех пор, пока не будет достигнута равновесная влажность (показать пример).

  • При поглощении влаги бумагой на её краях образуется выраженная волнистость. Если бумага отдает влагу, то её края загибаются (показать пример).

Ограничение складывания бумаги пополам:

  • физический феномен, суть которого состоит в том, что лист обычной бумаги офисного размера можно сложить пополам не более 7 раз (показать).

  • в 2001 году американка Бритни Гэлливан (англ. Britney Gallivan), тогда школьница, вывела математическую модель складывания бумаги. Ей же удалось сложить лист 12 раз, правда, достаточно тонкой и гибкой золотой фольги.

  • 24 января 2007 года в 72-м выпуске телепередачи «Разрушители легенд» команда исследователей попыталась опровергнуть закон. Они сформулировали его более точно:

  • даже очень большой сухой лист бумаги нельзя сложить вдвое больше семи раз, делая каждый из сгибов перпендикулярно предыдущему.

  • на обычном офисном листе закон подтвердился, тогда исследователи проверили закон на огромном листе бумаги. Лист размером с футбольное поле (51,8×67,1 м) им удалось сложить 8 раз без специальных средств (11 раз с применением катка и погрузчика). По утверждению поклонников телепередачи, калька от упаковки офсетной печатной формы формата 520×380 мм при достаточно небрежном складывании без усилий складывается восемь раз, с усилиями - девять.

  • обычная бумажная салфетка складывается 8 раз, если нарушить условие и один раз сложить не перпендикулярно предыдущему (показать).

  • Бумага не растворяется в воде, но легко намокает и при намокании многократно теряет прочность. После намокания и последующего высушивания бумажный лист также теряет форму, неравномерно уменьшаясь в размере в месте намокания (коробится) (показать).

  • Как уже говорилось, бумага может быть и тонкой, и толстой. Она может как бояться, так и не бояться воды (водостойкая). Разные виды бумаги изначально предназначаются для разных целей и используются по-разному. Например, какая бумага годится для изготовления макета кораблика, который планируется пустить на воду. Проведём эксперимент: возьмём уже заранее приготовленные макеты корабликов из обычной, газетной, санитарной, типографской и водостойкой бумаги. И пустим их на воду (показать и пустить кораблики на воду). Результат видите сами.

  • Мелованная и немелованная бумага, и картон классифицируются по долговечности, т.е. старение бумаги колеблется от 50 лет - до нескольких сотен лет.

  • Время распада бумаги - 2-3 года.

  • А вы знаете предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. Их чуть более тридцати. Это:

  • Архангельский ЦБК, расположен в городе Новодвинск

  • Братский ЦБК (г. Братск, Иркутская область)

  • Байкальский ЦБК (г. Байкальск, Иркутская область)

  • Вишерский ЦБК (Красновишерск, Пермский край)

  • ЦБК «Волга» (г. Балахна, Нижегородская область)

  • Выборгский ЦБК (Ленинградская область)

  • Енисейский ЦБК (Красноярский край)

  • Кондопожский ЦБК. Расположен в карельском городе Кондопога.

  • Котласский ЦБК. Расположен в городе Коряжма Архангельской области. Принадлежит корпорации Илим Палп

  • Неманский ЦБК (Калининградская область)

  • Целлюлозный завод «Питкяранта». Расположен в карельском городе Питкяранта.

  • Светогорский ЦБК (г. Светогорск, Ленинградская область)

  • Сегежский ЦБК. Расположен в карельском городе Сегежа.

  • Селенгинский ЦБК (республика Бурятия)

  • Сокольский ЦБК (Вологодская область)

  • Соломбальский ЦБК (г. Архангельск)

  • Сыктывкарский ЛПК (Республика Коми)

  • Сясьский ЦБК (г. Сясьстрой Ленинградская область)

  • Усть-Илимский ЛПК (г. Усть-Илимск, Иркутская область)

  • ЦБК Кама (г.Краснокамск)

И конечно наш "ГОТЕК" Железногорск. Выпускаемая продукция: Бумага, картон, бумага газетная, бумага офсетная, картон гофрированный.

Ошибочно думать, что под картиной всегда подразумевается произведение, созданное красками. На самом деле изобразительных средств гораздо больше. Изображать можно практически всем, что имеется под рукой: пластилином, углем, мелками, сангиной, карандашами, фломастерами, нитками, тканью, растениями, семенами, фантиками и многим другим материалом. И даже бумагой на бумаге. Что вы можете увидеть здесь на выставке.

Конечно, это далеко не весь перечень материалов, которые потребуются для создания различных бумажных картин.

Искусство прекрасно тем, что оно открыто для каждого. Но те, кто действительно желает с ним подружиться, оставить какой-то свой вклад, просто обязаны иметь богатое воображение. Ведь именно фантазия - то главное, что отличает человека от других людей.

А закончить нашу творческую гостиную хочется словами Микеланджело Буонаротти:

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.



© 2010-2022