Дополнительная общеобразовательная программа Палитра

Программа «Палитра» имеет художественную направленность и предназначена для обучения детей изобразительному искусству. Программа актуальна, потому что изобразительное искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни общества. Изобразительное искусство обладает познавательной функцией­­. Оно наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения, духовные ценности. Искусство участвует в формировании всех соци...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 2014 г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________2014 г.




Дополнительная общеобразовательная программа

Палитра


Наименование

Художественная

_________________________________________________________________

Направленность

Изобразительное искусство

_________________________________________________________________

Наименование учебной дисциплины

3 года

________________________________________________________________________

Срок реализации

Модифицированная

_______________________________________________________________________

Вид программы

6-17 лет

_______________________________________________________________________

Возраст обучающихся

Глоба Лариса Ивановна

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя












ст. Камышеватская.

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Палитра» имеет художественную направленность и предназначена для обучения детей изобразительному искусству.

Программа актуальна, потому что изобразительное искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни общества.

Изобразительное искусство обладает познавательной функцией­­. Оно наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения, духовные ценности. Искусство участвует в формировании всех социальных чувств людей (нравственных, политических, религиозных и т. п.), то есть осуществляет воспитательную функцию, являясь важным средством воспитания человека. Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе, регулирует поведение людей, их отношение друг к другу.

Педагогическая целесообразность программы «Палитра» заключается в том, что она дает богатые возможности для развития эстетического воспитания детей. Ребенок, рано овладевший изобразительным искусством, формируется как разносторонняя личность. Значение изобразительного искусства велико для умственного развития, поскольку сущность изобразительной деятельности заключается в изображении реальных форм.

Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 6 до 17 лет.

Программа является модифицированной. Она разработана на основе многолетнего опыта работы педагога с использованием педагогической и специальной литературы.

Цель программы

Всестороннее развитие личности ребенка, активное познание окружающего мира, воспитание способности отражать свои впечатления в изобразительной деятельности.

Задачи

Образовательные:

- познакомить с произведениями искусства,

- научить технике работы карандашом, красками, гуашью,

- научить рисовать отдельные предметы, сюжеты, пейзажи и т.д.

Развивающие:

- развить любознательность

- развить память через повторение пройденного материала

- развить логическое мышление

- развить воображение, кругозор

- развить чувство цвета

- развить технические навыки, приемы работы кистью

Воспитательные:

- воспитать волевые качества

- воспитать целеустремленность

- воспитать нравственные чувства и нормы

- воспитать эстетические чувства

- воспитать чувства национальной самобытности.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Всего на изучение изобразительной деятельности по программе «Палитра» отводится 576 часов. На первый год обучения отводится 144 часа. На второй и третий годы обучения отводится по 216 часов.

На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. На втором и третьем годах обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного занятия - 45 минут, перерыв - 15 минут.

Наполняемость групп:

1-ый год обучения-15 человек,

2-ой год обучения-12 человек,

3-ий год обучения-10 человек

Формы занятий

В обучении изобразительной деятельности применяются разнообразные формы занятий: беседа, рисование с натуры, экскурсия, выставка, праздник, чаепитие, викторина, конкурс, творческая мастерская.

Материалы и оборудование

Для педагога: доска, мел, наглядные пособия, предметы быта, игрушки, декоративные украшения.

Для детей: мелки, карандаши цветные, краски акварельные, уголь сангина, пастель, альбомы для рисования, гуашь, кисточки для рисования, протирочный материал, тушь, фломастеры.

Прогнозируемый результат

В конце первого года обучения учащиеся должны:

-знать основы выполнения рисунка

-знать основы живописи

-знать картины Васнецова, Левитана

-владеть инструментами в живописи: кисточкой, красками, гуашью, акварелью.

-изображать предметы круглой, треугольной, прямоугольной формы

- уметь изображать неваляшку, животных и птиц схематично

-уметь фантазировать, сочинять простые композиции на заданные темы, или на собственные темы

В конце второго года обучения учащиеся должны:

-знать основные цвета спектра

-знать холодные и теплые цвета

-знать виды народного искусства: хохлома, гжель, палех и т.д.

-знать основы расположения предметов на листе бумаги

-уметь составлять узоры по принципу холодный - теплый

-уметь пользоваться приемами живописи, графики

-умело владеть кистью, карандашом, мелом, углем и т.д.

-уметь схематично рисовать человека, птиц, животных

-уметь схематично рисовать различные виды техники: трактор, машину, самолет, вертолет, корабль, лодки, машины и т.д.

В конце третьего года обучения учащиеся должны:

-знать основы изобразительной деятельности,

-знать термины: пейзаж, натюрморт, композиция, портрет

-знать художников: Васнецова, Айвазовского, Серова, Тропинина, Левитана, Шишкина и т.д.

-знать народные промыслы

-знать линию горизонта, основы перспективы: далекое - близкое

-уметь в композициях передавать настроение по теме: веселое - грустное и т.д.

-уметь в тематических композициях создать образы героев, сказок, былин, поэтические образы природы по временам года

-уметь изобразить человека в движении

- уметь изобразить ритмичность узоров, цветов и т.д.

Левитана, Шишкина и т.д.

-свободно владеть карандашом, фломастерами, кистью, красками

- уметь передать характерные особенности предметов по форме и цвету,

пропорции.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

По окончании каждого года обучения проводится итоговая выставка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Организационная работа.

20

6

14

3

Рисунок.

50

20

30

4

Живопись.

70

20

50

5

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО

144

27

97

2-й год обучения

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Рисунок.

72

35

37

3

Живопись.

140

70

70

4

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО

216

107

109

3-й год обучения

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Рисунок.

106

53

53

3

Живопись.

106

53

53

4

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО

216

108

108

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1. Вводное занятие

Беседа о технике безопасности. Ознакомление с работой кружка.

2. Организационная работа.

Введение новых понятий о карандаше, графика, линия и т.д.;

Формирование навыков и умений через упражнения руки;

Изображение линий разных величин через изображение тематических рисунков: море, поле и т.д.;

Закрепление знаний в виде практических работ, анализ работ, выставки… и т.д.;

Освоение нового содержания занятия путем игровых методов

3. Рисунок.

Первоначальные приемы рисования карандашом. Упражнения карандашом: изображение забора, пожарной лестницы, овальных листочков, грибочков.

Сюжетное рисование: осенние деревья, рисунки к новому году, изображение зимы, сказочные темы.

Иллюстрирование литературных произведений: «Колобок», «Тишкин огород».

Изображение на весеннюю тему: скворечник, ветка дерева, первые цветы, прилет птиц, 8 марта, день Победы.

Рисование с натуры. Изображение предметов круглой формы (яблоко, солнышко, цветочек и т.д.); изображение игрушек, транспорта, рыбок, домика.

Беседы об изобразительном искусстве. Знакомство с художниками-сказочниками.

4. Живопись.

Первоначальные приемы работы кистью. Изображение дождика, шариков в цвете акварелью, игровые занятия.

Изображение осенних цветов. Декоративная работа: узоры осени.

Сюжетное рисование: иллюстрирование сказок. Зимняя новогодняя композиция. Композиции на военно-патриотическую тему. Весенние темы. Рисование с натуры: весенние цветы, ветка вербы, деревья большие и маленькие, цветы большие и маленькие. Беседы об изобразительном искусстве. Декоративное рисование. Знакомство с народными промыслами: хохлома, дымковская игрушка, гжель, цветы на платке.

5. Итоговое занятие.

Итоговая выставка детских работ. Подведение итогов работы за год.

2 год обучения

1. Вводное занятие.

Повторение изученного материла. Техника безопасности. Правила дорожного движения. Пожарная безопасность.

2. Рисунок.

Праздник осени. Прогулки на воздухе, наблюдение природы. Загадки на осеннюю тему. Иллюстрации. Рисунки на осеннюю тему. Образные персонажи. Варианты рисунков на песке. Новогодние узоры Деда Мороза. Иллюстрации к зимним сказкам. Рисование с натуры новогодних игрушек, формы снежинок, куклы Деда Мороза и Снегурочки. Анализ выставочных работ. Беседы на духовно-нравственные темы: Рождество, Крещение, Святки. Рисунки-наброски машин, парашютов, кораблей, самолетов. Композиции на военно-патриотическую тему. Беседы о художниках. Весенние композиции. Беседы о художниках: Грабарь, Васильев, Кончаловский. Композиции на декоративные темы: к 8 марта, прилет птиц. Беседы на духовно-нравственные темы, Благовещение, Пасха. Рисование с натуры: цветы, композиции к 1 мая, к 9 мая. Беседы о павших воинах. Просмотр картин, посвященных 9 мая. Персонажи сказок к литературным произведениям.

3. Живопись.

Беседы об изобразительном искусстве: народность, идейность, основные черты русского изобразительного искусства.

Произведения Васнецова: «Золотая осень», «Владимировка»; Поленов В. - «Осень»; Чарушен Е. «большие и маленькие» и т.д.

Сюжетное рисование.Ссказочные образы бабьего лета.

Образы человека: моряк, солдат.

Зимние темы: образ Зимы и персонажей; Щелкунчик с музыкальным сопровождением. К 23 февраля - декоративные элементы, композиции на военно-патриотическую тему. К весенним праздникам: к 8 марта, Благовещение, Пасха, 9 мая. Сказочные образы.

Рисование с натуры: растительный мир осени, животный мир, птицы. Предметы быта: мячик, флажок, корзина, овощи, фрукты. Характерные черты предметов и одновременно различие. Спектр и набор цветов для живописных решений. Свободная манера исполнения в акварели, гуаши.

Декоративное рисование: декоративные элементы в сказочных героях: Петрушки, Курочки-Рябы, Конек-Горбунок, Кораблик. Растительные орнаменты для закладки книжек.

4. Итоговое занятие.

Итоговая выставка работ. Подведение итогов работы за год.

3 год обучения

1. Вводное занятие:

Повторение пройденного материала, беседа о технике безопасности, задачи на новый учебный год.

2. Рисунок.

Рисование с натуры. Предметы геометрической формы: знаки дорожного движения: треугольные, круглые, прямоугольные.

Наброски конструкций деревьев. Рисунки - наброски веток с листьями. Рисунок цветка, его конструкция. Рисунок дома, забора. Изображение игрушек: конь-каталка, кукла. Наброски спортивного инвентаря. Наброски девочки, мальчика. Наброски птиц, животных. Наброски с игрушек техники: самолета, трактора, машин.

Рисование на темы. «Иллюстрации к сказкам» Чипполино, Буратино, о муравьишке и т.д. Символика плаката по пожарной безопасности: «Огненный танец». Изображение композиций: «Рождество», «Прилет птиц», «Веселые гуси», «Пастушок». Изображение скворечника.

Декоративное рисование. Простые композиции: узоры в полосе, в квадрате, в круге. Узоры на глиняной игрушке (петушок), на матрешке, на чашке. Узоры на оконных наличниках.

Беседы об изобразительном искусстве. Знакомство с художниками - графиками, с анималистами.
3. Живопись.

Рисование с натуры: краски осени, осенние цветы, листья, ягоды с ветками, овощи, фрукты разной формы, грибы.

Предметы быта: чашечка, ваза с узорами. Бабочки, куклы, матрешки. Транспорт: машины, трактор, автобус и т.д.

Сюжетное рисование: образ Осени в виде девушки; пейзажи осени, уборка урожая, ненастье и т.д. Военно-патриотические тематические рисунки.

Времена года: зима, весна, лето. Рисунки на стихи и песни времен года; образы зимы, деда Мороза, Снегурочки, Весны, Лета. Сказочные образцы: Дюймовочка, Красная Шапочка, Оловянный солдатик и т.д.

Декоративное рисование. Знакомство с видами декоративного искусства; народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Палех и т.д.

Примеры декоративных узоров отдельных видов, красочность орнаментов росписи матрешек и других видов народных промыслов. Этапы росписи платка, чашки, ложки, узоров фасадов дома: теремок и т.д. Знакомство с резьбой по дереву, а также знакомство с росписью деревянных изделий.

Беседы об изобразительном искусстве. Времена года. Художники об Осени.

Зиме, Весне, Лете. Натюрморты в разных манерах: самобытных художников и профессионалов. Беседы о жанрах живописи: портрет, пейзаж, исторические жанры, бытовые сценки и т.д. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова, Маршака, Агнии Барто, и т.д. Иллюстрации к сказкам на различные темы.

4. Итоговое занятие.

Итоговая выставка детских творческих работ. Подведение итогов работы за год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методика изобразительной деятельности основана на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Работу с детьми нужно строить, учитывая знания анатомии, физиологии и гигиены, развитие высшей нервной деятельности детей, слабую координацию движений руки и глаза, быструю утомляемость.

Учебный материал необходимо располагать с учетом постепенного нарастания сложности объектов.

Чтобы избежать однообразия в обучении, при повторении изученного материала необходимо включать элементы нового. Многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.

Художественное воспитание всегда связанно с воспитанием способности наблюдать. Для наблюдения природных явлений широко используются прогулки, что особенно важно для последующего изображения природы в рисунках. Рисование с натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства.

На каждом занятии нужно требовать от ребенка самостоятельного выполнения работы. С этой целью используются разнообразные приемы: совет, поощрение, показ приемов выполнения задания.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок самого педагога, или процесс этого рисунка. Дети наблюдают за процессом, а педагог привлекает их к обсуждению: «что теперь рисовать?», «где и что?».

Дети, плохо справляющиеся с заданием, всегда требуют помощи и приходится приходить им на помощь. В таком случае ребенок видит, как надо изображать и может сам повторить этот прием. Получается «сотворчество» педагога и ученика.

Если у детей возникают сложности при работе с карандашом, то педагогу нужно уделить внимание для разработки этого навыка. Положение руки при рисовании отличается от положения руки при письме: при рисовании вся кисть руки меняет свое положение в зависимости от рисунка. Умение рисовать карандашом включает также отработку качества движения - свободу, легкость, ритмичность размаха, который нужен для закрашивания данной части рисунка; замедленное движение, чтобы не зайти за контур; а чтобы нарисовать круг, надо плавно изменять направление руки; для прямоугольника надо четко повертывать руку под углом и т.д.

Работа кистью, в отличие от карандаша, имеет другие особенности. Кисть мягкая и дети могут без всякого нажима получить яркое пятно, а карандашом надо нажимать силой, чтобы получить яркость цвета. Зачастую дети путают эти моменты и, работая кистью, часто затирают бумагу до дыр и кисть становится как растрепанная метла. Заметив эти характерные ошибки, необходимо обратить внимание на кисть, объясняя, какая она нежная и мягкая, как с ней нужно обращаться. Кисть нужно окунуть в воду, стряхнуть в воду, стряхнуть в чашечку лишнюю воду и набрать нужную краску осторожно, не растирая кисточкой краску, а слегка набрав краску, наносить ее на бумагу. Этот процесс довольно трудно дается детям, но постепенно эти навыки осваиваются детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.


  1. Альбом «Юрий Коротков». «Ейск», 2007г.

  2. «Декоративное искусство». «Москва». 1988г. № 12.

  3. Журнал «Художник», издательство «Москва», 1981г. № 5

  4. Журнал «Художник» издательство «Москва», 1988г. № 6,

  5. Кузин В. С. Изобразительное искусство. Основы обучения. «Москва», 1977г

  6. Кузнецова В. П. «Всегда начеку». «Москва». 1979г.

  7. Коротков Ю., г. Ейск. «Ейская типография», 2007г.

  8. Мариупольская Л. «Искусство и дети». «Просвещение», 1985г.

  9. Никанорова Н. П. «Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством». «Просвещение», 1975г.

  10. Рожков Е. Е. Макоед Л. Л.. Изобразительное искусство. «Просвещение», 1968г.

  11. Суворова Г. Ф. «Оборудование педагогического процесса», пособие для учителя, 1975г.

  12. Чарнецкий Я. Я., Духан К. П. Изобразительное искусство. 5 класс, «Просвещение», 1979г.

  13. Чарнецкий Я. Я.«Рисование». «Москва», 1986г.

  14. Шорохов Е. Ф.Тематическое рисование. «Москва», 1975г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.


1. «Кузнецова В. П. «Всегда начеку». «Москва». 1979г.

2. Каменев Л. И. «Чтобы ожили стены», 1977г.

3. Рожкова Е. Е., Макоед Л. Л. Изобразительное искусство, 6 класс, 1990г.

4. Чарнецкий Я. Я., Духан К. П., Изобразительное искусство, 5 класс, издательство «Просвещение», 1979г.

5. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования, 1979г.











© 2010-2022