КТП по ИЗО в 9 классе (по Т. Я. Шпикаловой)

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская. Программа «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по ба... В соответствии с рекомендациями авторов программы углублено изучение тем блоков: «Умозрение в красках», «Искусство Палеха», «Опера и балет на рубеже 19 – 20 веков», «Карнавальное начала в искусстве», «Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга»,  «Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России».
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 - 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская. Программа «Изобразительное искусство. 5 - 9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному плану.

По учебному плану школы на изучение изобразительного искусства в 9 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с рекомендациями авторов программы углублено изучение тем блоков: «Умозрение в красках», «Искусство Палеха», «Опера и балет на рубеже 19 - 20 веков», «Карнавальное начала в искусстве», «Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России».

Таким образом, тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе предусматривает следующее количество часов на изучение тем блоков:

Православный храм как синтез искусств.

4 часа

Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей.

9 часов

«Умозрение в красках».

3 часа

- «Поэзия садов».

1 час

- Иконописные школы России.

1 час

- Декор из металла в садово-парковом ансамбле.

2 час

- Интерьер храма и его внутреннее убранство.

2 часа

- Парковая скульптура и ее особенности.

2 часа

Искусство Палеха.

4 часа

- Прогулка по парку.

1 час

- История возникновения палехской лаковой миниатюры.

1 час

- Праздник в парке.

2 часа

- Изображение героев былинного эпоса.

1 час

- Приглашение на музыкальный вечер в твоем исполнении.

1 час

- Палехские мотивы в твоей композиции.

2 часа

Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России.

6 часов

Опера и балет на рубеже 19 - 20 веков.

5 часов

- Фестиваль искусств - праздник и встреча с художественными традициями народов России.

1 час

- Синтез искусств в театральных постановках.

1 час

- Кукольное представление как традиция народного праздника.

2 часа

- Художник в работе над художественным образом.

2 часа

- Фестиваль искусств народов России в твоей школе.

1 час

- Твой сценический костюм к опере «Золотой петушок»

2 часа

- Памятные подарки для фестиваля искусств.

1 час

Карнавальное начало в искусстве.

3 часа

- Искусство оформления массовых празднеств.

1 час

- Традиции карнавалов народов мира.

1 час

- Твоя маска для карнавала.

2 часа

Итого: 34 часа.

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (9 КЛАСС)

Тема года: Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия.


Раздел. Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Информационно-методическое обеспечение

Дата

Православный храм как синтез искусств - 4 часа.

1-2

1-2

«Дорога к храму».

Уроки живописи.

Духовный лик России и философское осмысление бытия в пейзажной живописи 19 века

Формирование понимания места и значения художественного наследия России в мировом культурном процессе; углубление представлений о духовном начале искусства.

Этюд пейзажа с храмом по памяти или по представлению. Передача пространства средствами воздушной и линейной перспективы.

Живопись -

И.Левитан «Вечерний звон» «Тихая обитель», Н.Рерих. Серия этюдов, посвященных архитектуре Великого Новгорода.

3-4

3-4

Русское храмовое зодчество как воплощение духовных идеалов общества.

Уроки декоративного творчества.

Храм как синтез искусств. Виды культовой архитектуры в России.

Углубление представлений учащихся о духовном начале искусства на примере православного храмового зодчества; ознакомление с региональными особенностями архитектуры соборов и церквей на территории России.

Выполнение декоративных панно «Русь соборная», «Звоны России», «Золотое кольцо России». Техника аппликации.

Архитектура - храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор в Московском Кремле,Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного в Москве и др.


«Умозрение в красках» - 3 часа.

5

1

Иконописные школы России.

Урок-беседа.

Образы и сюжеты древнерусской живописи.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, бережного отношения к культурному наследию.

Подготовка сообщений о древнерусских иконописцах.

Живопись - портреты священнослужителей работы художников И.Репина, П.Корина, М.Нестерова; литература - Е.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».

6-7

2-3

Интерьер храма и его внутреннее убранство. Иконостас.

Уроки графики.

Интерьер храма и его внутреннее убранство.

Углубление представлений о духовном начале искусства на примере иконописи России, обогащение опыта художественно-творческой деятельности учащихся.

Зарисовки схемы древнерусского иконостаса.

Иконопись - икона «Богоматерь Владимирская», фрески и иконопись локальных школ России, работы Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия, Н.Гурьева, Г.Никитина, С.Ушакова.

Искусство Палеха - 4 часа.

8

1

История возникновения палехской лаковой миниатюры.

Урок графики.

Традиции русской иконописи как основа стилистики изображения в палехской миниатюре.

Формирование знаний учащихся об истории возникновения палехской лаковой миниатюры, развитие образного представления.

Копирование элементов изображения пейзажа в палехских композициях.

Таблицы из книги Н.Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха».

9

2

Изображение героев былинного эпоса в палехской миниатюре.

Урок графики.

Искусство Палеха - высочайшая культура поэтики народной жизни и народного духовного начала.

Передача условности пространственных отношений с эпическим строем миниатюры как отражение иконописной традиции изображения людей.

Копирование фигур людей в палехских композициях.

Таблицы из книги Н.Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха».

10-11

3-4

Палехские мотивы в твоей композиции.

Уроки живописи.

Палехские мотивы в твоей композиции

Формирование представлений о соответствии условно-символического языка палехской живописи песенным мотивам и сказочным сюжетам.

Выполнение иллюстрации к русской былине, сказке в манере палехской лаковой миниатюры.

Живопись -

И.Голиков «Курган», «Битва», «Тройка», А.Котухин «Сказка о царе Салтане», Н.Зиновьев «Конек-Горбунок», П.Баженов «Василиса Прекрасная».


Опера и балет на рубеже 19-20 вв. - яркое проявление взаимосвязи национальных традиций и художественного новаторства в русском искусстве - 5 часов.

12

1

Синтез искусств в театральных постановках.

Урок-беседа.

Русские сезоны в Париже - триумф русской культуры в Европе.

Формирование представлений учащихся о триумфе русской культуры в Европе - Русские сезоны в Париже.

Сообщения о художественном театре Русских сезонов в Париже.

Музыка - П.Чайковский «Спящая красавица», И.Стравинский «Петрушка», Н.Римский- Корсаков « Золотой петушок».

13-14

2-3

Художник в работе над художественным образом спектакля.

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.

Условность декоративно-театральной живописи.

Активизация творчества учащихся по созданию эскиза и макета декораций к опере с использованием элементов художественного конструирования.

Разработка проекта декораций к опере «Золотой петушок». Выполнение декорации в объеме-макете.

Музыка -

Н.Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок».

Живопись - И.Билибин, Н.Гончарова. Эскизы декораций к опере «Золотой петушок».

15-16

4-5

Твой эскиз сценического костюма к опере «Золотой петушок».

Уроки графики.

Особенности сценического костюма в опере Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Формирование умения придерживаться в работе единства формы и декора, ритма цветовых пятен и элементов; навыков создания единого художественного образа.

Творческие эскизы театральных костюмов к опере «Золотой петушок».

Графика - П.Пикассо. Эскиз костюма китайца к балету «Парад»; живопись -

Э.Дега «Балерины», З.Серебрякова «Снежинки», В.Лебедев «Спящая красавица».


Карнавальное начало в искусстве - 3 часа.

17

1

Традиции карнавалов народов мира.

Урок декоративного творчества.

Карнавал - синтез искусств.

Формирование знаний о традициях ряжения и раскрепощения, игры в европейском карнавале и народном традиционном обрядовом празднике.

Разработка эскиза карнавального костюма.

Живопись - П.Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», Н.Сапунов «Ряженые», «Ночное празднество», Т.Назаренко «Карнавал».

18-19

2-3

Твоя маска для маскарада.

Уроки художественного конструирования.

Карнавальная маскарадная маска.

Знакомство учащихся с личиной - маской в ритуальном и обрядовом действе народов мира; развитие умения работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность.

Выполнение маски и элементов карнавального костюма. Приемы работы в технике бумажной графики.

Живопись - П.Гаварни «Маски и лица», П.Сезанн «Пьеро и Арлекин», К.Сомов «Арлекин и дама», «Пьеро и дама», Ю.Судейкин «Венецианские куклы»,А.Дерен «Арлекин с гитарой».

Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей - 9 часов.

20

1

«Поэзия садов».

Урок графики или живописи.

Синтез архитектуры и среды в садово-парковом искусстве.

Формирование представлений о видах и стилях парков 18-19 вв. в Европе и России, о единстве природы, ландшафтной архитектуры и скульптуры в русских садово-парковых ансамблях 18-19 вв.

Зарисовки по памяти, представлению, описанию уголка парка или сада.

Графика - французская миниатюра «Сад природы 15 в.», гравюра 17 в. «Голландский сад», Ф.Зубов «Летний сад», А.Васнецов «Сад князя Жемчужного» и др.

21-22

2-3

Декор из металла в садово-парковом ансамбле.

Уроки декоративного творчества.

Художественный металл в архитектуре.

Формирование знаний о стилях орнаментов в декоре памятников архитектуры; знакомство с разнообразием изделий из литого и кованого металла в ландшафтной архитектуре парков.

Повтор элементов орнаментов разных стилей (классика, ампир, модерн). Выполнение эскиза одного элемента (ограды).

Архитектура - Летний сад, Петергоф, ансамбль Царицыно: «Арка с шипами», «Виноградные ворота», «Хлебные ворота»; металлические ограды Михайловского дворца и др.


23-24

4-5

Парковая скульптура и ее особенности.

Уроки лепки.

Скульптура Летнего сада.

Знакомство учащихся с мифологическими героями и аллегориями явлений природы - основными темами в парковой скульптуре 18-19 вв.; закрепление знаний о пропорции фигуры человека в классической скульптуре.

Выполнение эскиза аллегорической парковой скульптуры. Передача пропорций, характера движения фигуры.

Архитектура - Летний сад, Петергоф: Большой Екатерининский дворец, фонтан «Данаида»; Петровский дворец с парком в Москве; Павловск: Большой дворец. Парковый фасад и др.

25

6

Прогулка по парку.

Урок графики.

Парк как одна из форм массового художественного досуга.

Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе при изображении глубины и многопланового пространства парка, передача лирического настроения в графической композиции.

Графическая композиция парка с включением элементов ландшафтной архитектуры и скульптуры.

Графика - Ф.Зубов «Екатерингоф», «Зимний сад в Московском манеже»; живопись - А.Бенуа «Прогулка короля», В.Борисов- Мусатов «В парке», И.Бродский «Летний сад».

26-27

7-8

Праздник в парке.

Уроки живописи.

Русские традиции гуляний в садах и парках. Аттракционы и концерты в парке.

Формирование представлений о русских традициях гуляний в садах и парках, о передаче колорита народного праздничного гулянья.

Выполнение многофигурной композиции «Праздник в парке».

Живопись - А.Ватто «Общество в парке», К.Сомов «На катке», С.Судейкин «Гулянье», «Карусель».

28

9

Приглашение на музыкальный вечер в твоем исполнении.

Урок графики.

Стили шрифта.

Формирование представлений о стилевом единстве графики шрифта и декора в приглашении; отражение стиля музыки в графической композиции.

Разработка эскиза приглашения на музыкальный вечер.

Живопись - А.Ватто «Общество в парке», К.Сомов «На катке», С.Судейкин «Гулянье», «Карусель», Н.Сапунов «Ночное празднество», Н.Милоти «Вечерний праздник».


Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России - 6 часов.

29

1

Фестиваль искусств - праздник и встреча с художественными традициями народов России.

Урок-беседа.

История фестивального движения. Фестиваль народной культуры России.

Знакомство учащихся с историей фестивального движения, с видами фестивалей, с организацией работы фестиваля.

Подготовка сообщений о фестивальном движении в России.

Фото костюмов народов разных национальностей, плакаты, реклама, пригласительные билеты различных фестивалей.

30-31

2-3

Кукольное представление как традиция народного праздника.

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.

Типы кукольных театров и виды театральной куклы.

Формирование знаний о традициях народного праздника - кукольном представлении, об особенностях тростевой куклы.

Выполнение театральных тростевых кукол в народных костюмах разных регионов России.

Фото костюмов народов разных национальностей; музыка - записи выступлений фольклорных ансамблей разных регионов России; устное народное творчество: потешки, прибаутки.

32

4

Фестиваль искусств народов России в твоей школе.

Урок декоративного творчества.

Фестиваль искусств народов России

Развитие умений учащихся обобщать формы и стилизовать изображение с учетом изобразительного материала и назначения изделия.

Выполнение эскиза национального костюма разных регионов России для куклы.

Фотоматериалы: русский народные костюмы разных регионов России; записи выступлений фольклорных ансамблей разных регионов России.

33

5

Памятные подарки для фестиваля искусств народов России.

Урок декоративного творчества.

Декоративно-прикладное искусство народов разных регионов России.

Углубление и обобщение знаний о декоративно-прикладном искусстве народов России.

Выполнение эскизов изделий школ народных мастеров разных регионов России.

Фотоматериалы из музейных коллекций: изделия школ народных мастеров разных регионов России.

34

6

Искусство оформления массовых празднеств.

Урок графики с элементами графического дизайна.

Символика фестиваля народной культуры.

Знакомство учащихся с видами печатной продукции, сопутствующей работе фестиваля: программой, афишей, приглашением; единство стиля в оформлении графической продукции: шрифт, декор, цвет.

Выполнение эмблемы фестиваля искусств народов России.

Мультимедийные технологии: видеофильмы, отражающие специфику и разнообразие декора национального костюма народов России, музыкального и устного народного творчества.

ИТОГО: 34 часа.



© 2010-2022