- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- КТП по ИЗО в 9 классе (по Т. Я. Шпикаловой)
КТП по ИЗО в 9 классе (по Т. Я. Шпикаловой)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Едунова Н.М. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 - 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская. Программа «Изобразительное искусство. 5 - 9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному плану.
По учебному плану школы на изучение изобразительного искусства в 9 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с рекомендациями авторов программы углублено изучение тем блоков: «Умозрение в красках», «Искусство Палеха», «Опера и балет на рубеже 19 - 20 веков», «Карнавальное начала в искусстве», «Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России».
Таким образом, тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе предусматривает следующее количество часов на изучение тем блоков:
Православный храм как синтез искусств.
4 часа
Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей.
9 часов
«Умозрение в красках».
3 часа
- «Поэзия садов».
1 час
- Иконописные школы России.
1 час
- Декор из металла в садово-парковом ансамбле.
2 час
- Интерьер храма и его внутреннее убранство.
2 часа
- Парковая скульптура и ее особенности.
2 часа
Искусство Палеха.
4 часа
- Прогулка по парку.
1 час
- История возникновения палехской лаковой миниатюры.
1 час
- Праздник в парке.
2 часа
- Изображение героев былинного эпоса.
1 час
- Приглашение на музыкальный вечер в твоем исполнении.
1 час
- Палехские мотивы в твоей композиции.
2 часа
Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России.
6 часов
Опера и балет на рубеже 19 - 20 веков.
5 часов
- Фестиваль искусств - праздник и встреча с художественными традициями народов России.
1 час
- Синтез искусств в театральных постановках.
1 час
- Кукольное представление как традиция народного праздника.
2 часа
- Художник в работе над художественным образом.
2 часа
- Фестиваль искусств народов России в твоей школе.
1 час
- Твой сценический костюм к опере «Золотой петушок»
2 часа
- Памятные подарки для фестиваля искусств.
1 час
Карнавальное начало в искусстве.
3 часа
- Искусство оформления массовых празднеств.
1 час
- Традиции карнавалов народов мира.
1 час
- Твоя маска для карнавала.
2 часа
Итого: 34 часа.
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (9 КЛАСС)
Тема года: Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия.
№
№
Раздел. Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
Информационно-методическое обеспечение
Дата
Православный храм как синтез искусств - 4 часа.
1-2
1-2
«Дорога к храму».
Уроки живописи.
Духовный лик России и философское осмысление бытия в пейзажной живописи 19 века
Формирование понимания места и значения художественного наследия России в мировом культурном процессе; углубление представлений о духовном начале искусства.
Этюд пейзажа с храмом по памяти или по представлению. Передача пространства средствами воздушной и линейной перспективы.
Живопись -
И.Левитан «Вечерний звон» «Тихая обитель», Н.Рерих. Серия этюдов, посвященных архитектуре Великого Новгорода.
3-4
3-4
Русское храмовое зодчество как воплощение духовных идеалов общества.
Уроки декоративного творчества.
Храм как синтез искусств. Виды культовой архитектуры в России.
Углубление представлений учащихся о духовном начале искусства на примере православного храмового зодчества; ознакомление с региональными особенностями архитектуры соборов и церквей на территории России.
Выполнение декоративных панно «Русь соборная», «Звоны России», «Золотое кольцо России». Техника аппликации.
Архитектура - храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор в Московском Кремле,Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного в Москве и др.
«Умозрение в красках» - 3 часа.
5
1
Иконописные школы России.
Урок-беседа.
Образы и сюжеты древнерусской живописи.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, бережного отношения к культурному наследию.
Подготовка сообщений о древнерусских иконописцах.
Живопись - портреты священнослужителей работы художников И.Репина, П.Корина, М.Нестерова; литература - Е.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
6-7
2-3
Интерьер храма и его внутреннее убранство. Иконостас.
Уроки графики.
Интерьер храма и его внутреннее убранство.
Углубление представлений о духовном начале искусства на примере иконописи России, обогащение опыта художественно-творческой деятельности учащихся.
Зарисовки схемы древнерусского иконостаса.
Иконопись - икона «Богоматерь Владимирская», фрески и иконопись локальных школ России, работы Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия, Н.Гурьева, Г.Никитина, С.Ушакова.
Искусство Палеха - 4 часа.
8
1
История возникновения палехской лаковой миниатюры.
Урок графики.
Традиции русской иконописи как основа стилистики изображения в палехской миниатюре.
Формирование знаний учащихся об истории возникновения палехской лаковой миниатюры, развитие образного представления.
Копирование элементов изображения пейзажа в палехских композициях.
Таблицы из книги Н.Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха».
9
2
Изображение героев былинного эпоса в палехской миниатюре.
Урок графики.
Искусство Палеха - высочайшая культура поэтики народной жизни и народного духовного начала.
Передача условности пространственных отношений с эпическим строем миниатюры как отражение иконописной традиции изображения людей.
Копирование фигур людей в палехских композициях.
Таблицы из книги Н.Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха».
10-11
3-4
Палехские мотивы в твоей композиции.
Уроки живописи.
Палехские мотивы в твоей композиции
Формирование представлений о соответствии условно-символического языка палехской живописи песенным мотивам и сказочным сюжетам.
Выполнение иллюстрации к русской былине, сказке в манере палехской лаковой миниатюры.
Живопись -
И.Голиков «Курган», «Битва», «Тройка», А.Котухин «Сказка о царе Салтане», Н.Зиновьев «Конек-Горбунок», П.Баженов «Василиса Прекрасная».
Опера и балет на рубеже 19-20 вв. - яркое проявление взаимосвязи национальных традиций и художественного новаторства в русском искусстве - 5 часов.
12
1
Синтез искусств в театральных постановках.
Урок-беседа.
Русские сезоны в Париже - триумф русской культуры в Европе.
Формирование представлений учащихся о триумфе русской культуры в Европе - Русские сезоны в Париже.
Сообщения о художественном театре Русских сезонов в Париже.
Музыка - П.Чайковский «Спящая красавица», И.Стравинский «Петрушка», Н.Римский- Корсаков « Золотой петушок».
13-14
2-3
Художник в работе над художественным образом спектакля.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.
Условность декоративно-театральной живописи.
Активизация творчества учащихся по созданию эскиза и макета декораций к опере с использованием элементов художественного конструирования.
Разработка проекта декораций к опере «Золотой петушок». Выполнение декорации в объеме-макете.
Музыка -
Н.Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок».
Живопись - И.Билибин, Н.Гончарова. Эскизы декораций к опере «Золотой петушок».
15-16
4-5
Твой эскиз сценического костюма к опере «Золотой петушок».
Уроки графики.
Особенности сценического костюма в опере Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Формирование умения придерживаться в работе единства формы и декора, ритма цветовых пятен и элементов; навыков создания единого художественного образа.
Творческие эскизы театральных костюмов к опере «Золотой петушок».
Графика - П.Пикассо. Эскиз костюма китайца к балету «Парад»; живопись -
Э.Дега «Балерины», З.Серебрякова «Снежинки», В.Лебедев «Спящая красавица».
Карнавальное начало в искусстве - 3 часа.
17
1
Традиции карнавалов народов мира.
Урок декоративного творчества.
Карнавал - синтез искусств.
Формирование знаний о традициях ряжения и раскрепощения, игры в европейском карнавале и народном традиционном обрядовом празднике.
Разработка эскиза карнавального костюма.
Живопись - П.Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», Н.Сапунов «Ряженые», «Ночное празднество», Т.Назаренко «Карнавал».
18-19
2-3
Твоя маска для маскарада.
Уроки художественного конструирования.
Карнавальная маскарадная маска.
Знакомство учащихся с личиной - маской в ритуальном и обрядовом действе народов мира; развитие умения работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность.
Выполнение маски и элементов карнавального костюма. Приемы работы в технике бумажной графики.
Живопись - П.Гаварни «Маски и лица», П.Сезанн «Пьеро и Арлекин», К.Сомов «Арлекин и дама», «Пьеро и дама», Ю.Судейкин «Венецианские куклы»,А.Дерен «Арлекин с гитарой».
Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей - 9 часов.
20
1
«Поэзия садов».
Урок графики или живописи.
Синтез архитектуры и среды в садово-парковом искусстве.
Формирование представлений о видах и стилях парков 18-19 вв. в Европе и России, о единстве природы, ландшафтной архитектуры и скульптуры в русских садово-парковых ансамблях 18-19 вв.
Зарисовки по памяти, представлению, описанию уголка парка или сада.
Графика - французская миниатюра «Сад природы 15 в.», гравюра 17 в. «Голландский сад», Ф.Зубов «Летний сад», А.Васнецов «Сад князя Жемчужного» и др.
21-22
2-3
Декор из металла в садово-парковом ансамбле.
Уроки декоративного творчества.
Художественный металл в архитектуре.
Формирование знаний о стилях орнаментов в декоре памятников архитектуры; знакомство с разнообразием изделий из литого и кованого металла в ландшафтной архитектуре парков.
Повтор элементов орнаментов разных стилей (классика, ампир, модерн). Выполнение эскиза одного элемента (ограды).
Архитектура - Летний сад, Петергоф, ансамбль Царицыно: «Арка с шипами», «Виноградные ворота», «Хлебные ворота»; металлические ограды Михайловского дворца и др.
23-24
4-5
Парковая скульптура и ее особенности.
Уроки лепки.
Скульптура Летнего сада.
Знакомство учащихся с мифологическими героями и аллегориями явлений природы - основными темами в парковой скульптуре 18-19 вв.; закрепление знаний о пропорции фигуры человека в классической скульптуре.
Выполнение эскиза аллегорической парковой скульптуры. Передача пропорций, характера движения фигуры.
Архитектура - Летний сад, Петергоф: Большой Екатерининский дворец, фонтан «Данаида»; Петровский дворец с парком в Москве; Павловск: Большой дворец. Парковый фасад и др.
25
6
Прогулка по парку.
Урок графики.
Парк как одна из форм массового художественного досуга.
Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе при изображении глубины и многопланового пространства парка, передача лирического настроения в графической композиции.
Графическая композиция парка с включением элементов ландшафтной архитектуры и скульптуры.
Графика - Ф.Зубов «Екатерингоф», «Зимний сад в Московском манеже»; живопись - А.Бенуа «Прогулка короля», В.Борисов- Мусатов «В парке», И.Бродский «Летний сад».
26-27
7-8
Праздник в парке.
Уроки живописи.
Русские традиции гуляний в садах и парках. Аттракционы и концерты в парке.
Формирование представлений о русских традициях гуляний в садах и парках, о передаче колорита народного праздничного гулянья.
Выполнение многофигурной композиции «Праздник в парке».
Живопись - А.Ватто «Общество в парке», К.Сомов «На катке», С.Судейкин «Гулянье», «Карусель».
28
9
Приглашение на музыкальный вечер в твоем исполнении.
Урок графики.
Стили шрифта.
Формирование представлений о стилевом единстве графики шрифта и декора в приглашении; отражение стиля музыки в графической композиции.
Разработка эскиза приглашения на музыкальный вечер.
Живопись - А.Ватто «Общество в парке», К.Сомов «На катке», С.Судейкин «Гулянье», «Карусель», Н.Сапунов «Ночное празднество», Н.Милоти «Вечерний праздник».
Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России - 6 часов.
29
1
Фестиваль искусств - праздник и встреча с художественными традициями народов России.
Урок-беседа.
История фестивального движения. Фестиваль народной культуры России.
Знакомство учащихся с историей фестивального движения, с видами фестивалей, с организацией работы фестиваля.
Подготовка сообщений о фестивальном движении в России.
Фото костюмов народов разных национальностей, плакаты, реклама, пригласительные билеты различных фестивалей.
30-31
2-3
Кукольное представление как традиция народного праздника.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования.
Типы кукольных театров и виды театральной куклы.
Формирование знаний о традициях народного праздника - кукольном представлении, об особенностях тростевой куклы.
Выполнение театральных тростевых кукол в народных костюмах разных регионов России.
Фото костюмов народов разных национальностей; музыка - записи выступлений фольклорных ансамблей разных регионов России; устное народное творчество: потешки, прибаутки.
32
4
Фестиваль искусств народов России в твоей школе.
Урок декоративного творчества.
Фестиваль искусств народов России
Развитие умений учащихся обобщать формы и стилизовать изображение с учетом изобразительного материала и назначения изделия.
Выполнение эскиза национального костюма разных регионов России для куклы.
Фотоматериалы: русский народные костюмы разных регионов России; записи выступлений фольклорных ансамблей разных регионов России.
33
5
Памятные подарки для фестиваля искусств народов России.
Урок декоративного творчества.
Декоративно-прикладное искусство народов разных регионов России.
Углубление и обобщение знаний о декоративно-прикладном искусстве народов России.
Выполнение эскизов изделий школ народных мастеров разных регионов России.
Фотоматериалы из музейных коллекций: изделия школ народных мастеров разных регионов России.
34
6
Искусство оформления массовых празднеств.
Урок графики с элементами графического дизайна.
Символика фестиваля народной культуры.
Знакомство учащихся с видами печатной продукции, сопутствующей работе фестиваля: программой, афишей, приглашением; единство стиля в оформлении графической продукции: шрифт, декор, цвет.
Выполнение эмблемы фестиваля искусств народов России.
Мультимедийные технологии: видеофильмы, отражающие специфику и разнообразие декора национального костюма народов России, музыкального и устного народного творчества.
ИТОГО: 34 часа.