Программа кружка ИЗО Живая кисть (11-15 лет)

Цели и задачи рабочей программы направлены на формирование личности ребёнка с широким кругозором, нравственно - эстетической отзывчивостью на прекрасное в жизни искусства. Развитие способностей к творческому самовыражению в изобразительной деятельности с учетом знаний, умений и навыков, полученных на занятия изостудии; Основные формы организации учебной деятельности – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: работа с натуры и по представлению в жи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:


Цели и задачи рабочей программы направлены на формирование личности ребёнка с широким кругозором, нравственно - эстетической отзывчивостью на прекрасное в жизни искусства. Развитие способностей к творческому самовыражению в изобразительной деятельности с учетом знаний, умений и навыков, полученных на занятия изостудии;

Изменения, внесенные в рабочую программу, отсутствуют.

Количество часов в программе кружка «Живая кисть» отведено 6 часов в неделю, ­­­­­­­­­­­­­­­­­­210 часа в год.

Основные формы организации учебной деятельности - занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия - практикумы: работа с натуры и по представлению в живописи, графике и скульптуре с освоением различных техник и материалов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-15 лет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Обучающиеся должны знать: выразительные возможности композиции и объемных изображений; основы цветоведения; конструкции головы и ее пропорции.

Обучающиеся должны уметь: видеть конструктивную форму предмета, владеть навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; пользоваться правилами линейной перспективы;

Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней в организации школьных выставок рисунков.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема 1. Выразительные возможности композиции, линии и пятна -45часов.

Тема 2. Основы цветоведения - 25часов .

Тема 3.Выразительные возможности скульптуры - 35часов.

Тема 4. Натюрморт в живописи и графике - 25часов.

Тема 5. Пейзаж в живописи и графике - 25 часов.

Тема 6. Портрет в живописи, графике и скульптуре 30часов.

Тема 7. Экслибрис - 25часов.

Итого 210 часа.







календарно-тематическое планирование



п/п

Дата



Всего часов


Содержание деятельности

Воспитательная работа


Теоретические занятия


Практические

занятия

Тема 1.Композиционное равновесие, характер линии, пятна в гра­фике и флористике.


Лекция Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике и флористике.



Выполнение композиции из природного материала на те­му «Осенний пейзаж».


Формирование человечности,доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение композиции из природного материала на те­му «Осенний пейзаж».


Формирование человечности,

доброты, гражданственности и патриотизма



Выполнение графической композиция на те­му «Спорт».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма



Выполнение графической композиция на те­му «Спорт». Отработка пятен.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение графической композиция на те­му «Моя деревня».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение графической композиция на те­му «Моя деревня». Отработка пятен.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.


Лекция: «Колорит - система цветных тонов, их сочетание в картине»



Лекция: «Передача пространства в живописи»



Создание композиции на тему «Ярмар­ка»


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание цветового контраста в композиции на тему «Ярмар­ка»


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание композиции на тему «Сельская улица »


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание холодной цветовой гаммы композиции на тему «Сельская улица»


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание композиции на тему «Спорт»


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание композиции теплой цветовой гаммы на тему «Спорт»


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 3. Характер движения, равновесие масс, пропорции в скульптуре.



Лекция: «Выразительные возможности скульптуры».


Выполнение эскиза в скульптуре на те­мы «Осенний базар».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.




Выполнение эскиза в скульптуре на те­мы «Спорт».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.


Лекция: «Выразительные возможности скульптуры».


Выполнение эскиза в скульптуре на те­мы «Осенний базар».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.




Выполнение эскиза в скульптуре на те­мы «Спорт».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.


Лекция: «Выразительные возможности скульптуры».


Выполнение эскиза в скульптуре на те­мы «Осенний базар».


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 4. Натюрморт в живописи.


Лекция: «Соотношение черного и белого, плановость, решение пространства внатюрморте.

мат, цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка в эскизе натюрморта».


Эскизы натюрморта выполняют­ся с натуры акварельными красками.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.




Выполнение натюрморта с натуры гуашевыми красками.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.


Лекция: «Соотношение черного и белого, плановость, решение пространства внатюрморте.

мат, цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка в эскизе натюрморта».


Эскизы натюрморта выполняют­ся с натуры акварельными красками.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 5. Натюрморт и графика.


Лекция: «Соотношение черного и белого, плановость, решение пространства внатюрморте».



Выполнение натюрморта тушью


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.




Выполнение натюрморта втехнике граттажа.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 6. Пейзаж в живописи и графике.


Лекция: «Законы линейной и воздушной перспективы. Приемы передачи пространства в живописи».


Выполнение сельского пейзажа с натуры акварельными красками.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение сельского пейзажа с натуры гуашевыми красками.


Формирование человечности,оброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение городского пейзажа по представлению гуашевыми красками.


Формирование человечности,доброты, гражданственности и патриотизма.



Зарисовки сельского пейзажа с храмом и с натуры.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение сельского пейзажа в технике граттажа.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение сельского пейзажа с храмом и с натуры гуашевыми красками.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение сельского пейзажа с натуры гуашевыми красками.


Формирование человечности,оброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение городского пейзажа по представлению гуашевыми красками.


Формирование человечности,доброты, гражданственности и патриотизма.



Зарисовки сельского пейзажа с храмом и с натуры.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение сельского пейзажа в технике граттажа.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Выполнение сельского пейзажа с храмом и с натуры гуашевыми красками.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 7. Портрет в графике.


Лекция: «Конструкция головы и её пропорции»


Выполнение набросков головы человека (в разных ракурсах).


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Рисунок головы друга (с натуры).


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 8.Портрет в живописи.


Лекция:

«Образные возможности освещения в портрете»


Автопортрет (быстрый этюд).


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет литературного героя (сказка, поэзия, проза). Гуашь, акварель.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет «Моя мама лучше всех». Рисунок.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет «Моя мама лучше всех». Живопись.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет в профиль. Гуашь.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет литературного героя (сказка, поэзия, проза). Гуашь, акварель.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет «Моя мама лучше всех». Рисунок.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет «Моя мама лучше всех». Живопись.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Портрет в профиль. Гуашь.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 9.Портрет в скульптуре.



Создание портрета героя литературного произведения из пластилина


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание портрета героя литературного произведения из пластилина. Обработка деталей


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание портрета героя литературного произведения из пластилина


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Создание портрета героя литературного произведения из пластилина. Обработка деталей


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

Тема 10.Экслибрис.


Лекция:

«История экслибриса и особенности его композиции».


Эскиз экслибриса.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



Тональное решение экслибриса. Работа над текстом.


Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Композиционное равновесие, характер линии, пятна в гра­фике.

Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике.

Практическая работа: выполнение графических серий на те­мы «Осенний пейзаж», «Спорт», «Моя деревня » в технике графики, флористики.

2.Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, ком­позиционное равновесие, передана пространства в живописи.

Колорит - система цветных тонов, их сочетание в картине

Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цвето­вых контрастов. Приемы передачи пространства в живописи.

Практическая работа: создание композиций на тему «Ярмар­ка», «Сельская улица», «Спорт».

3.Характер движения, равновесие масс, пропорции в скульптуре.

Выразительные возможности скульптуры.

Практическая работа: выполнение эскиза в скульптуре на те­мы: «Спорт», «Осенний базар» (композиция может быть одно-фигурной и несколько фигурной).

Материалы: глина, пластилин,

4.Натюрморт в живописи.

Формат, цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка в эскизе натюрморта.

Практическая работа: поиски композиции натюрморта в эс­кизе, выполнение натюрморта с натуры.

5.Натюрморт и графика.

Постановка натюрморта из нескольких предметов быта,

Практическая работа: выполнение натюрморта в технике граттажа

Практическая работа: выполнение эскиза натюрморта. Материалы: тушь.

6. Пейзаж в живописи и графике.

Поиски подходящего мотива в натуре и его композиционной завершенности. Фрагментарное решение первого плана, присутствие второго и третьего планов, выбор гаммы цветов в пейзаже, зарисовки сельского пейзажа.

Практическая работа: выполнение сельского и городского пейзажа с натуры.

Материалы: акварель или гуашь, передача линией пространства, условное решение плановости.

7.Портрет в графике.

Определение пропорций, поворота, ракурса головы.

Практическая работа: выполнение набросков головы человека (в разных ракурсах), рисунок головы друга (с натуры).

Материалы: художественный уголь, фактурная бумага, карандаш.

8.Портрет в живописи.

Поиски характера, передача настроения при помощи определенной гаммы цветов (ограниченная палитра).

Практическая работа: автопортрет (быстрый этюд).Портрет литературного героя (сказка, поэзия, проза), портрет мамы.

Материалы: карандаш, акварель (ограниченная гамма цветов), влажная бумага.

9.Портрет в скульптуре.

Передача выразительности, гротеск, утрирование пропорций, некоторая условность и декоративность решения в скульптурном портрете как одно из возможных решений образа.

Практическая работа: создание портрета героя литературного произведения.

Материалы: пластилин.

10.Экслибрис.

Ритм черных и белых пятен, лаконичность изображения, включение в композицию экслибриса шрифта.

Практическая работа: эскиз и осуществление в материале экслибриса.

Материалы: для графического рисунка - карандаш, тушь.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ;

Устный, письменный, программированый, контроль в виде тестов, изовикторин, изо-кроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий из текстов в пособии для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова.-В: Учитель, 2008., стр.62- 68.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 кл -М.: Просвещение, 2008 г.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 2006.

Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.


Дополнительная литература:

Живопись. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003

Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков. Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269.

Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.

Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285.

Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. - 53 с.

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. (Стандарты второго поколения).

Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.;

Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С.

Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. - Белгород, 2006. - 172 с.;

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

Пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка фигуры человека, натюрморта, перспективы. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека. Репродукции произведений изобразительного искусства, методические рисунки.

Цифровые образовательные ресурсы: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций. Презентации: Виды искусства. Основные и составные цвета. Натюрморт в истории искусства. История возникновения портрета. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.

Модели и натурный фонд: муляжи фруктов (комплект), муляжи овощей (комплект). Драпировки, предметы быта (кринки, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

© 2010-2022