Презентация рабочей программы факультативного занятия

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА       Срок реализации программы: 3 года Объём программы: 68 час       Разработчик: Латыпова Дания Равильевна, учитель высшей квалификационной категории.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано:

кафедра коррекционной педагогики

ОГБОУ ДПО УИПКПРО

______________________

«___» _____________ 2012 год

Утверждаю:

Директор ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида

_______________________И. Н. Дешевых

«___» _________________ 2011год

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида:

Протокол № ____ от __________2011год





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА




Срок реализации программы: 3 года

Объём программы: 68 час

Разработчик: Латыпова Дания Равильевна, учитель высшей квалификационной категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288), устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Уровень программы - коррекционно-развивающий.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Программа предусматривает следующее распределение нагрузки - 2 часа в неделю (68 час).

Статус документа.

Программа дополнительного образования по работе факультативных занятий «Чудесная глина» рассчитана на три года обучения для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 12-15 лет и комплектуется из учащихся V-VII классов с ограниченными возможностями здоровья. При распределении задания учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, а также психофизические особенность данной категории детей.

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы- 10 человек.

Структура документа.

Данная программа имеет следующие разделы:

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план образовательной области факультативных занятий «Чудесная глина»;

- содержание программы факультативного занятия «Чудесная глина»;

- мониторинг образовательной области факультативных занятий «Чудесная глина»;

- учебно-методический комплекс к программе.

Цель программы.

Создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, раскрытие личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи программы.

Обучающие:

1. формирование представлений о народных промыслах;

2. ознакомление со способами деятельности - лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура;

3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов;

4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства - лепка из глины;

6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивающие:

1. развитие интереса к изучению народных промыслов;

2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

5. развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

Воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности;

3. стремление к поиску, самостоятельности;

4. понимание необходимости качественного выполнения образа;

5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;

6. приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре;

7. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;

8. культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  2. предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  3. контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

  4. развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;

  5. развивать зрительное восприятие, внимание, память, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, художественный вкус школьников.

Общая характеристика программы.

Программа дополнительного образования по факультативной работе «Чудесная глина» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы. Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообщению, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов детей как в области художественно-эстетического творчества, так и в области досуга и общения.

Актуальность программы.

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, на формирование умственной активности и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

Как известно, глина - один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения - всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук. Исследования отечественных и зарубежных ученных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Основные идеи программы.

Воспитание и обучение на факультативном занятии осуществляется «естественным путём», в процессе творческой работы.

Участие преподавателя осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности.

Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий по лепке являются следующие положения:

- связь физического движения и общего психического развития;

- связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;

-связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.

Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, принимая участие в театрализованных постановках, играх-драматизациях учащиеся совершенствуют навыки общения: учатся передать мимикой, жестами, позой основные эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать свое настроение.

В основе разработанной программы «Чудесная глина» лежит идея формирования коммуникативных навыков и умений, коррекция эмоционально-духовных качеств, воспитание творческой личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать «прекрасное».

Условия реализации программы. Помещение для проведение занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудован необходимым количеством мест.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

В процессе обучения обучающиеся и педагог должен строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Необходимые условия для осуществления педагогического процесса:

  1. Благоприятный психологический климат в группе.

  2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей ребенка.

  3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком, как равным партнёром.

  4. При проведении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предыдущим, а также с предметами и явлениями окружающего мира.

Организация деятельности факультатива.

Программа работы факультативных занятий «Чудесная глина» рассчитана на три года обучения для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 12-15 лет и комплектуется из учащихся V-VII классов коррекционной школы. При распределении задания учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, а также психофизические особенность данной категории детей.

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы- 10 человек.

Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

Содержание программы учитывает особенности учащихся с умеренной умственной недостаточностью коррекционной школы VIII вида и требует проведении игровых занятий. Одной специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для детей способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику

Материалы и оборудование для декоративной лепки.

Материалом для декоративной лепки является глина- продукт разрушения горных пород. Она бывает разных цветов, что зависит от красящих веществ, которые входят в ее состав. Кроме того, в ней имеются смола, воск, песок, растворимые соединения железа. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много - ее называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя - она рассыпается.

Как же подготовить глину к занятиям? Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев, поэтому глину нужно искать летом. Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовый бак или завернуть в полиэтиленовую пленку, затем плотно завязать чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

Любая очищенная глина хорошо поддается обжигу в муфельной печи. Печь для обжига глины открывает большие возможности для обработки детских изделий. Например, полупросохшие изделия можно окрасить ангобом. Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины или наоборот. Ангоб наносится кистью на сырое или полупросохшее изделие путем примакивания к поверхности изделия. В том случае, если работы выполнены по мотивам народной игрушки, в качестве красителя используется гуашь, которая наносится на отгрунтованное изделие. Грунтовка выполняется эмульсионными белилами, разведенными водой; белила наносятся на обожженые изделия кистью.

Занимаясь декоративной лепкой, дети пользуются стеками.

Они бывают деревянными, пластмассовыми и металлическими. Деревянные стеки легко сделать самим. Самые простые формы стеки: палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т. д. используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут использоваться крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т. п.

Успех работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место ребенка. Прежде всего нужно иметь небольшие доски (квадратные или круглые), которые ребенок кладет на стол. Вместо досок можно использовать поворотные станки, они удобны во время работы и дают возможность поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

1. отделять от большого куска небольшие комочки

2. раскатывать комок теста прямыми движениями;

3. раскатывать комок теста круговыми движениями;

4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

5. соединять концы;

6. сплющивать между ладонями комок теста;

7. соединять 2-3 знакомые формы;

8. защипывание краев формы кончиками пальцев

9. скатывание круговыми движения

10. лепка из нескольких частей;

11. пропорции;

12. оттягивание части от основной формы;

13. сглаживание поверхности формы;

14. присоединение части;

15. прижимание;

16. примазывание;

17. вдавливание для получения полой формы;

18. использование стеки.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для 5 класса.

Количество часов

Раздел

Тема

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Вводное занятие.

Введение в учебный курс. Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

1




Изображение предметного мира. Создание простых форм.

Украсим столбики для забора.

2




Колесики для пирамидки.

Пряник.

Печенье.

Кукла из двух шариков.

Лепка чашки.

Грибок.

2

2

2

2

3


2




Кукла в красивом платье.

Чашка с блюдцем.

Лепка торта.

Снегурочка (лепка по представлению)


4

4

2

4



Уточка

Тарелка.

Миска.

Ваза для фруктов.

Дымковская кукла.



4

4

4

4

6



Птичка-невеличка.

Рыбка.

Петушок.

Декоративная пластина.

Конь.





2

2

4

4

3

Подведение итогов. Анализ работы кружка.




1

Всего за четверть:

16 ч.

14 ч.

22 ч.

16 ч.

Итого за год:




68 ч.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для 6 класса.

Количество часов

Раздел

Тема

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Вводное занятие.

Введение в учебный курс. Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

1




Лепка декоративных пластин.

Лепка пластины путем наложения формы на основу.

Лепка пластины путем выбирания глины с основной формы.

Аппликация из глиняной ленты

Раскрашивание пластин.


4



4


4


4




Лепка посуды при помощи стеков.

Лепка с натуры:

1. Горшочек.

2. Ваза для цветов.

Нанесение орнамента при помощи стеки и печатки.

Раскрашивание посуды.





4

4

2


4



Лепка декоративных игрушек. 1.Уточка.

2. Петушок.

3. Конь.

4. Дымковская кукла.

5. Сюжетная лепка.

Раскрашивание игрушек.




3

3

4

4

4

4



Декоративная посуда.

  1. Чашка с блюдцем.

  2. Ваза с фруктами.

Декоративная игрушка.

1.Дымковская кукла.

2. Птичий двор.

Декоративная пластина.

1.Высокий рельеф

2. Углубленный рельеф.






2

2


4

4


3

Подведение итогов. Анализ работы кружка.




1

Всего за четверть:

16 ч.

14 ч.

22 ч.

16 ч.

Итого за год:




68 ч.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для 7 класса.

Количество часов

Раздел

Тема

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Вводное занятие.

Введение в учебный курс. Инструктаж по технике безопасности.

1




Лепка декоративных пластин.

Лепка пластины путем наложения формы на основу.

Лепка пластины путем выбирания глины с основной формы.

Многоплановый рельеф.

Раскрашивание пластин.


3



4


4

4




Декоративная посуда.

Лепка сосудов ленточным способом.

Лепка посуды из жгутиков.

Лепка посуды при помощи стеков.

Нанесение орнамента при помощи стеки и печатки.

Раскрашивание посуды.



3


3


3

2


3



Лепка декоративных игрушек.

1. Декоративные птицы.

2. Дымковская кукла.

3. Конь с наездником.

4. Изображение сказочных образов.

5. Сюжетная лепка.

Раскрашивание игрушек.




2

4

4

4


4

4



Декоративная посуда.

  1. Чайник.

  2. Молочник.

Декоративная игрушка.

1.Дымковская кукла.

2. Конь с наездником.

Декоративная пластина.

1.Высокий рельеф

2. Углубленный рельеф.






2

2


4

4

3

Подведение итогов. Анализ работы кружка.




1

Всего за четверть:

16 ч.

14 ч.

22 ч.

16 ч.

Итого за год:




68 ч.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 класса.

Вводное занятие. Введение в учебный курс.

Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

Изображение предметного мира. Создание простых форм.

Украсим столбики для забора.

Колесики для пирамидки.

Пряник.

Печенье.

Кукла из двух шариков.

Лепка чашки.

Грибок.

Кукла в красивом платье.

Чашка с блюдцем.

Лепка торта.

Снегурочка (лепка по представлению).

Птичка-невеличка.

Рыбка.

Петушок.

Декоративная пластина.

Конь.

Подведение итогов. Анализ работы кружка.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класса.

Вводное занятие.

Введение в учебный курс. Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

Лепка декоративных пластин.

Лепка пластины путем наложения формы на основу.

Лепка пластины путем выбирания глины с основной формы.

Аппликация из глиняной ленты.

Раскрашивание пластин.

Лепка декоративных игрушек.

1.Уточка.

2. Петушок.

3. Конь.

4. Дымковская кукла.

5. Сюжетная лепка.

Раскрашивание игрушек.

Декоративная посуда.

  1. Чашка с блюдцем.

  2. Ваза с фруктами.

Декоративная игрушка.

1.Дымковская кукла.

2. Птичий двор.

Декоративная пластина.

1.Высокий рельеф

2. Углубленный рельеф.

Подведение итогов. Анализ работы кружка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 класса.

Вводное занятие.

Введение в учебный курс. Инструктаж по технике безопасности.

Лепка декоративных пластин.

Лепка пластины путем наложения формы на основу.

Лепка пластины путем выбирания глины с основной формы.

Многоплановый рельеф.

Раскрашивание пластин.

Декоративная посуда.

Лепка сосудов ленточным способом.

Лепка посуды из жгутиков.

Лепка посуды при помощи стеков.

Нанесение орнамента при помощи стеки и печатки.

Раскрашивание посуды.

Лепка декоративных игрушек.

1. Декоративные птицы.

2. Дымковская кукла.

3. Конь с наездником.

4. Изображение сказочных образов.

5. Сюжетная лепка.

Раскрашивание игрушек.

Декоративная посуда.

1. Чайник.

2. Молочник.

Декоративная игрушка.

1.Дымковская кукла.

2. Конь с наездником.

Декоративная пластина.

1.Высокий рельеф.

2. Углубленный рельеф.

Подведение итогов. Анализ работы кружка.















МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для учащихся 5 класса с умеренной умственной отсталостью.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.



























































































Условные обозначения:

1 - умение организовать рабочее место и соблюдать санитарно-гигиенические требования;

2 - умение вдавливать и расплющивать изделие пальцами; умение пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя с использованием необходимых инструментов и приспособлений;

3 - овладение основными приемами работы с глиной: складывание, отщипывание, раскатывание, сглаживание;

4 - умение использовать основные виды работ с глиной (вырезать, плести, аппликация, декоративная пластина, объемное конструирование);

5 - умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия;

6 - умение ориентироваться при выполнении плоскостных и объёмных работ: умение показать верх, низ, правую и левую сторону изделия, правильно складывать по разным сторонам ; правильно располагать детали изделия, материалы для работы на рабочей плоскости;

7- умение анализировать форму предметов (плоских и объёмных) с помощью учителя: узнавание, называние основных геометрических фигур и форм.

Н. г. - Начало года;

К. г. - Конец года.

Критерии:

1б. - отсутствие сформированных критериев;

2б. - слабо сформированные критерии;

3б. - неустойчиво сформированные критерии;

4б. - сформированные критерии;

5б. - самостоятельно использует полученные знания, умения, навыки в жизни.

Уровни оценивания:

Высокий - 35 - 30 баллов;

Средний - 29 - 24 баллов;

Низкий - 23 - 18 баллов;

Несформированный - 18 и ниже
















МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью.


Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.




























































































Условные обозначения:

1 - умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия;

2 - умение пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя с использованием необходимых инструментов и приспособлений; (замысел, эскиз, выбор - материала и способов изготовления, готовое изделие);

3 - овладение основными приемами работы с глиной: складывание, отщипывание, раскатывание, сглаживание;

4 - умение использовать основные виды работ с глиной (вырезать, плести, аппликация, декоративная пластина, объемное конструирование);

5 - умение ориентироваться при выполнении плоскостных и объёмных работ: умение показать верх, низ, правую и левую сторону изделия, правильно складывать по разным сторонам; правильно располагать детали изделия, материалы для работы на рабочей плоскости;

6 - умение правильно располагать детали композиции, соблюдать размеры и пропорции;

7- умение анализировать форму предметов (плоских и объёмных) с помощью учителя: узнавание, называние основных геометрических фигур и форм.

Н. г. - Начало года;

К. г. - Конец года.

Критерии:

1б. - отсутствие сформированных критериев;

2б. - слабо сформированные критерии;

3б. - неустойчиво сформированные критерии;

4б. - сформированные критерии;

5б. - самостоятельно использует полученные знания, умения, навыки в жизни.

Уровни оценивания:

Высокий - 35 - 30 баллов;

Средний - 29 - 24 баллов;

Низкий - 23 - 18 баллов;

Несформированный - 18 и ниже.





МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для учащихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью.


Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.




























































































Условные обозначения:

1 - умение выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия;

2 - умение пооперационно выполнять работу по словесной инструкции учителя с использованием необходимых инструментов и приспособлений; (замысел, эскиз, выбор - материала и способов изготовления, готовое изделие);

3 - овладение основными приемами работы с глиной руками, обработка изделия и нанесение орнамента стекой;

4 - умение использовать основные виды работ с глиной (вырезать, плести, аппликация, декоративная пластина, объемное конструирование);

5 - умение лепить по образцу стилизованных фигур, лепка с натуры игрушек;

6 - умение правильно располагать детали композиции, соблюдать размеры и пропорции;

7- умение анализировать пространственное положение деталей на макете, выполнение отделочных работ на изделиях- нанесение орнамента стекой, окраска, роспись.

Н. г. - Начало года;

К. г. - Конец года.

Критерии:

1б. - отсутствие сформированных критериев;

2б. - слабо сформированные критерии;

3б. - неустойчиво сформированные критерии;

4б. - сформированные критерии;

5б. - самостоятельно использует полученные знания, умения, навыки в жизни.

Уровни оценивания:

Высокий - 35 - 30 баллов;

Средний - 29 - 24 баллов;

Низкий - 23 - 18 баллов;

Несформированный - 18 и ниже


Учебно-методический комплекс по программе.

Для педагогов:

1. Богатырева, А.А. Декоративно-прикладное искусство в детском саду/ А.А. Богатырева, Т.И. Богданова. Мозырь: Содействие, 2008.

2. Борисевич, М.В. Веселое тесто: организация кружковой работы по тестопластике в детском саду/ М.В. Борисевич. Мозырь: Содействие, 2008.

3. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателя детского сада/ Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985.

5. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: книга для воспитателя детского сада / Т.С. Комарова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1991.

6. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада / Н.Б. Хамзова. М.: Карапуз; Сфера, 1986.

7. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова, М.: Сфера, 2000.

8. Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. М.: Просвещение, 1984.





© 2010-2022