Использование разных материалов на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование разных художественных материалов

на уроках изобразительного искусства

Опыт работы с детьми разного возраста в условиях специальной (коррекционной) школы убедил меня в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных техник и материалов. Сталкиваясь с тем или иным материалом, ребёнок открывает для себя удивительный мир - мир творчества.

Начинается знакомство с многообразием художественных материалов уже в первом классе. Но в этот период мною реализуется задача познакомить ребят с правилами обращения с художественными инструментами (карандашом, акварелью, гуашью, бумагой, ножницами), показать связь изобразительного искусства с жизнью. На этот момент у детей уже присутствуют те аспекты их обычной, естественной жизни, которые по своей сути являются формами художественной деятельности. Они являются обязательными способами становления личности ребёнка и его социализации.

Для ребят становится открытием, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью, то есть очень похожи на работу художников (строить из кубиков, песка, снега, раскрасить платье для куклы, вылепить для неё посуду, сделать из подручных материалов предметы мебели и т.д.). В игре мы знакомимся с тремя видами художественной деятельности (взятые за основу Б. Неменским в программе по изобразительному искусству и художественному труду, по которой я работаю). Увидеть в окружающей жизни работу художника в том или ином направлении - с этого начинается познание огромного, сложного мира пластических искусств.

Более глубокое и детальное знакомство детей со всем богатством изоматериалов проходит во втором классе. Вся первая четверть «Как и чем работают художники» посвящена ознакомлению детей с разнообразием материалов и приёмами работы с ними. На уроках я делаю акцент на развитие умений в работе с разнообразными художественными материалами. Для того, чтобы встреча с новым принесла детям радость, чтобы они смогли проникнуть в необычайный мир красочных смесей, узорчатости линейных штрихов, пластичности объёмных материалов, использую разные приёмы и методы: показ, беседу, объяснение, упражнения. Но больший эффект даёт, конечно же сказка (сказки В.Сутеева, сказки о красках и т.д.). Я думаю, что это самый выигрышный вариант при ознакомлении детей с основными и смешанными цветами, ролью ахроматических красок. И это не только таинство их смешения во время работы, но и красота засохших палитр, на которых краска приобретает свою самостоятельную значимость, превращаясь в реальные ландшафты с горами и холмами фантастических очертаний, морями и прозрачными озёрами.

На каждом уроке изобразительного искусства, помимо образовательной задачи, я ставлю и задачу нравственную. Меня волнует не только то, чему научится ребёнок в практическом плане, но и то, как он предлагаемый материал воспримет, сумеет ли он понять и почувствовать чужую боль или разделить радость? Исходя из этого, свой урок, посвящённый знакомству с графическими материалами, я стараюсь максимально окрасить эмоционально. Рассматривая разные деревья, мы стараемся разглядеть не только их внешние очертания, но и судьбу (мощный, сильный вековой дуб; хрупкая и изящная рябина; стройная и кудрявая берёза; раскидистая, с поникшими ветвями ива и т.д.). мы приходим к выводу, что самым «удачным» материалом для изображения деревьев зимой являются графические. Практическая работа выявляет целый букет образных решений, которые находят ребята. Работа графическими материалами продолжается и в последующем, например на уроках по темам «Чёрное и белое - основа языка графики», «Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр в искусстве», «Натюрморт в графике» в 6 классе. Здесь ребята учатся не только работать карандашом или углем, но и передавать характер изображаемого, своё отношение к тем или иным вещам.

Тема «Пейзаж в графике» раскрывается мною в 6 классе с помощью техники граттажа. Мы приходим к выводу, что графические материалы так же, как и живописные, разнообразны. Тушь, воск, игла - материалы, которые использует в своей работе художник-график. Игла может выполнять ту же функцию, что и простой карандаш, и результат получается нисколько не хуже, а порой даже интереснее, образнее. А на материале серии уроков «Герои. Борцы. Защитники», говоря о героях космоса, дети сами предлагают использовать вышеназванные материалы для воплощения своего замысла.

С изобразительными возможностями бумаги дети знакомы ещё с детского сада. Поэтому цель уроков, на которых работа идёт посредством применения этого материала, направлена на то, чтобы показать, какими чёткими и яркими могут оказаться изображения, выполненные из цветной бумаги (аппликации на тему «Осенний ковёр», «Выражение характера человека через украшение» во 2 классе, «Древние соборы» в 4 классе).

Помимо использования бумаги для аппликации, мы знакомимся с ребятами с выразительными возможностями бумажной пластики. Материал, помогающий создать выразительные образы - простой лист белой бумаги. С его помощью мы изготавливаем игровую площадку, фонари, макет восточного города с минаретами и башнями, портик древнегреческого храма, фантастический город будущего, подводный мир. Пластичность бумаги я демонстрирую, показывая как из плоского листа путём сгибания, скручивания, надрезания, надсечения, разрезания по спирали получаются объёмные выразительные формы. Работа с бумагой в этом качестве помогает развивать у ребят пространственное мышление, конструкторские и комбинаторные способности.

Интересными получаются уроки, на которых в качестве предлагаемого для работы материала, является бумага, а решение изобразительной задачи ведётся в технике оригами. Изготовленные таким способом детали ребята используют и в своей повседневной жизни. Так, например, осенними ветками они украшают свой класс, маски многие ребята надевают на новогодний карнавал, а фигурки животных служат для них игрушками. Говоря о сказочных сюжетах в искусстве, мы изготавливаем такие работы, как «Царевна-лягушка», «Теремок».

Пластилин, пожалуй, является самым доступным из пластических материалов. Работа с этим материалом начинается в первом классе и продолжается практически на каждом этапе обучения в последующие периоды. Ведь ни что не может так точно передать характер любимого домашнего питомца, могучего богатыря, грациозную балерину и сильного атлета. Мы приходим к выводу, что как бы хорошо не было выполнено изображение на листе, будь то красками, или посредством графики, мы никогда не сможем увидеть его во всех сторон. Пластилин же такую возможность предоставляет полностью. Можно повернуть готовую работу, чтобы получше рассмотреть её, можно поставить маленький спектакль, оживив своих героев. А ещё пластилином можно создать рельефное изображение. И в этой работе проявятся все выразительные особенности этого материала.

Использую я на уроках и такие задания, которые требуют применения разных материалов: ткани, ваты, ниток, бумаги, клея. Самыми удачными на данный момент в моей практике являются блоки уроков на темы «Художник и зрелище. Путешествие в мир кукольного театра» и «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства».

При изучении первой названной темы мы знакомимся с ролью художника в театре, а результатом являются пальчиковые куклы. При изучении второй названной выше темы, я даю возможность детям выбрать самостоятельно материалы, поставить для себя изобразительную задачу. Здесь ребята изготавливают коней и куколок из мочала (ниток), используют проволоку для изготовления ажурных шкатулок, банки, нитки, бусины помогают им изготовить декоративные вазы. Понятно, что это не только развивает фантазию, но и помогает осознать ребятам практическую значимость занятий изодеятельностью, помогает поверить в свои силы и найти «самый удобный» для себя материал».

Не только изобразительная деятельность, но и слово играет важную роль на уроках. От того, какие учитель найдёт слова, чтобы создать нужное настроение во многом зависит успех урока. В этом плане мне помогают искусство слова (проза, поэзия), которое непосредственно воздействует на воображение, чувства и эмоции детей.

На уроках, помимо ознакомления с изоматериалами ведётся работа по накоплению знаний художественных терминов. Здесь мне помогают игры-викторины, кроссворды, например:

пЛастилин

тЕсто

гиПс

песоК

глинА
При разгадывании таких кроссвордов ребята начинают задумываться над многообразием материалов, которые могут быть применены в художественной работе.

Используется мною и музыка. Музыку я использую с разной целью. В начале урока она помогает создать краткий эмоциональный акцент, который определяет настроение всего урока. Музыкальные произведения используются и в качестве фона, на котором проходит практическая работа детей. музыкальные фрагменты используются в сравнительном анализе рядом с произведениями живописи, представляя собой материал для бесед с учащимися.

Уроки, на которых осуществляется принцип взаимодействия искусств, развивает воображение, образное мышление детей, воспитывает заинтересованного зрителя, слушателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художника, отучают детей от бездушного, поверхностного потребления информации. Однако не следует забывать, что каждое искусство имеет свой особый метод передачи содержания, свой особый выразительный язык, подменять который один другим на уроке нельзя.

«Вниманию детей не следует предлагать ничего отдалённого, ничего незнакомого, ничего такого, что находилось бы в постоянном и длительном соприкосновении с их бытием и деятельностью. Наоборот, а первую очередь, до их сознания нужно доводить близкое, современное, ежедневно и ежечасно на них влияющее; нужно также заставлять их осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Необходимо, безусловно, добиваться природосообразности развития душевных сил детей. То, что в их задатках и способностях является вечным и неизменным, должно быть при их развитии признано нерушимым фундаментом всех средств развития» [5]. Так писал в своих «Аксиомах» великий Песталоцци. Эти слова как нельзя лучше выражают моё видение вопросов, связанных с развитием ребёнка и становлением его как личности. Ведь главная задача уроков изобразительного искусства состоит именно в развитии ребёнка, воспитании в нём нравственных и духовных качеств и становлением его как личности. Главное - это не просто изобразить то, что требуется на уроке, а наделить изображаемое душой, характером. А чтобы работа получилась более выразительной, ребёнок должен подобрать необходимый материал, учитывая его выразительные возможности. Для этого мы и знакомим ребят с максимально возможными для применения художественными материалами.

Также необходимо иметь представление о том, что разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребёнка разные части руки (предплечья, кисть, пальцы). Так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и раскованность всей руки.

Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объёмное моделирование). Дети с большим успехом передают движения в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа, поэтому применение тех или иных материалов на уроках я стараюсь чередовать.

Очень важны для формирования у детей целостных представлений о выразительности художественного языка имеют те связи, которые лежат в основе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности. характер линий, цвета, объёма, формы, характер силуэтов просматриваются последовательно в изобразительных и декоративно-конструктивных занятиях.

Важно, чтобы и сам педагог не только знал виды и жанры изобразительного искусства, но и различные техники и материалы, которые используют художники и обучал работе этими материалами детей. Только так можно выстроить в сознании ребёнка систему ценностей, объединяющих людей, найти ту «точку опоры», которая, по словам Б.М. Неменского, служит краеугольным камнем, на котором строится вся мировая история и культура.

Литература

  1. Богатеева З.А. чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992 г.

  2. Горсул Н. Образная выразительность детского рисунка и художественный материал//Искусство в школе, № 5, 2001 г.

  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: просвещение, 1991 г.

  4. Искусство в жизни детей/Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г и др. М.: Просвещение, 1991 г.

  5. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества М.: ВЛАДОС, 2004 г.

  6. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004 г.

  7. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги М.: Просвещение, 1991 г.

  8. Основы эстетического воспитания/под ред. Кушаева Н.А. М.: Просвещение, 1986 г.

  9. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2003

  10. Ракитин В.И. искусство видеть. М.: Знание, 1972 г.


© 2010-2022