- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья «Метод проектной деятельности в практике педагога дополнительного образования»
Статья «Метод проектной деятельности в практике педагога дополнительного образования»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузмичева Н.А. |
Дата | 04.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья «Метод проектной деятельности в практике педагога дополнительного образования».
Автор: Кузмичева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Росток» г.Электросталь Московской области.
Исходя из целей, поставленных перед образовательными учреждениями для реализации в полной мере правительственной Стратегии модернизации образования,
учебный процесс должен способствовать решению следующих методических задач:
- формирования умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;
- формирования навыков самообразования, развития способности к академической мобильности обучающихся;
- формирования навыков работы в команде;
- развития умения сформулировать задачу и кооперативно её решить;
- формирования навыков самоконтроля.
Решение данных задач возможно с помощью метода проектов.
Проектирование-это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполной информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами и предоставляет возможность разноуровневого обучения детей с учетом их возможностей, способностей и личностных особенностей.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет исследовательского, поискового и творческого характера работы.
Как правило, выделяют следующие типы проектов:
Доминирующая деятельность:
- Ознакомительно - ориентировочные (информационные) проекты
. Направлены на сбор информации об объекте.
. Структура: цель, актуальность - > источники информации - > обработка информации - > презентация.
. Интегрируются в исследовательские.
- Практико - ориентированные, прикладные
. Четко обозначен результат деятельности участников.
. Результат практико-ориентирован.
. Структура проекта детализирована.
. Известна функция каждого участника.
- Ролевые, игровые
. Структура только намечается и корректируется до завершения работы.
. Участники выступают в определенной роли.
. Результаты конкретизируются в конце проекта.
- Творческие
. Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности.
. Четко определен результат и форма представления.
. Оформление результатов требует четко продуманной структуры.
- Исследовательские
. Выбор темы исследования.
. Выдвижение гипотез.
. Поиск и предложение различных вариантов решения.
. Сбор материала.
. Обобщение полученных данных.
. Подготовка проекта ( презентация, буклет, публикация ).
. Защита проекта.
Предметно - содержательная область:
- Монопроект
проводится:
. в рамках одного предмета.
. по наиболее сложной теме.
. структуризация по урокам.
. заранее планируется работа на каждом уроке по группам.
- Межпредметные (экологический центр, консультативный центр и т.п.)
. Выполняются во внеурочное время.
. Требуют квалифицированного координатора.
. Группы имеют четкие исследовательские задания.
. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.
- Надпредметные ( школьный пресс-центр, школьный театр и т.п. )
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
-
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
-
Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися под руководством педагога ( наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д. ). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
-
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
-
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
-
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
-
Защита проектов, оппонирование.
-
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Презентация проекта. Цель презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных лиц в поддержке разработки и реализации проекта.
( Примерная структуризация и оформление проекта см. приложение «Оформление интерьера кухни с помощью изделий из солёного теста»).
Литература:
-
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат - М.,2000.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М.,2000.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 - 2000.
4. Полат Е.С. Типология Телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.