• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья «Метод проектной деятельности в практике педагога дополнительного образования»

Статья «Метод проектной деятельности в практике педагога дополнительного образования»

Автор: Кузмичева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Росток» г.Электросталь Московской области.    Исходя из целей, поставленных перед образовательными учреждениями  для реализации в полной мере правительственной Стратегии модернизации образования, учебный процесс должен способствовать решению следующих методических задач: - формирования умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; - формирования навыков самостоятел...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Метод проектной деятельности в практике педагога дополнительного образования».

Автор: Кузмичева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Росток» г.Электросталь Московской области.

Исходя из целей, поставленных перед образовательными учреждениями для реализации в полной мере правительственной Стратегии модернизации образования,

учебный процесс должен способствовать решению следующих методических задач:

- формирования умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

- формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;

- формирования навыков самообразования, развития способности к академической мобильности обучающихся;

- формирования навыков работы в команде;

- развития умения сформулировать задачу и кооперативно её решить;

- формирования навыков самоконтроля.

Решение данных задач возможно с помощью метода проектов.

Проектирование-это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполной информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами и предоставляет возможность разноуровневого обучения детей с учетом их возможностей, способностей и личностных особенностей.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет исследовательского, поискового и творческого характера работы.

Как правило, выделяют следующие типы проектов:

Доминирующая деятельность:

- Ознакомительно - ориентировочные (информационные) проекты

. Направлены на сбор информации об объекте.

. Структура: цель, актуальность - > источники информации - > обработка информации - > презентация.

. Интегрируются в исследовательские.

- Практико - ориентированные, прикладные

. Четко обозначен результат деятельности участников.

. Результат практико-ориентирован.

. Структура проекта детализирована.

. Известна функция каждого участника.

- Ролевые, игровые

. Структура только намечается и корректируется до завершения работы.

. Участники выступают в определенной роли.

. Результаты конкретизируются в конце проекта.

- Творческие

. Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности.

. Четко определен результат и форма представления.

. Оформление результатов требует четко продуманной структуры.

- Исследовательские

. Выбор темы исследования.

. Выдвижение гипотез.

. Поиск и предложение различных вариантов решения.

. Сбор материала.

. Обобщение полученных данных.

. Подготовка проекта ( презентация, буклет, публикация ).

. Защита проекта.

Предметно - содержательная область:

- Монопроект

проводится:

. в рамках одного предмета.

. по наиболее сложной теме.

. структуризация по урокам.

. заранее планируется работа на каждом уроке по группам.

- Межпредметные (экологический центр, консультативный центр и т.п.)

. Выполняются во внеурочное время.

. Требуют квалифицированного координатора.

. Группы имеют четкие исследовательские задания.

. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.

- Надпредметные ( школьный пресс-центр, школьный театр и т.п. )

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:


  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися под руководством педагога ( наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д. ). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

  6. Защита проектов, оппонирование.

  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Презентация проекта. Цель презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных лиц в поддержке разработки и реализации проекта.

( Примерная структуризация и оформление проекта см. приложение «Оформление интерьера кухни с помощью изделий из солёного теста»).








Литература:

  1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат - М.,2000.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М.,2000.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 - 2000.

4. Полат Е.С. Типология Телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.

© 2010-2022