Статья на тему Активные формы и методы работы по развитию творческих способностей

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. (Из опыта учителя ИЗО и Труда школы «Бакалавриат» Ниязовой Зарины Эдильевны)

У каждого ребенка есть творческое начало.

Вопрос в том, как его сохранить и приумножить,

когда ребенок станет взрослым.

Пабло Пикассо

Почему все мы должны пользоваться своей творческой силой? Потому что ничто на свете не делает людей такими щедрыми, радостными, оживленными, смелыми и сочувствующими как творческая работа, творческая идея.

Для меня очень важна благоприятная эмоциональная обстановка в классе, в работе, в общении, в жизни в целом. Поэтому, одной из важнейших задач считаю создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроках изобразительного искусства с целью спокойного и планомерного развития творческой личности каждого школьника.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Внутренний мир каждого ребенка богат и неповторим. Занятие творчеством для детей словно волшебство, неподдельная радость и нет сомнения в том, что ни у одного ребенка не возникнет проблем с самореализацией. И здесь нужно, действительно, помнить, что внутренний мир каждого богат и очень индивидуален. Вспомните себя в возрасте 6 лет. Вы не оценивали себя, Вы не говорили «Я не умею рисовать». Вы просто рисовали, лепили - создавали! И все, что получалось у вас было прекрасно. У ребенка не может не получится, он делает, он творит, вкладывая свои впечатления, свой небольшой опыт, свое чистое восприятие себя самого и окружающего мира. На своих уроках, я ищу ключик к каждому, стараюсь зажечь «искру», вызвать неподдельный интерес к происходящему, чтобы каждый ребенок принимал участие в реализации себя как личности через творчество. Кому-то это дает радость, а кто-то начинает возвращать и приумножать уверенность в себе, и поднимать свою самооценку.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

В своей работе я применяю психолого-педагогические методы изучения личности школьника. Изучаю интересы и увлечения учащихся, особенности взаимоотношений со сверстниками, особенности взаимоотношений с творчеством.

Я использую методы педагогической диагностики: метод наблюдения, беседу, опрос, выполнения учащимися рисунка, на сколько быстро учащимся воспринимается информация, и насколько быстро, медленно идет ход мысли и работа над созданием своего неповторимого «шедевра». После сбора фактов, я провожу анализ и приступаю к разработке плана коррекционной работы. На протяжении обучения, эти методы диагностики, позволяют проследить за изменениями: самооценки ученика, отношению к своему творчеству и творчеству других, к способности понимать и уважать взгляд одноклассника, ценить его творчество, ценить индивидуальность как в себе, так и в других, а так же уровня ответственности и самостоятельности. Опираясь на результаты проведенных диагностик, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на «Я» каждого ребенка. При составлении программы использую технологию Джулии Кэмерон известного американского творческого деятеля, писательницы, прекрасного педагога по развитию творческого начала.

Выделяю основные направления деятельности по формированию творческого начала каждого ребенка:

«Я и искусство»

«Искусство видеть»

«Мудрость и красота мира»

«Синтез искусств» - игра, театр, книга, реклама, народные праздники.

«Волшебные руки»

«Коллективные работы» - стенгазеты, декорации, игры

Реализация этой программы:

- активизирует интерес школьников к разным видам искусства,

- способствует формированию раскованного, общительного человека, владеющего искусством творить, умеющего слушать, и главное - понимать услышанное;

- развивает живую фантазию, память, зрительную память, внимание, познавательные интересы детей;

- помогает детям творчески проявлять себя на других дисциплинах в школе.

Многие из нас хотели бы быть более творческими личностями, и многие в душе считают себя именно такими, просто не знают, как реализоваться. Наши мечты ускользают от нас, жизни кажутся какими-то тусклыми. Часто мы вынашиваем ценные идеи, но осуществить их не способны. Моя задача, как педагога, показать, что любое творчество открыто для нас, когда мы открываемся. Мы можем быть открыты для восприятия прекрасного в нашей душе словно дети, к восприятию перемен. Я считаю, что творчество - это опыт, и прежде всего - духовный, это путь к себе.

Поэтому, я также считаю своей задачей, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.

Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и постепенно поднимать планку, чтобы иметь возможность роста.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

беседы;

дискуссии;

игры;

выставки;

состязания;

конкурсы;

олимпиады;

наблюдения;

творческий труд;

поисковые эксперименты;

индивидуальные занятия;

художественно-эстетическая деятельность и т.д.

Считаю, что, прежде всего, мало просто «говорить», нужно показать своим примером. Мой лозунг «Я поделюсь с вами тем, чему научилась сама, к чему проделала длинный путь, и продолжаю идти».

И в заключение хочу привести высказывание знаменитой американской художницы Бонни Голдберг: «Каждое законченное произведение - это деяние, которое говорит о вере в процесс и ценность творчества, большое «да» вашему любопытству, изобретательности и смелости».

Ниязова Зарина Эдильевна

преподаватель ИЗО и черчения


© 2010-2022