Конспект занятия кружка Юный художник

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия кружка «Юный художник».

Тема: «Бабушкин платок».

Задание: создание эскиза платка для бабушки (праздничный или повседневный)

Прогнозируемые результаты

Прогнозируемые результаты. Дети научатся эстетически оценивать варианты росписи ткани на примере платка; понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназна­чен; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентированием изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки создания эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

Цели и задачи. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариан­тов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (компози­цию), украшение (характер деко­ра), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для бабушки (празд­ничного или повседневного).

Материалы: презентация «Павлово-Посадские платки»; заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы; гуашь, кисти, непроливайка; салфетка; платок.

Предварительная подготовка. Ученики выясняют, какие платки особенно нравятся их бабушкам. Если возможно - приносят в класс платок для экспозиции.

ноябрь 2014 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 35

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Ребята, тема сегодняшнего занятия - «Бабушкин платок». Предположите, о чем мы будем говорить?

Выслушиваются ответы детей.

- Как вы считаете, давно ли появился платок и какую роль он играл в ансамбле народного костюма?

Дети отвечают.

III. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

У. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой - убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца ХVII века он уступил место платку. Спустя век в русском языке появилось слово шаль, заимствованное из

персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор или украшая повседневный и праздничный женский наряд. Понятие «русский платок» признано во всем мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские «бобы», французские букетики «мильфлер», солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям. Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова из Павловского Посада.

Подготовленные ученики (девочки) читают стихотворения:

Город Павловский Посад

Славен мастерами.

Знают люди - стар и млад-

О платках с цветами.

Подарили мне платочек

Он цветет как летний сад.

Оказалось, это чудо сделал

Павловский Посад.

Как накину я на плечи

Расписную эту шаль,

Сразу все мои печали

Уплывут куда-то вдаль.

Прямо чудо, прямо чудо

Сотворили на века

Рукодельницы Посада,

Рукодельницы платка.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЛАТКОВ

Презентация «Платки из Павловского Посада» в сопровождении рассказа учителя:

Слайды 1-3

СлСреди известных всему

миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают

платки и шали из города Павловский Посад. Павлово-Посадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов,

скатертей из шерсти, хлопка и шелка.

Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

Слайды 4-5сссссСССлайды 4-

С5История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым в начале 60-х годов XIX века − спустя полвека с момента основания фабрики. Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма - сначала дворянского, а затем купеческого и крестьянского.

Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более

дешевых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Слайд 6

ЯНа предприятии сложилась единственная в своем роде Павлово-Посадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка - крока, который рассматривается и утверждается художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного ре-

цепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Слайд 7

СлС XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: «манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дере-

ва, с их помощью на ткань наносили краски. Каждый цвет требовал отдельной доски.

Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было трудоемким: вначале

узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовить «цветки» и «манеры»

величиной с весь платок было невозможно, поэтому рисунок делили на части. Для на

бойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Слайд 8

С На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как пунц, бордо, золото, салат,оранж, зеленый, бирюза, фиолет. С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шелковых или капроновых сетчатых шаблонов.

Слайд 9

С Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах - на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!

Слайды 10-11

СлаПечатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы - от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски - выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Слайд 12

Сл С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки, раскрашенные более чем двенадцатью красками. Эти изделия по своему внешнему виду и качеству превосходят прежние.

Слайд 13

С Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в

Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью.

Слайды 14-20

Павлово-Посадские платки.

Слайды 21-25

СЖенские портреты в платках и шалях.

Слайд 26

СВ узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий «огурец», «медальоны», овалы, звезды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины - второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Часто в «букете» художники используют лилию, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Русское поле пестрит разными цветами, все они дополняют друг друга и подчеркивают

яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим

подарком.

Слайд 27

СТолковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении.)

  • Набойка - способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.

  • Набивной - об узоре, рисунке, нанесенном на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесенным вручную или машинным способом).

  • Мануфактура (устар.) - фабрика, преимущественно текстильная.

У. Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось,

запомнилось?

Выслушиваются ответы детей.

V. ВЫСТАВКА ПЛАТКОВ

Создать эмоциональную атмосферу помогает импровизированная выставка

женских платков разного эмоционального звучания.

Дети выходят к доске с платками своих бабушек и демонстрируют их.

Ученики рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности

платка и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

У. Ребята, рассмотрите узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели?

Дети. Украшение каймы, угла, центра и четырех углов, свободная роспись.

У. Визитная карточка Павлово-Посадского платка - расположение на ткани узора.

Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские

цветы.

Композиция чаще всего строится с акцентом на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из

садовых цветов.

В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, построить угол, найти новый вариант узора.

Ребята, обратите внимание на характер узора.

Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется?

Д. Потому что он состоит из растительных элементов.

У. Найдите платки с геометрическим узором. НА 2014 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть

оформлен рисунок платка?

Д. В теплой или холодной цветовой гамме, а может и с контрастными цветами.

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА РОСПИСИ ПЛАТКА

У. Ребята, нарисуйте платок для своей

бабушки. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале на рисунок нанесите светлые

краски, потом, используя фантазию, заполните платок изображениями трав, цветов,

листьев, веточек, птичек, бабочек в соответствующей замыслу цветовой гамме.

ИТОГ занятия

У. Чему вы научились на занятии? Что было самым интересным?

Выслушиваются ответы детей.

На доске устраивается выставка детских работ.

Материалы к занятию

  1. platki.ru

  2. kleopatra.ru

  3. muztunes.net

  4. slovonline.ru

  5. artgalery.ru

  6. kykolnik.dreamwidth.org__

© 2010-2022