Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Рабочая программа по изобразительному искусству

6 класс











































Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.

В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год..

Обучение осуществляется по учебнику

6 класс Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. М.Просвещение 2010 год

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 35часа в год, 1 час в неделю.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.



Требования к подготовке учащихся.

Дети должны:

• Учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта,

портрета, проявляя самостоятельность мышления

Творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате обучения мчащиеся должны знать:

Особенности языка следующих видов ИЗО: живописи, графики, скульптуры.

Основные жанры ИЗО

Известнейшие музеи своей страны и мира, а также местные художественные

музеи Выдающиеся произведения отечественного ИЗО

Дети должны уметь:

Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом

Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом Добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы Передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица Передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы

В рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов Пользоваться различными графическими техниками

Оформлять выставки работ своего класса

Учебно-тематический план.


Тема урока

часы

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

1

Рисунок- язык всех видов ИЗО.

2

Объём-основа языка скульптуры.

2

Чёрное и белое-основа языка графики.

2

Цвет-основа языка живописи.

2

Познание окружающей действительности-основа изобразительной деятельности человека.

1

Анималистический жанр.

1

Пейзаж.

6

Натюрморт.

6

Портрет

8

Музеи мира

4

Итого

35


Ресурсное обеспечение программы:

Н.М. Сокольникова « Основы рисунка»,«Основы композиции», «Основы живописи», «Краткий словарь художественных терминов», Н.П.Костерин «Учебное рисование» , Л.А .Неменская «Каждый народ художник»,Е.И. Коротеева « Искусство и ты», Репродукции картин. Энциклопедия ИСКУССТВО, Энциклопедия юного художника. ИНТЕРНЕТ ресурсы.

Календарно-тематический план.

6 класс.

Тема : «Изобразительное искусство и мир интересов человека»


№ урока

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Количество часов

Содержание урока

дата

план

по факту

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Цель:Познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.

Стр. 8-23

Виды ИЗО: живопись, графика, скульптура. Язык художественной выразительности (композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура и т.д.)

1

Изобразительное искусство и его виды.

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Формат композиция. Ритм. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Навыки изображения формы предмета. Использование карандаша и красок.

Зрительный ряд: Мухиной, Ван Гога, Моне, Машкова, Ватагина, Кузнецова, Маттиса, Купреянова, Рылова, Микеланджело, Репина, Растрелли, Леонардо да Винчи, Врубеля и др.

Задание: Рисование разных линий в разных направлениях с заполнением цветом пространства между ними.



2-3

«Рисунок- язык всех видов ИЗО».

«Восприятие формы. Многообразие форм.»

Цель: Познакомить учащихся с основой графического искусства- рисунком, сформировать навыки работы линией в процессе создания эмоционально-художественного образа.

Стр. 24-47

Рисунок. Линия. Пятно. Силуэт.

2

Значение рисунка в работе художника. Линия, ширих, тон-основные средства выразительности рисунка.

Задание: Практические упражнения с простым карандашом.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Музыкальный ряд: произведения в которых выражено «крещендо»-постепенное усиление звучания, нарастание звука.

Пятно в изобразительном искусстве. Понятие силуэта. Тональная шкала. Ритм пятен. Композиция места. Доминирующее пятно. Линия и пятно. . Что такое форма?

Задание: Дорисовка случайных пятен.



4-5

«Объём- основа языка скульптуры».

Цель: Познакомить учащихся с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности, сформировать навыки в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале.

Стр. 48-53

Скульптута. Виды скульптуры. Объём.

2

Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

Отличие скульптуры от других видов ИЗО. Объём, трёхмерность- основа языка скульптуры. Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание).

Использование пластилина.

Умение использования языка скульптуры в собственной творческой деятельности.

Зрительный ряд: Микеланджело, Мухиной, Мирона, статуи фараонов (Древний Египет

Задание: Лепка из пластилина фигуры человека.

Материалы: пластилин, стекло, проволока, стеки.



6-7

«Чёрное и белое- основа языка графики».

Цель: познакомить учащихся с произведениями печатной графики, техникой производства гравюр на различных материалах, освоить приёмы построения композиции в графике.

Графика. Гравюра. Плановость.Тон. Пятно. Линия. Пятно.

2

Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), фактура в графике.

Тон, пятно, линия, точка- основа языка графики. Отношение чёрных и белых пятен. Их ритм. Нюансы тона.

Гравюра, линогравюра, офорт и т.д

Построение пространства (плановость)

Использование графических материалов (карандаш).

Зрительный ряд: Рембрандт, Фаворский. Гончаров, Голицин

Задание: Выполнение пейзажа в технике граттаж.

Материалы:бумага, тушь, перо.



8-9

«Цвет- основа языка живописи».

Цель:Познакомить учащихся со свойствами цвета, сформировать умения составлять сближенную цветовую гамму.

Стр. 38-45

Живопись. Цвет. Ньюанс. Насыщенность. Свет.

2

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная).

Цвет и цветовой контраст.

Фактура в живописи.

Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Соотношение тона и цвета.

Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.

Насыщенность цвета и его образное звучание. Мазки- лёгкий, пастозный, прозрачный, мазок по форме.

Зрительный ряд: Врубель, Малявин, Моне, Грабарь, Фальк, Моранди, Ренуар, Синьяк

Задание: Составить сближенную гамму применяя мазки типа « точка-кирпичик», «наклонной штриховки». Передать впечатление водной ряби, цветущей сирени, вишни, яблони

Материалы: бумага, кисти, гуашь.



10

«Познание окружающей действительности- основа изобразительной деятельности человека».

Цель: познакомить учащихся с творчеством русских художников, передать их отношение к русской природе и родине, сформировать понимание значения художника-патриота и гражданина.

Стр. 138-141

Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр

1

Расширение связей человека с миром природы с древних времён до наших дней, жанры в изобразительном искусстве. Анималистический Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр

Зрительный ряд: Шишкина, Васильева, Левитана. образцы искусства Древнего Египта, Малой Азии, Древнего Китая.

Задание: Выполнение набросков, эскизов по воображению. Рисование по представлению окружающего ребёнка мира.



11

«Анималистический жанр».

Цель: Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималистическим жанром искусства.

Анималистический жанр.

1

Жанры ИЗО (анималистический).

Выделение анималистического жанра в самостоятельный жанр, изображение животных из глины и камня, в скульптуре, в декоре, в архитектуре. Изображение животных.

Зрительный ряд: Серов, Васнецов, Ватагин, Ефимова, Чарушин, Дюрер.

Задание: Изображение животных в технике сухой кисти.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага.



12

Пейзаж - сфера искусства, в котором формируется отношение к природе»

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения пейзажа как самостоятельного жанра, показать разное понимание природы народами Востока и Европы, отразить значение русских художников 19 века в новом понимании красоты природы того времени.

Стр.

Русское изобразительное искусство. Пейзаж. Линия горизонта.

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: Создать эскиз эпического пейзажа «Дорога в большой мир, «Путь реки» и пр.



13-14

«Пейзаж в графике»

Цель: познакомить учащихся с понятием линейной перспективы, обобщить знания по теме «Печатная графика», сформировать работы в технике монотипии.

Стр. 164-171

Графика. Пейзаж. Гравюра. Офорт. Литография.

2

Основные средства пространственного изображения. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Техники экстампа: офорт, литография, линогравюра, монотипия. Декоративность экстампа, возможность иметь подлинное произведение искусства сразу во многих домах. Характер языка. Значение линии, пятна. Чёрно-белые экстампы пейзажного искусства.

Зрительный ряд: офорты- Рембранта, Матэ, Захарова, Литографии, гравюры.

Задание: выполнить эскиз гравюры на линолеуме по выбору учащихся.

Материалы: бумага, тушь, кисть, перо, палочка, кусочек линолеума.



15

«Художники выражают своё понимание красоты природы».

Цель: познакомить учащихся с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Стр. 152-163

Виды пейзажа. Воздушная перспектива. Линия горизонта. Живопись.

1

Пейзаж и его виды. Средства художественной выразительности пейзажной живописи: воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство.

Зрительный ряд: Электронная презентация.

Задание: Выполнить эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».

Материалы: по выбору учащихся.



16

«Построение пространства в пейзаже»

Цель: Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы. Сформировать навыки в передаче образа пейзажа.

Стр. 142-147

Пейзаж. Законы воздушной перспективы. Композиция.

1

Композиция в пейзаже. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

Задание: выполнение работы по эскизу предыдущего урока с учётом полученных на занятиях представлений о построении пространства.



17

«Роль колорита в пейзаже».

Цель: познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать умение создавать цветовое единство изображения.

Стр. 148-151

Пейзаж. Колорит.

1

Цветовое единство изображения. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности (гамма мажорная, минорная).Гармоничный колорит.

Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа (классицизм, романтизм, импрессионизм). Значение колорита в произведениях русских и советских художников.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: сделать два небольших эскиза с разным колористическим решением пейзажа.

Материалы: бумага, кисти, пастель, акварель.



18

Отношение человека к миру вещей»

Цель: Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека.

Стр.58-61

1

Значение предметов быта, различных вещей для жизни человека. Предназначение вещей.

Задание: Написать маленькую новеллу о ценно для вас вещи и нарисовать её на этом же листе.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, акварель или гуашь.



19

Отношение художника к миру вещей»

Цель: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Стр.56-57

Натюрморт. Композиция. Равновесие. Композиция.

1

История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды изобразительного искусства, в которых существует этот жанр.

Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте. Заполнение листа, равновесие и движение.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: композиционные рисунки карандашом (размером с ладонь)

Материалы: бумага, простой карандаш.



20

«Натюрморт»

Цель: формирование навыков рационального выбора точки зрения и формата для изображения натюрморта, передачи пропорций изображаемых предметов, грамотного размещения композиции на плоскости.

Стр. 62-67, 86-87

Натюрморт. Свет и тень. Тон. Композиция.

1

Пропорции предметов, характер формы и свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния. Свет как средство решения композиции (выделение смыслового центра при помощи освещённости).

Композиционное расположение предметов на листе бумаги.

Построение перспективы и передача пропорций каждого отдельного предмета, их взаимное расположение.

Передача фактуры предметов. Композиционные правила, приёмы и средства.

Правило золотого сечения. Передача симметрии и асимметрии в композиции.

Задание: Изобразить композицию натюрморта, выбранную на предыдущем уроке. Свет и тень, тон.

Материалы: мягкий материал, одноцветные мелки, уголь, карандаш, сангина, соус.



21

«Живопись натюрморта»

Цель: Обобщить знания по теме «Цвет в живописи», сформировать навыки работы над живописным натюрмортом.

Стр.68-75, 78-85

Натюрморт. Цвет. Контраст. Живопись.

1

Натюрморт как часть картины. Свойства цвета. Локальный цвет. Живопись натюрморта. Тональный и цветовой контрасты.. Рефлексивные связи.. Мазок.

Задание: Живописное решение натюрморта, выполненного на предыдущем уроке.

Материалы: кисти, акварель.



22-23

«Натюрморт в графике»

Цель: показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека. Формирование навыков работы в графической технике. Обобщение темы «Натюрморт».

Стр. 76-77

Натюрморт. Графика. Линия. Пятно. Тон. Свет. Светотень.

2

Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт.

Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого. Станковая графика. Книжная графика. Плакат. Промышленная графика. Учебно-оформительская графика. Значение линии, пятна, тона.

Задание: Рисование натюрморта из геометрических фигур карандашом с показанием светотени. или сделать из картона при помощи клея и ножниц натюрморт, откатать краской, сделать отпечатки.



24-25

«Вглядываясь в человека, жанр портрета, литературный герой.

Цель: познакомить учащихся с видами портрета и историей развития жанра, сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией.

Стр. 90-101

Портрет. Виды портретов. Пропорции.

2

Человек- главная тема в искусстве. Жанр портрета. Виды портретов: парадный, социальный, психологический, костюмированный, автопортрет. Композиционный строй портрета: погрудный, поясной, поколенный, однофигурный, групповой. История возникновения портрета.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: Выполнить наброски пропорций головы человека в фас и в профиль.

Изображение литературного героя не конкретного человека, а собирательного образа.

Материалы: карандаш, бумага.



26-27

«Вглядываясь в человека, жанр портрета, портрет в скульптуре»

Цель: знакомство учащихся с психологическим портретом на примере шедевров мировой культуры, формирование навыков и умениц в создании образа при помощи пластического метериала.

Стр. 102-111

Скульптура. Портрет. Форма. Конструкция. Пропорция.

2

Скульптурные композиции. Отдельная скульптура.. Передача в скульптуре особенностей характера человека через конструкцию, форму и пропорцию головы.

Зрительный ряд: скульптурные произведения.

Задание: лепка портрета персонажа по выбору учащихся с использованием каркаса.

Материалы: пластилин, глина, стеки, проволока, флаконы для каркаса.



28-29

«Портрет в графике»

Цель: дать понятие о характерных отличиях графического портрета, композиции, последовательности рисования головы человека. Познакомить учащихся с понятием «ракурс», сформировать умения изображать голову человека при различных поворотах.

Стр.112-119

Портрет. Графика. Ракурс. Эскиз. Целостность изображения.

2

Портрет. Портрет-характер. Портрет-документ эпохи. Портрет в графике. Рисование головы человека с натуры. Ракурс в изображении человека.. Рисование головы человека с натуры в разных ракурсах. Композиция в портрете.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: Небольшой портрет соседа по парте.

Анализ композиции портрета предложенного учителем.

Материалы: бумага, карандаш, уголь, сангина.



30-31

«Портрет в живописи»

Цель: Познакомить учащихся с портретом-обобщением в творчестве великих художников, показать значение единства всех средств композиции (ритм, пропорции, напряжённость и мягкость колорита)

Стр.120-125

Портрет. Композиция. Цвет. Колорит.

2

Композиция и цвет- средства выразительности портретной живописи. Колорит в портрете. Портрет- обобщенный образ героя.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: выполнение портретного изображения (на основе просмотра серии фотографий).

Материалы: бумага, карандаш, акварель.



32-34

«Музеи мира»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения музеев, показать их роль как хранилища духовного опыта человечества.

Музеи:Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо. Петергоф. Царское село. Павловск. Русский музей.

3

История появления музеев. Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Прадо. Петергоф. Царское село. Павловск. Русский музей.

Зрительный ряд: электронные презентации.



35

«Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств».

Цель: обобщить изученный материал по темам «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», проконтролировать умение учащихся самостоятельно ориентироваться в мире искусства.

Стр. 126-135

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Все основные понятия пройденных тем.

1

Игра-проект «Жанры искусства».















© 2010-2022