- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по пескографии (1-4 класс)
Программа по пескографии (1-4 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Строева Э.Г. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по "Пескографии"
(1-4 класс)
Разработала :Строева Э.Г. учитель ИЗО.
План-программа по пескографии
Пояснительная записка
Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка - сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт-искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г « Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».
Цель программы: сенсорное развитие детей школьного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства - пескографией.
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные
Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Предполагаемый результат к концу года:
-
Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
-
Подготовка детей к созданию предметных рисунков.
-
Более четкие и развитые движения пальцев рук.
Основные виды и формы совместной деятельности:
Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.
Индивидуальные объяснения и соавторство.
Фото и видео выставки текущих работ.
Структура совместной деятельности
Деятельность
Время
Мотивация
0,5
Гимнастика для мелкой моторики рук
0,5
Обучение технике пескографии
1
Физ.пауза
0,5
Выполнение
4,5
Любование
0,5
Эмоциональная установка на успешность
0,5
Всего
8
Взаимодействие с кадрами
В течение всего учебного года учителям предлагаются консультации по данному курсу, мастер классы.
Развивающая среда
Кружок «Фантазёры» проходит в изостудии, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеются оборудованные столы со специальной подсветкой, термически обработанный песок для рисования.
Отчётность
После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с участием детей.
Учебный план
Способы и приемы
Часов в месяц
Предполагаемый результат
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Пересыпание песка
1
1
0,5
0,5
0,5
-
-
-
Аккуратное пересыпание песка из ладони на стол
Собирание в кучки
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-
-
-
разгребать и собирать песок
Рисование пальцем
1
1
1
1
1
2
2
2
Проведение пальцем в разных направлениях
Оттиск ладошки
1
1
1
1
1
1
1
1
Прижимать ладошку с стеклу
Проведение линий
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
Рисование линий прямых и изогнутых
Всего
4
4
4
4
4
4
4
4
Итого
32
Учебный план
Тема
Месяцы
1
2
3
4
5
Песочек
1
Пятнышки
1
Кучки
1
Насыпушки
1
Точки
1
Палочки
1
Цветы-ладошки
1
Тарелка с баранками
1
Солнышко
1
Забор
1
Рыбки
1
Дорожки
1
Колеса
1
Улиточки
1
Дождик
1
Ветер
1
Колобок
1
Мячики
1
День Рождения котёнка
1
Свободная тема
1
Итого в месяц
4
4
4
4
4
Всего в год
20
Список рекомендуемой литературы
-
Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
-
Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика,1991.
-
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.
-
Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт - терапии. - М.: Эксмо-Пресс,2002.
-
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос - Пресс,2006.
-
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение,1988.
-
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия,1997.
-
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
-
ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992.
-
Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. - М.: Астрель, 2010.
-
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. - М., 2010.
-
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера,2005.
-
Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. - М.: Просвещение,1971.
-
Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.
-
Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.:ТЦ Сфера, 2005.
-
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
-
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Сфера, 2008.
-
Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Радянська школа, 1986.
-
Мелик - Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. - М., 1995.
-
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
-
Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
-
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
Комплексно - тематическое планирование
№
п\п
№
Тема
Программное
содержание
Сентябрь-октябрь
1
1
Песочек
Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
2
2
Пятнышки
Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков
3
3
Кучки
Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков
4
4
Насыпушки
Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.
Ноябрь-декабрь
5
1
Точки
Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
6
2
Палочки
Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков
7
3
Цветы-ладошки
Ознакомить детей с новым видом рисования на песке - рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
8
4
Тарелка с баранками
Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
Январь-февраль
9
1
Солнышко
Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
10
2
Забор
Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
11
3
Рыбки
Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.
12
4
Дорожки
Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.
Март-апрель
13
1
Колеса
Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.
14
2
Улиточки
Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
15
3
Дождик
Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
16
4
Ветер
Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
Май
17
1
Колобок
Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
18
2
Мячики
Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
19
3
День Рождения котенка
Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
20
4
Свободная тема
Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
Предполагаемый результат
-
Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
-
Создание рисунков в данной технике.
-
Умение аккуратно действовать с песком.
-
Более четкие и развитые движения пальцев рук.