Программа по пескографии (1-4 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Рабочая программа по "Пескографии"

(1-4 класс)













Разработала :Строева Э.Г. учитель ИЗО.

План-программа по пескографии

Пояснительная записка

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка - сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт-искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.

Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.

Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г « Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».

Цель программы: сенсорное развитие детей школьного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи:

Обучающие

Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства - пескографией.

Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Развивающие

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные

Развивать моторику рук, посредством работы с песком.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Предполагаемый результат к концу года:

  1. Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.

  2. Подготовка детей к созданию предметных рисунков.

  3. Более четкие и развитые движения пальцев рук.

Основные виды и формы совместной деятельности:

Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.

Индивидуальные объяснения и соавторство.

Фото и видео выставки текущих работ.

Структура совместной деятельности

Деятельность

Время

Мотивация

0,5

Гимнастика для мелкой моторики рук

0,5

Обучение технике пескографии

1

Физ.пауза

0,5

Выполнение

4,5

Любование

0,5

Эмоциональная установка на успешность

0,5

Всего

8

Взаимодействие с кадрами

В течение всего учебного года учителям предлагаются консультации по данному курсу, мастер классы.

Развивающая среда

Кружок «Фантазёры» проходит в изостудии, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеются оборудованные столы со специальной подсветкой, термически обработанный песок для рисования.

Отчётность

После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с участием детей.

Учебный план

Способы и приемы

Часов в месяц

Предполагаемый результат

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Пересыпание песка

1

1

0,5

0,5

0,5

-

-

-

Аккуратное пересыпание песка из ладони на стол

Собирание в кучки

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

-

разгребать и собирать песок

Рисование пальцем

1

1

1

1

1

2

2

2

Проведение пальцем в разных направлениях

Оттиск ладошки

1

1

1

1

1

1

1

1

Прижимать ладошку с стеклу

Проведение линий

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

Рисование линий прямых и изогнутых

Всего

4

4

4

4

4

4

4

4

Итого

32

Учебный план

Тема

Месяцы

1

2

3

4

5

Песочек

1

Пятнышки

1

Кучки

1

Насыпушки

1

Точки

1

Палочки

1

Цветы-ладошки

1

Тарелка с баранками

1

Солнышко

1

Забор

1

Рыбки

1

Дорожки

1

Колеса

1

Улиточки

1

Дождик

1

Ветер

1

Колобок

1

Мячики

1

День Рождения котёнка

1

Свободная тема

1

Итого в месяц

4

4

4

4

4

Всего в год

20

Список рекомендуемой литературы

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.

  2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика,1991.

  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.

  4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт - терапии. - М.: Эксмо-Пресс,2002.

  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос - Пресс,2006.

  6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение,1988.

  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия,1997.

  8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

  9. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992.

  10. Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. - М.: Астрель, 2010.

  11. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. - М., 2010.

  12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера,2005.

  13. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. - М.: Просвещение,1971.

  14. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

  15. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  16. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.:ТЦ Сфера, 2005.

  17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

  18. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Сфера, 2008.

  19. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Радянська школа, 1986.

  20. Мелик - Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. - М., 1995.

  21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1981.

  22. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.

  23. Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

  24. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.

Комплексно - тематическое планирование

п\п

Тема

Программное

содержание

Сентябрь-октябрь

1

1

Песочек

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2

2

Пятнышки

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

3

3

Кучки

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

4

4

Насыпушки

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

Ноябрь-декабрь

5

1

Точки

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

6

2

Палочки

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

7

3

Цветы-ладошки

Ознакомить детей с новым видом рисования на песке - рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

8

4

Тарелка с баранками

Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Январь-февраль

9

1

Солнышко

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

10

2

Забор

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

11

3

Рыбки

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

12

4

Дорожки

Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.

Март-апрель

13

1

Колеса

Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

14

2

Улиточки

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

15

3

Дождик

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

16

4

Ветер

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Май

17

1

Колобок

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

18

2

Мячики

Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

19

3

День Рождения котенка

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

20

4

Свободная тема

Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Предполагаемый результат

  1. Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.

  2. Создание рисунков в данной технике.

  3. Умение аккуратно действовать с песком.

  4. Более четкие и развитые движения пальцев рук.



© 2010-2022