Система уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме Писанка

Цель работы - создать рисунок для росписи писанки в компьютерном варианте. Первый урок посвящен знакомству с символикой и традициями народного искусства писанкарства. Учащиеся рисуют несколько вариантов росписи пасхального яйца.На втором уроке учащиеся создают рисунок в графическом редакторе самостоятельно или используя образцы.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме ПисанкаСистема уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме ПисанкаСистема уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме Писанка

Писанка- диво

система уроков (изобразительное искусство и информатика) в 5 классе











Учитель

изобразительного искусства

ДОШ № 85

Матренина Наталья

Станиславовна




26.02.2014

ДОШ № 85

Система уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме Писанка

Тема урока: Писанка-диво

Цель урока: Познакомить с одним из видов народного декоративно-прикладного творчества - писанкой, с историей возникновения писанки, ее видами. Обобщить знание детей о писанке как произведениях декоративно прикладного искусства; расширить и углубить знание учеников о народной символике. Развивать творчество. Воспитывать уважение к традициям и обычаям народа; формировать интерес и уважение к историческому прошлому человечеству, его легендам и верованиям.

Оборудование: Образцы писанок; плакаты с изображением символов-знаков, орнаментальной сетки (развода), поэтапной росписью писанок; альбомы,фломастеры.

Ход урока:

  1. Организационный этап урока.

Учащиеся входят в кабинет под звучание песни «Песенка джуры» О.Жилинского.

Музыкальное приветствие :

«Песенка джуры» О.Жилинского.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Как вы думаете, станет ли мальчик-джура настоящим казаком? Почему? Да, потому, что он сохраняет народные традиции, помнит свой род, свои народные песни, любит свой край.

- В песне поется: «Нам роздольний степ - вірний оберіг». А какие еще обереги вы знаете?

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня мы будем продолжать знакомиться с украинскими традициями, традиционными промыслами. Приход весны - это не только обновление природы, но и человеческой души. Вместе с весной приходит один из главных Христианских праздников - Пасха, Воскресение Христово. И на этот праздник обязательно расписывают писанки, это традиционный украинский промысел. Расписанная писанка будет охранять дом от гроз и пожаров, неприятностей и горя в течение всего года.

4 Тема урока:

Пасхальные яйца делятся на крашенки (одноцветные) и писанки - расписанные воском.

Для писанок используют сырые яйца. Окунув писчик (инструмент, которым наносят орнамент) в горячий воск, мастер рисует им по протертой уксусом шкорлупе.

Нанесение воска чередуется постепенным окрашиванием яйца («купанием» в краске) от светлого к темному. Затем яйцо нагревают и снимают воск.

А рисунок и цвет на писанке необычный. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. И чтобы узнать, что это за символы, послушайте сказку.

5. Рассказ учителя с показом приемов изображения:

На высокой горе курочка снесла яйцо. Оно было красивым, белым и радовалось от того, что появилось на свет. Решило наше яичко немного попутешествовать. Скатилось оно с горы и покатилось по тропинке. И тут встретило наше яичко на своем пути село. В нем жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали рожь, пшеницу и разные корма, а возле домов целый год цвели сады. Когда-то люди были там счастливы. Но их счастью, позавидовал злой колдун, который жил на крою села в темном доме. Он не умел смеяться, никогда не радовался, на его полях ни когда не созревал урожай. Колдун наговорил заклятья и на село нашли сумерки. В садах начали сохнуть деревья, на полях завяла пшеница. На селян напали болезни, они забыли, что такое радость, смех. Долго длилось эта беда. И тут в село зашел путешественник-мудрец. Он ужаснулся от того что увидел, и решил помочь людям. Путешественник заходил в каждый дом и дарил краски - желтую, красную, голубую и зеленую. При этом он сказал: «Вспомните, какого цвета небо, тот цвет подарит вам здоровье, цвет розы подарит радость и любовь, цвет солнца - хороший урожай, а цвет весеннего поля поможет возрождению природы. А вспомнить вам это все поможет то, с чего рождается жизнь. Долгое время селяне не могли понять, что им может помочь, пока не увидели, как с яичка вылупился маленький цыпленок. Тогда собрали все яички, покрасили их в желтый, красный, зеленый, голубой цвета, вышли за село и начали петь. Сразу небо стало ясным, на полях поднялась пшеница, расцвели сады, а люди смеялись и радовались. Чары колдуна рассеялись, и они решили красить яичко каждую весну.

Итак, мы узнали в какие цвета можно красить писанки. Давайте подробнее разберем значение этих цветов.

КРАСНЫЙ - жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость. ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.ГОЛУБОЙ - небо, воздух, воду, здоровье.ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира,жизнь.

КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.

ЧЕРНЫЙ - цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев- огородников.

Запомните эти цвета, они нам понадобятся в работе.

Яичко продолжило путешествовать, чтобы помогать всем, кто в этом нуждается.

Как-то раз закатилось оно в село, в котором почему-то было тихо и грустно. «Что случилось?» спросило у дерева, что стояло над засохшим озерцом. Тяжело вздохнуло дерево и сказало: «Уже полгода, как нашу землю оставила радость. Наше село минуют дожди, ветры выдувают семена с земли, а солнце палит так, что высохли и речка, и озеро, даже ночью очень жарко. Люди долго боролись с этой бедой. Все сеяли и сеяли новый урожай, но неудачно. А сейчас саженцы слабые, а все что осталось с прошлого урожая, отдают детям. А что будет дальше?» Снова вздохнуло дерево и еще больше склонилось. Грустно стало яичку от такого рассказа. Решило оно немедленно помочь людям .

В одном маленьком дворике в песке игрались дети. Они были тихие и невеселые. Яйцо покатилось к ним и начало кататься по песку. Удивленные дети увидели, что после яичка остается след, похожий на ромб. Потом оно начало подскакивать, и в центре ромба появились большие точки. Яичко покатилось еще раз, оставляя на песке длинную прямую линию, и закончило рисунок короткими отростками от нее. Линия стала похожа на грабли, которые стояли возле сарая.

Очень понравился детям такой рисунок, они улыбнулись, и произошло чудо. Загремел гром, налетели темные тучи, пошел сильный дождь. Дерево распрямило свои ветки, озеро наполнилось водой, а на грядках начали проклевываться ростки. Из домов выбежали удивленные люди. Они радовались и танцевали под дождем. Дети рассказали родителям о волшебном яичке. Все были ему очень благодарны.

Одна женщина взяла яичко, принесла в дом и нарисовала на нем те же знаки, что были на песке. Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабли - символ дождя. Наше яичко стало таким красивым! Теперь оно- Писанка!!!

Вот мы с вами и познакомились с символами, которые обозначают богатый урожай, который очень важен для земледельцев. В этом эпизоде мы узнали геометрические символы.

Вскоре яичко прикатилось в Коломию. Здесь было все по-другому. взрослые и дети весело смеялись, сады и поля зеленели, зрели овощи и фрукты. Люди с радостью работали возле своих усадеб. А их домики радовали глаз цветами и петушками на стенах. На завалинках сидели старики с внуками. И везде казалось такое спокойствие и счастье, что забылось все плохое и злое.

Во дворе среди кур гордо выхаживал петух. Писанка покатилась к нему и спросила: «В чем причина такой радости и счастья?» Петух глянул на нее свысока и рассказал: «В нашем селе всегда жили трудолюбивые люди, всегда царили любовь и спокойствие. Добро, мир, здоровье стали традицией. А еще с давних времен наши селянки весной раскрашивают писанки. На них они изображают знаки-символы здоровья и долголетия. Чтобы ни кто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А рисунок бесконечника способствует тому, что бы наши люди жили долго, несчастье не приходило к ним, а у пасечников был хороший медосбор.

В каждом доме расписывают и берегут писанки. А за тем чтобы всегда были яички, следим мы, петухи». И петух снова гордо начал расхаживать среди кур.

Вот такое счастливое место встретила наша писанка на своем пути. Попрощавшись с петухом, она весело покатилась дальше зелеными лугами.

Так же для здоровья на писанках рисуют подсолнечник, веточками сосны и вербы - это растительные символы.

Пожалуйста, зарисуйте и эти символы в своем альбоме.

Как вам известно, если есть здоровье, то и все приложиться. Но бывает и так, послушайте:

Писанка пришла в гости к одинокой красавице. Она подкатилась к ее дому и постучала в дверь. На стук вышла девушка. Она увидела красивую писанку, удивилась и спросила, зачем она пришла к ней. Наша писанка ответила: «Я знаю, что ты давно хочешь любви. Но не можешь встретить того, кто заколдует твое сердце. Послушай меня внимательно и сделай так, как я посоветую. Я было обыкновенное яичко, а стало писанкой, и рисунки не простые, это знаки-символы, которые помогают добрым людям. Когда ты нарисуешь на яичке символ любви, то сразу встретишь свое счастье».

- «Что это за символы?» - заинтересовалась девушка.

«Давным-давно символом любви считается голубь, продолжала писанка, - не найдешь на свете такой пары как пара голубей. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует сосна. Для того чтобы узнать через сколько девушка выйдет замуж, спрашивают про это у кукушки. Поэтому кукушка есть символом любви. А чтоб быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками. Выслушала все девушка и начала расписывать писанку. Прошло немного времени, как к ее дому приехал красавец на вороном коне. Юноша и девушка полюбили друг друга, и наша писанка были почетным гостем на их свадьбе.

Вот видите, какие чудеса происходят, если знаешь что нарисовать на писанке. Давайте и мы зарисует эти символы. Здесь присутствуют растительные и животные символы.

Много путешествовала наша писанка, помогая людям. Путнику, который пожаловался, что его скот дерут дикие звери, птенцов уносят хищные птицы, а в огороде зайцы поедают капусту, писанка посоветовала рисовать на писанках символы-предупреждения. От хищных животных - «зубы волка и медвежьи лапы», уберечь огород, - заячьи уши», а от хищных птиц поможет клюв на писанке.

Супружеской паре, у которой не было детей, писанка посоветовала нарисовать цветы и раздать писанки детям.

Вот такие советы дала писанка и собралась в дорогу.

(Ученики так же зарисовывают все символы в альбоме).

Наша писанка докатилась до села, в котором было весело и красиво. На площади возле прекрасного храма, собралось много людей. Было празднование - день воскресения Иисуса Христа - Пасха.

Она подкатилась поближе и увидела, что люди держат корзинки с пасхами, крашенками и писанками. Наша писанка обрадовалась, что их так много. А еще она увидела, что орнаменты на яичках немного другие, чем на ней. Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а так же были писанки с крестами, окруженными бесконечниками, и надписями «Христос Воскрес»

Это была такая красота! Писанки познакомились между собой, каждая рассказала про свой орнамент, потом все приняли участие в праздновании Великого праздника.

Давайте зарисуем оставшиеся символы - это христианские символы. А вы знаете, что в старину писанки делали только женщины? Надев чистую рубаху с чистыми мыслями, чистыми руками начинали работу.

Пока мастерица создает свою писанку, она держит в руке яйцо около трех часов и постоянно думает о том, для кого оно пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию этих добрых пожеланий.

Как мы уже знаем, мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы. Рисунки эти исполнялись в стилизованной форме.

Узоры писанок наделялись глубоким смыслом, были символичны. Эту символику разделяют на несколько групп.

Солнечные, растительные и животные, геометрические.

Солнечные символы обозначают свет, тепло, разгоняет темные силы, дает жизнь на земле.

Среди животных символов есть символы, которые являются символами солнца - это волк, сокол, пчелка.

Животные символы не всегда изображаются полностью. Можно использоваться одну деталь - усики пчелки, крылышки, брюшко и т.д.

Среди растительных символов чаще всего встречаются подсолнухи, дубовые листочки, яблоньки, елочки, сосновые веточки. Все это символизирует пожелание силы, здоровья, чистоты, нежности, красоты.

Животные символы несут в себе пожелание долгой и плодородной жизни как хозяину писанки, так и его живности.

Геометрические символы (узоры) например треугольники, ромбы и др. фигуры. Писанки с такими узорами дарились с пожеланием счастья желаний, каждый треугольник - это одно пожелание. Круги - это символ поиска лучшего житья.

Решетка - символ разделения добра и зла, символ переплетения нитей судьбы; дорожка - вечность движения. Цвет в писанках, как мы уже знаем, также символичен.

Посмотрите внимательно на писанки. Что кроме символом вы заметили на них? (сетка).

Правильно. Эта сетка называется разводом. Развод - основа орнамента. Сначала рисуется развод, а в нем уже дорисовывается орнамент.

Орнамент писанки имеет такое строение, что со всех сторон виден повторяющийся (ритмический) узор. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.

Посмотрите, как мы можем разделить поверхность яйца на поля (схема разводов). Зарисуйте схемы, которые вам понравились в альбом.

Ну вот и закончилось путешествие нашей писанки.

6.Итог: На следующем уроке мы попробуем нарисовать свой оберег с помощью компьютера, используя те символы, с которыми познакомились сегодня.

Урок № 2

Тема урока: Писанка-диво

Тип урока: бинарный

Цель урока: . Обобщить знание детей о писанках как произведениях декоративно прикладного искусства; углубить знания учеников о народной символике. Формировать умение рассматривать и изучать предложенный образец, навыки работы в компьютерной программе Paint; развивать чувство композиции в определенной форме (формы яйца), цветовое решение образа; развивать творчество. Воспитывать уважение к традициям и обычаям народа.

Оборудование: Деревянные писанки, образцы писанок; плакаты с изображением символов-знаков, орнаментальной сетки (развода), поэтапной росписью писанок; компьютеры.

1.Организационный момент: Слайд 2 (2 мин)

Вход под музыку Л.Дичко «Писанки»

-Здравствуйте, ребята! Узнали, какая музыка встречает вас на нашем уроке? Конечно, это писанки, наши, украинские, знаменитые на весь мир! Им ставят памятники, о них пишут стихи и создают музеи (фото музея в Коломии)

Стихотворение «Писанка»

Розмалюю писанку, розмалюю

Гривастого коника намалюю

Розмалюю писанку, розмалюю

Соловейко-любчика намалюю

А сопілка буде грати, соловейко щебетати,

А гривастій кониченько славно танцювати

2.Мотивация: Сегодня снова в гостях у Чудо-писанки. Из прошлого урока мы с вами знаем, что любую из них можно прочитать, учитывая символику. Перед вами лежат таблицы символов, которые мы составили, когда следили за путешествием яичка- писанки

Толкование писанок звучит как поэтическое сказание, заключающие в себе глубочайший смысл.

Стихотворение «Писанка»

Ой, писанко, люба,

Які в тебе взори

То олені, півні,

Ялинки та зорі…

Дивуюсь, любуюсь,

Та знати б хотіла.

Що кажуть ті взори?

Скажи ж мені, мила.

Ялинка зелена

І олень рогатий

Тобі нагадають

Зелені Карпати

А той безконечник

Біжить безконечно,

Бо правда не згине,

А житимо вічно.

Тепер розумію,

Недаром же мати

Нам наказала

Тебе шанувати.

Бо щастя віщуем.

Ті, писанко-іічко

Посвячена в церкві

В Воскресную нічку

Слайд 3.

Например: зеленый цвет - это пожелание здоровья, белый - чистота; в основу паутины входит символ солнца - значит пожелание добра, света и тепла, паутина трудолюбие и достаток, полоски по бокам - дорога.

А все вместе звучит так: «Я желаю от чистого сердца тебе крепкого здоровья, тепла и света в твоем доме, а на пути к успеху, чтобы с тобой было только добро, и миновало тебя зло. (3 мин)

  1. Актуализация: Попробуйте прочитать вашу писанку, которая лежит перед Вами с помощью таблицы символов, созданных на прошлом уроке. Слайд 4,5

Учащиеся прочитывают писанку (предварительная работа) (6 мин)

  1. Практическая работа:

Сегодня мы попробуем создать свою писанку с помощью компьютера. Компьютерные краски сочные и яркие, линии прямые, а карандаш и кисточка необычные. Давайте вспомним, какие есть инструменты для работы. Для этого открываем программу Pait назывем их и показываем

(2 мин)

5.Немного разомнемся

Физкультминутка (видио) (2 мин)

и приступим к работе. (20 мин)

В начале работы подписываем картинку с помощью инструмента «Надпись».

С помощью инструмента «Овал » нарисуем яичко. Если не получилось - отменим и начнем с начала. Пусть наше яйцо сразу станет крашенкой. Выберите необходимый вам цвет и залейте краской.

Начнем с развода, основы орнамента писанки. Наносить его будем прямыми линиями. Между линиями изменим цвет на необходимый нам. Если что-то не получилось - сразу переделываем, удаляем. Работать будете вдвоем, придется советоваться, учиться друг у друга. Не зря говорят: «Одна голова хорошо, а две - лучше» Постепенно добавляем элементы символов, используя инструмент «линия». Линию можно взять необходимую по толщине и цвету, последовательно выбирая соответствующий.Точки ставим, используя инструмент «овал», прямоугольные детали - вставляя готовые прямоугольники. Желаю Вам создать свой собственный оберег.

Слайд 6

В середине работы - разминка для глаз (отдельная программа на учительском компьютере)

Работы сопровождают песни о писанке.

Сегодня на уроке мы познакомились с одним из видов народного декоративно-прикладного творчества - писанкой. Мы узнали, что писанка не только красиво расписанное яйцо, что само написание писанки происходит как обряд и имеет свое предназначение, свой смысл. Писанка - это оберег. Оберег для человека, для семьи, для дома. Ее знают во всем мире. Ваши обереги мы с Надеждой Николаевной соберем в один документ, распечатаем и составим книжку «Пасхальный вернисаж».

6.Домашнее задание: Подумайте, кому бы вы хотели подарить свою писанку и какое пожелание на ней оставить?

Ребята, попробуйте дома придумать сказку, рассказ или стихотворение о той писанке, которую вы нарисовали. Ваши рассказы мы так же поместим в книжку.

Учитель благодарит детей за хорошую работу и прощается с классом.

pesnik.ru/mp3/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0





Символика писанок

1.Солнечные символы обозначают свет, тепло, разгоняют темные силы, дают жизнь на земле.

2.Растительные: подсолнухи, дубовые листочки, яблоньки, елочки, сосновые веточки.

Все это символизирует пожелание силы, здоровья, чистоты, нежности, красоты.

3.Животные символы: рыбка, петушок, голубь, кукушка, олень, пчелка .

Пожелание долгой и плодородной жизни хозяину писанки и его живности.

4.Геометрические: треугольники, ромбы и др. фигуры.

Писанки с такими узорами дарились с пожеланием счастья, каждый треугольник - одно пожелание. Круги - символ поиска лучшей жизни.

Решетка - символ разделения добра и зла, символ переплетения нитей судьбы; бесконечник - вечность движения.

4.Цвет: КРАСНЫЙ - жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость. ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства. ГОЛУБОЙ - небо, воздух, вода, здоровье. ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.

КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие. ЧЕРНЫЙ - цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев - огородников

© 2010-2022