• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Развитие художественно - творческих способностей учащихся, на занятии изобразительного искусства

Развитие художественно - творческих способностей учащихся, на занятии изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБЪЕДИНЕНИЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

. Объединении «ИЗО» педагогом которого я являюсь, работает по программе дополнительного образования детей «Радуга». Данная программа помогает научить ребенка видеть красоту окружающего мира, дает ему возможность через художественный образ выразить свое отношение к миру, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, воображение, способствует приобретению специальных знаний и умений.

Цель программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Ведь каждый ребёнок интересен как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На занятиях в объединении дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Задачи программы:

  • Обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, ознакомление с теоретическими основами рисунка, живописи;

  • Обучение рисованию с натуры, по памяти, по воображению;

  • Ознакомление обучающихся с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего;

  • Развитие у детей художественно - творческих способностей и склонностей, фантазии, зрительно - образной памяти, чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально - эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;

  • Обогащение визуального опыта детей через посещение выставок, музеев;

  • Эстетическое воспитание и формирование духовной культуры учащихся, потребности общения с изобразительным искусством;

В начале учебного года в объединении проводился мониторинг оценки умений, навыков детей при поступлении в объединение. Он состоял в том, что бы отследить навыки владением кистью, карандашом, полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы. Результаты показали, что 83% детей, т.е. 10 человек, достаточно слабо владеют данными навыками и только 17% детей или 2 человека, имеют более высокий уровень навыков. В дальнейшем промежуточный мониторинг показал, что у 58% детей - 7 человек уровень развития навыков стал заметно выше и составил прирост, приблизительно, 41% или 5 человек. В тоже время у 42% детей - 5 человек уровень навыков значительно не изменился. В конце года планируется провести итоговый мониторинг, который надеюсь, покажет положительные результаты.

Для развития художественно - творческих способностей учащихся было выбрано несколько направлений изобразительного искусства: это декоративное, тематическое рисование, рисование с натуры, лепка, аппликация. На занятиях в объединении учащиеся стремятся делать интересные работы, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус, развивает стремление к совершенствованию своих умений, помогает оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. При этом мною учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к изобразительному искусству, используются различные техники работы с красками, графическими материалами, а так же росписи, аппликации, работа с природным материалом, и всевозможные нетрадиционные техники такие как: чудесное превращение кляксы, печать через трафарет, набрызги, рисование с использованием элементов аппликации. Такие нетрадиционные техники очень нравятся детям, и они с удовольствием применяют их в своих творческих работах.

Немаловажно воспитывать у учащихся любовь к творчеству и традициям русского народа. Поэтому приобщение детей к народному творчеству и знакомство с народными промыслами России проходит через непосредственное участие детей в национальных праздниках, например, «Зимние святки», «Масленица», а также экскурсии в музей, просмотр иллюстраций, презентаций. Рассматривая изделия прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни и труде своих предков. Наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус, обогащает речь ребенка. Дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их. Таким образом, у учащихся возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Одним из условий формирования творческих способностей у учащихся является стимулы. Самый эффективный стимул познавательной деятельности - ситуации успеха, которые стараюсь создавать на своих занятиях. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию познавательного интереса и творческих способностей личности.

Проявить свои творческие способности, талант и фантазию дает возможность участие в выставках и конкурсах. Учащиеся объединения «ИЗО» в 2013 - 2014 учебном году приняли участие во Всероссийских конкурсах: «Яркие впечатления», где 1 место заняли 5 человек, 2 место 1 человек. Во Всероссийском конкурсе «Снежный декабрь» 1 место заняли 2 человека, 2 место 1 человек. В муниципальном конкурсе « Нам в конфликте жить нельзя, возьмемся за руки друзья» мы так же заняли два 1 места. И еще 3 всероссийских конкурса «Наши четвероногие друзья», «Заселяем зоопарк», «Покорители космоса» и городская выставка детского творчества, посвященная проведению олимпиады «Сочи 2014» где мы ожидаем результатов. Полученные результаты, за участие в конкурсах, выставках дают детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.



© 2010-2022